На ночную пасхальную молитву мы пошли чисто из-за эстетических побуждений. Вероисповедание у нас атеистическое, а вот грузинское пение нравится. Мы выбрали церковь Пантелеймон, которая расположена в районе Вера, т.к. певцы этой церкви устояли перед критичным глазом/ухом Т. на концерте в Иерусалиме два года назад. Мне было немного неловко, но мы заранее спросили разрешение в церкви, поэтому могли идти официально.
Для начала нужно было одеться по местным законам. Православная женщина должна приходить в церковь в юбке и с покрытой головой. Ясное дело, что юбки в моем рюкзаке не оказалось, а голову я могла покрыть только шерстяной шапкой или капюшоном. Поэтому юбка была одолжена у дочки Ирины, но т.к. колготок и туфлей у меня тоже не было, то пришлось одеть её прямо на джинсы. Большей безвкусицы быть не может, но искуcство требует жертв. При этом я ещё и стала похожей на религиозную еврейку, которая отправилась в поход. Волосы я сообразила обмотать шарфом, получился хиджаб и тем самым я была политкорректна ко всем религиям. В таком наряде мы добрались до... кладбища. а, да, я забыла сказать, что церковь именно там и находилась. В общем тут мне стала ясна цель поездки в Грузию - мы приехали для того, чтобы в клоунском наряде, в полночь, разгуливать между покойниками.
Лавина
К нашему приходу церковь была уже полной, но нам все-таки удалось найти удобное место. Удобное место это значит недалеко от стенки или колонны, так так сидячих мест нет, а прислонятся можно. Люди в церкви были радостные, активно покупали свечи и обменивались последними новостями. Должна сказать, что в Грузии люди очень набожные, постоянно крестятся, в церквях всегда полно народу, всех возрастов, молитва идет практически всегда. Это, наверное, утомляет, т.к. к полуночи народ выглядел уже подуставшим. В любом случае молитва началась, а с ней началось и пение. К сожалению первого было намного больше второго. Голос "ведущего" был немного монотонным, а стоящие люди только добавляли ощущение базара. Постоянно передавали деньги, чтоб купить ещё свечей, хотя вроде Иисус и выгнал торговцев из храма.
Где-то через пол часа всех попросили выйти из церкви, зазвучали колокола, все было торжественно, кажется священники ходили вокруг церкви, но из-за толпы я ничего не видела. Когда все вернулись в церковь, молитва продолжилась, а ней и пение. Но монотонный голос усыплял. Люди потихоньку стали спать друг на друге, кто-то посылал смски, кто-то просто звонил, одна девочка показывала подруге в сторонке фотографии мальчиков. Мобильники звонили постоянно и я была рада, что священником не был Иво Погорелич. Чтобы окончательно не заснуть периодически все громко кричали "Чешмаритад".
Дальше началось испытание для астматиков - людей в церкви не убывало, а свечи продолжали гореть и сжигать весь воздух. Я стала думать о ночной прохладе или Венталине, но пройти к выходу было невозможно, а пение удерживало. Кстати поют они в каком то модусе, название которого я забыла - эх, а я думала, что мне это не пригодится.
Вид с кафедрального собора Тбилиси.
Когда мне уже было все равно, молитва закончилась. На лицах появилось ощущение святости, люди причащались, а после этого выходили из церкви и тут пришло главное спасение в виде воздуха. Жизнь опять стала хороша, мы стали активно разговаривать с окружающими. На нас смотрели как на богов, ведь мы побывали в Иерусалиме. Под конец все дружно подняли Пасхи и вареные яйца над головой и нас окатили святой водой. Певцы пели, люди стояли счастливые и было ощущение праздника.
Потихоньку все стали расходится, а нас познакомили с певцами - ведь не каждый же день ради них выстаивают ночную пасхальную молитву и подарили вкусную Пасху. И под конец осторожно спросили: "А бывают ли евреи православными?"
Вид из монастыря Джвари.