Открытие 239 сезона любимого театра с любимого балета - что может быть лучше и желаннее? А если еще любимейшая Джульетта и долгожданный мною Ромео Кимина, то можно только самой себе позавидовать - я там была, я это видела. И в который раз порадовалась что этот спектакль по-прежнему с нами, мы можем видеть его вновь и вновь, он все также неувядаемо прекрасен, глубок, мудр, актуален, трогает глубинные струны зрительских сердец, беспокоит, не дает себя забыть. Представить страшно, что этого чуда могло не случиться - тогда, 81 год назад. Но звезды идеально сошлись: невероятная и гениальная музыка Прокофьева, чистейшая и деликатнейшая хореография Леонида Лавровского, уникальная работа художника Петра Вильямса. И как камертон, задающий нужный звук для последующих исполнительниц Галина Уланова.
Олеся была чудесной Джульеттой. И что особенно поразило меня и обрадовало - нашла новые краски для своей героини, была иной, не такой как в ранее виденных спектаклях. Совсем уж юная резвая шалунья, которая не боится, выглядеть смешной, некрасивой, на всю катушку проживающая свое детство. Нет стеснения у героини при осознании своего расцветающего тела, задумчивость, принятие взросления, предвкушение счастья. Больше страдания в сцене с родителями, самозабвенная мольба, а не борьба и бунт, постепенно тающая вера, что этих людей можно упросить не убивать в ней живую душу. Жуткое, давящее отчаяние, когда вчерашняя беззаботная девочка осознает что со своими проблемами осталась одна одинешенька и никто ей не поможет, никто. Горячая мольба к Деве Марии, искренность которой выходила далеко за рамки театрального действия. Долгие метания, сомнения, страх недавней девочки в принятии первого самостоятельного решения в одиночестве. Ведь на балу, на балконе, в храме, в спальне она была вдвоем с Ромео, они делили все на двоих: любовь, решения, ответственность. А теперь одна. Никого рядом. И только вспомнив клятву Ромео, она решается выпить средство Лоренцо. Не героиня. Испуганный и отчаявшийся ребенок, которому не оставили иного пути.
Кимин-Ромео очень деликатный юноша, наивный, доверчивый, вся душа на распашку. Романтичный мечтатель. Очень бережные касания, поцелуи. Не пылкая страсть, а узнавание, любование, принятие возлюбленной. Принятие на всю жизнь, когда двое врастают друг друга. Но более всего выразителен Кимин был именно в движениях танца, не в пантомиме. Настоящий полет души - и в сцене на балконе, и в беге обратно в Верону. Неудержимой стремительной птицей влетел на кладбище. Последняя поддержка, когда Джульетта повисает с крестообразно раскинутыми руками ошеломила - на одной руке, с запредельным отчаянием (и моим страхом что сейчас случится непоправимое). Единственное что немного не понравилось - впечатление, что в основном вела роль Джульетта, а Ромео был ведомым. Еще не почувствовала в сцене объяснения вот этих шекспировских строк: «Я потерял себя, я не Ромео, Его здесь нет, он где-то там…» И такой притягательной мужской красоты и обаяния как у Шклярова у Кимина нет. Но он покорял красотой души и рыцарственностью, когда внешность не главное, любуешься внутренними качествами человека. Олеся и Кимин впервые танцевали в этом балете вместе, думаю, если случится им вновь исполнять главные партии, то будет вообще идеально, притрутся физически и эмоционально.
Кто меня однозначно и безоговорочно потряс - Тибальд Смекалова. Это было идеально, безупречно, мощно, впечатляюще. Воистину шекспировского духа и силы образ! Я отмечала его игру и в прошлый виденный спектакль с его участием (
https://obitel-ladogi.livejournal.com/22189.html) , увидев в нем служителя бога войны Марса. Сегодня от Смекалова было невозможно отвести глаз. Заворожил. Блистательный и эффектный, жестокий и безжалостный, но ничего мелкого, глумливого, монструозного. Не грубиян и задира, а боец за первенство своего рода, мститель-кровник (ведь вражда между родами зародилась давно), на балу - знатный вельможа. Герой Смекалова настоящий военный аристократ, а не воплощенное злодейство, его Тибальду присущи вполне человеческие качества, привязанность к семье, к своим сторонникам, он не чужд и сожалений, но только не во время боя, который и есть его истинная стихия. Настоящий человек своей эпохи - как описывал идеального правителя Макиавелли в своем «Государе». Цель оправдывает средства, а мудрый повелитель совмещает в себе лиса и льва.
