Краткая биография лучшего авиаконструктора истребителей предвоенной эпохи:
В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» - Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В. Р. Менжинского. Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 коллегия ОГПУ [1] приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5, (пилоты - Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы.
В 1939 году бюро Поликарпова было разгромлено (отнято у Поликарпова), и куски его переданы брату Анастаса Микояна, чтобы пристроить последнего. Разработанный Поликарповым истребитель И-200, проект которого был захвачен Микояном, позднее вышел в серию под маркой МиГ-3, с задержкой на 2 года и, видимо, ухудшенными характеристиками по сравнению с тем, чего мог бы достичь действительный создатель.
Краткая биография двух лучших авиаконструкторов тяжёлых самолётов предвоенной и военной эпохи:
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).
. . . . .
Архангельский, Александр Александрович
Окончил в 1918 МВТУ. [1]
Начиная с 1912 года начал работать в Аэродинамической лаборатории при МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского. После окончания в 1918 году Московского высшего технического училища работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). С 1922 года Архангельский - ближайший помощник А. Н. Туполева, с 1926 года его заместитель, вместе с ним проектировал и испытывал аэросани и глиссеры, участвовал в создании первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-2, бомбардировщиков АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3). Был ведущим конструктором пассажирского самолёта АНТ-9 («Крылья Советов», 1929), большой вклад внёс в проектирование самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).
В начале 1930-х годов в ОКБ А. Н. Туполева возглавляет бригаду, на которую возлагается проектирование скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40). В 1936 году А. А. Архангельский назначается Главным конструктором по СБ, с переводом его на завод N 22 в Филях. Под его руководством в течение нескольких лет проектируется и внедряется в серию несколько модификаций СБ, ставших во второй половине 30-х годов основой фронтовой бомбардировочной авиации ВВС РККА.
В 1937 году арестован по ложному обвинению. В заключении работал в специальном КБ. Освобождён в 1941 году.
В 1939-1941 гг коллектив А. А. Архангельского проектирует и передает в серию пикирующий бомбардировщик Ар-2 и ведёт работы по опытному скоростному бомбардировщику «Б».
В 1941 году вместе со своим ОКБ А. А. Архангельский эвакуируется в Омск на завод № 166, где его коллектив передаётся ОКБ Туполева, а сам он назначается заместителем главного конструктора и принимает активнейшее участие в создании, доводках, развертывании серии самолёта Ту-2.
По возвращению в 1943 году в Москву работает в составе ОКБ на заводе № 156 по модернизации Ту-2. После окончания войны является правой рукой А. Н. Туполева в ходе выполнения программы В-29 - Ту-4. Во второй половине 40-х годов возглавляет работы по развитию семейства самолетов Ту-14. В дальнейшем, как первый заместитель А. Н. Туполева, выполняет огромный объём работ по созданию всех новых самолетов ОКБ и их модификаций. Участвовал в создании военных и пассажирских реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154.
Решением сталинского руководства, проект Ар-2 был фактически свёрнут, а Ту-2 до 1944 не поставлен в серийное производство, благодаря чему на протяжении бОльшей части войны советская армия осталась фактически без фронтовых бомбардировщиков.
(Пе-2 в качестве бомбардировщика был слаб, т.к. изначально проектировался своими создателями не для целей бомбардировки, а как высотный истребитель, и "переделать лань в слона" было решением компетентного в авиастроении и языкознании сталинского руководства.)
* * *
Д. А. Соболев, "РЕПРЕССИИ В СОВЕТСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ"
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm Солонин, "На мирно спящих аэродромах"