Очаровательный старинный балет, где мало привычного для современного зрителя - нет ни фуэте, ни головокружительных поддержек. Почти двести лет назад балет впервые встал на пуанты и это было сродни чуду - призрачность, эфемерность, надмирность утонченных балерин поражают зрителей по сю пору. Невесомым облачком, туманной дымкой скользят девушки в шопенках по сцене. Гибкие руки-лозы, грация. Но люблю я балет не за них. Признаюсь - я обожаю Джеймса. Поэтому выбираю состав с придирчивой тщательностью. И давно хотелось увидеть в этой роли любимца Евгения Коновалова, желательно с удачной партнершей. И вот балетные звезды сошлись - Сильфидой объявили нежнейшую и легчайшую Екатерину Осмолкину. Ура. Мечты сбываются - ее я тоже давно мечтала увидеть Сильфидой. Ну и гротесковый Колб в роли ведьмы Медж тоже здорово. Я бегу в театр, прихватив сына. Пока нам радость эту не прикрыли.
Да, я пристрастна. Сама улыбаюсь до ушей видя открытую, счастливую улыбку Евгения. Он так рад быть на сцене, что мощно транслирует свою радость в зал. При мужественном сложении и высоком росте у Коновалова на удивление легкий прыжок. Как за ниточку вверх потянули. И может он проиграет датской балетной школе в скорости и точности ног, но на мой взгляд все было очень здорово. И драйвово, с воодушевлением. Артист давно уже созрел для перевода в первые солисты. Джеймс Коновалова увлекающийся, немного легкомысленный юноша. Не романтик. Просто воздушная девушка затронула сердце, позвала в неизведанное, в другой мир, далекий от сельской шотландской рутины. А невеста, особенно приземленная особа в исполнении Гончар, не выбор его сердца и души, скорее всего выбрана по сговору родичей. Юноша пленен прелестью воздушной девой, наивному парню грезится близкое счастье. Осмолкина очень хороша, очень. Легка, нежна, тончайше лукава, всего очень в меру, без мультяшности, которая присутствует у Нагахисы. Это стопроцентно ее роль. Сильфида тоже влюблена - с увлечением делится с человеческим юношей своими лесными сокровищами, тайными секретами ( гнездышко птички разве не девичий секретик? - доверилась, показала Джеймсу, уверена в нем, не губитель он, чистый и открытый парень, и бабочку просит отпустить на волю). Именно эта пара могла бы быть вместе, они не из таких уж несовместимых миров, многое роднит их. Если б не злое колдовство и месть ведьмы. Если б не доверчивость Джеймса.
Люблю я кельтские мифы о крылатом народе под холмами. И после каждого спектакля я ломаю голову - прав ли Джеймс, сбежав со своей свадьбы. На первый взгляд однозначно нет. Нарушенная клятва невесте, тем более после накинутого на плечи Эффи шарфа, признака принятия в семью, в клан. Вроде бы все свидетельствует о безответственности и легкомыслии. Да и люди могут жить только с людьми. Стерпелось бы, слюбилось со временем. А как же мечты? Решимость следовать за зовом сердца, не испугаться прыжка в неведомое - симпатичные черты Джеймса. Ни один герой бы не прославился сидя у камина, у юбки жены - вспомним Сигурда победителя драконов, Кухулина. Да и выглядели Джеймс-Коновалов и Сильфида-Осмолина именно парой ( в отличие от, например, Степина-Нагахисы и Новиковой-Вагмана). Но вот насчет будущего - было оно у влюбленных или нет? Обычный сюжет, когда герой приводит в человеческий дом из леса нежить и она, отогреваясь у человеческого очага, в земной любви, становится женой, рожает неслыханной силы и умений детей, тут не проходит: Джеймс бежит из дома, на территорию эльфов-сильфов. Под холмами живут весело, поют и танцуют день-деньской, жизнь проносится как миг. Значит, ведунья Медж не только наказывает парня за грубость и неуважительность, за то что гнал страшную старуху от теплого очага, но и спасает его?Да нет, смеется и торжествует ведьма-губительница. Но и Джеймс не жилец. Помнится в баженовских сказах люди, что побывали в гостях у Хозяйки Медной горы тоже на земле не задерживались, тосковали и уходили рано в могилу. Так какова мораль: живи земным, не смей мечтать? Или безумству храбрых поем мы песню? И каждый спектакль отвечает на этот вопрос по-своему. Где-то Джеймс-неудачник. Где-то заблудший юноша, потерявший себя, семью, возлюбленную, жизнь. У Джеймса Коновалова чуть-чуть не хватило удачи ухватить мечту и удержать ее. Счастье было так близко. Скорее не хватило поддержки свыше. Серого волка или Конька-Горбунка, фей-крестных с подарками, которые курировали бы Джеймса и помогали бы в безвыходных ситуациях. Или волшебного артефакта, который бы играл на стороне юноши, а не против него. Нет, все-таки неудачник.
И все равно, вспоминаю спектакль и улыбаюсь. Дивной красоты сказка. И любимые шотландские танцы, жаль что мало, так быстро кончился спектакль, в полной мере насладиться не успела) Еще пойду.
Для памяти:
Дирижер - Гавриель Гейне (оркестр звучал очень хорошо и интеллигентно)
Сильфида - Екатерина Осмолкина
Джеймс -Евгений Коновалов,
Анна, мать Джеймса -А.Михайловцева,
Эффи -Надежда Гончар,
Мэдж -Игорь Колб,
Нэнси, подруга Эффи - Анита Ворошилова,
Гурн - Алексей Кузьмин