Меркуцио Степина прекрасен - светлая личность, добряк и весельчак. В первом акте мне по-прежнему не хватало скорости и остроты ног. Но второй акт провел очень сильно, актерского мастерства ему не занимать. Эффектный бой с Тибальдом, трагическая смерть его героя не могла оставить равнодушной.
Такого пренеприятнейшего Париса как у Белобородова я и не припомню. Два года назад Белобородов мне откровенно не понравился, показался неинтересным, усреднено-обыденным, без изюминки и индивидуальности. Зато в этот раз актер вложил столько индивидуальности, что поначалу показалось перебарщивает)) Вышел вихляющейся походочкой как женщина с пониженной сооциальной ответственностью. Не аристократ, не воин, не красавец. Ажиотаж и внимание дам удивляло, чем он там находил любоваться в зеркале непонятно. Но тем не менее запоминающийся и психологически точный сложился образ - сластолюбца, прожигателя жизни и эгоиста. Трактовка далека от текста пьесы, но очень оживила спектакль.и образ получился выпуклый, запоминающийся, нестандартный.
Баженова великолепная артистка, но свою Кормилицу сделать такой же незабываемой как ее синьора Капулетти не смогла. И Лире Хусламовой ее образ уступает, много суетливости и не совсем ясен психологический портрет, есть противоречивые штрихи. А у Михайловцевой синьора Капулетти в принципе получилась. И Наумов старым Капулетти выглядел очень убедительно.
Мариинский кордебалет неимоверно прекрасен! Абсолютная вовлеченность в действие, полная самоотдача у всех, смотреть чистая радость. Отлично выступили трактирщицы, слуги, шуты, нищие, трубадуры и сверстницы. Моя глубочайшая благодарность коллективу! Только Кайшета выглядел как Кайшета - прыгуч, но приземления грязные, спина деревянная, напряженная. Игра? Какая игра? А вот Камилла Мацци сверстницей понравилась, ей идет образ.
Итак, балетный сезон открыт. Что он нам принесет совершенно не ясно. На октябрьские спектакли нет составов, планировать невозможно. К Новому году обещали премьеру «Дочери фараона» - дай Бог доживем и посмотрим.
Из приятных новостей - Давид Залеев выздоровел и приступил к репетициям. Слава Богу! Пусть быстрее восстанавливается.
Для памяти:
Дирижер - Гавриэль Гейне
Эскал, герцог Вероны - Пыхачов
Капулетти - Николай Наумов
Жена Капулетти - Екатерина Михайловцева
Джульетта - Олеся Новикова
Кормилица - Елена Баженова
Тибальд - Юрий Смекалов
Парис - Александр Белобородов
Ромео Монтекки - Ким Кимин
Меркуцио - Филипп Степин
Лоренцо - Дмитрий Шарапов
Бенволио - Алексей Недвига
Шут - Эрвин Загидуллин
Слуги Капулетти -Кирилл Леонтьев, Хорхе Паласиос (дебют), Денис Занейтдинов,
Друзья Тибальда - Вадим Беляев, Евгений Дерябин
Паж Париса - Анита Ворошилова
Хозяин трактира - Василий Щербаков
Служанки трактира - Юлия Спиридонова, Евгения Емельянова, Леа Томассон
Сверстница Джульетты - Камилла Мацци
Трубадур - Виктор Кайшета
Куртизанки - Александра Романова, Мария Огнева, Елизавета Каукина
Нищие - Ильмира Багаутдинова, Анна Смирнова
Народный танец - Евгения Савкина, Елизавета Куликова, Наиль Еникеев, Эльдар Янгиров