Stage beauty - true story.

Mar 08, 2008 02:53

Путь первых актрис на лондонской сцене не был простым - публика далеко не сразу приняла эту оригинальную европейскую моду. Все началось в 1629 году, когда молодая королева Генриетта-Мария выписала на гастроли французскую театральную труппу, включавшую в себя профессиональных актрис. Представление, данное в театре Blackfriars, провалилось. Несчастных актрис освистали и прогнали со сцены, закидав яблоками. Некий Томас Бранд написал письмо епископу Лондона, в котором прокомментировал свое возмущение и поведение публики следующим образом: «чтобы они (актрисы) не вздумали впредь появляться на сцене»



Picture of Blackfriars Playhouse Theatre


Лондонских зрителей можно было понять. До сих пор все женские роли исполнялись юношами, обучавшимися актерскому мастерству у старших актеров, поэтому появление французских «феминисток» воспринималось как возмутительное новшество, с которым публику не примерило даже повторное выступление труппы в театрах Fortune и Red Bull. Неудача была очевидной и, после окончания гастролей Master of the Revels вернул, в качестве компенсации, часть суммы, потраченной актерами на приобретение лицензии, разрешающей давать спектакли на лондонской сцене.
Через три года - в 1632 году - героиня комедии Брома «The Court Beggar» Lady Strangelove, естественно ее роль исполнял юноша, произнесла следующие слова: «Мальчики - это прелестные актеры, но их матери могут играть свои партии женщин-актрис: потребность в этом сейчас возрастает». Однако из текста неясно к каким именно актрисам обращено послание. Нравы публики и определенная доля снобизма не покидала театральных деятелей. О перспективе появления профессиональных актрис отзывались с негодованием, а Prynne в своей работе Histrio-Mastix называет женщин на сцене «неженственными монстрами», «бесстыдницами» и «позором профессии».
Лишь через 20 лет, когда континентальные актрисы блистали на сцене и вызывали восхищение еврсопейской публики, сэр Дейвнант попробовал вновь познакомить английского зрителя с этим театральным новшеством. Мисcис Колеман довелось стать первой английской профессиональной актрисой. Именно она в 1656 году сыграла роль в опере «Осада Родоса» на сцене подпольного театра Rutland House. Это был очень осторожный шаг и, возможно, именно удачно выбранное время, когда любые театры находились под запретом, позволило вызвать истинный интерес у лондонского зрителя.
Так или иначе, но официальной датой появления первой английской профессиональной актрисы мы можем назвать 8 декабря 1660 года. Это выступление произошло ровно через месяц, после открытия мистером Киллигрю нового театра на корте Gibbon. Давали Отелло и роль Дездемоны впервые на берегах туманного Альбиона исполняла женщина. К сожалению мы не знаем как ее звали - исторические хроники не донесли до нас этой информации. В этот период в Королевской труппе Томаса Киллигрю играли две актрисы: Энн Маршалл- прима театра - и Маргарет Хьюз - некоторое специалисты склоняются к мысли, что именно она впервые исполнила роль Дездемоны.




Портреты Маргарет Хьюз. Художник - сэр Питер Лели

К презентации нового направления в развитии английского драматического искусства отнеслись серьезно. Специально для премьеры спектакля Томас Джордан написал пролог, в котором привлекал внимание публики к этому новому явлению:

"I come, uknown to any of the rest.
To tell the news; I saw the lady drest--
The woman plays to-day; mistake me not,
No man in gown or page in petticoat."

И высмеивал некоторые "прелести мужчин-актрис":

"Our women are defective, and so sized
You'd think they were some of the guard disguised;
For, to speak truth, men act, that are between
Forty and fifty, wenches of fifteen:
With bones so large and nerve so incompliant,
When you call Desdemona, enter giant."



Edward Kynaston - юноша на женских ролях, один из последних актеров подобного амплуа.
Именно о нем Сэмуэль Пепис написал в 1660 году: "самая прекрасная леди из всех кого я видел в своей жизни".

Конечно женщины не сразу вытеснили «шекспировских мальчиков» и определенное время в труппах сохранялась своеобразная «двухпартийность» в распределении женских ролей. Но гнев публики по отношению к актрисам сменился на милость и, более того, теперь уже юношам приходилось терпеть возмущение толпы, когда они рисковали появляться на сцене в женском платье. Интерес зрителей разрастался все с большей силой, когда настоящие женщины участвовали в сценах соблазнения и ухаживания, которыми изобиловали пьесы периода Реставрации.
Персональные королевские патенты, выданные руководителям театральных трупп - сэру Дейвнанту и мистеру Киллигрю в 1662 году , давали Высочайшее позволение на полную передачу женских ролей в руки женщин. Но мистер Киллигрю пошел еще дальше. В 1664 году он поставил комедию The Parson's Wedding, в которой все роли были исполнены женщинами. Это было сенсацией. Дамы в бриджах! Остроумные красавицы, скрывающиеся в чужом костюме, участвуют в авантюрах, утирают нос мужчинам, и отвергают любовь смазливых девчонок. Молодые актрисы, демонстрировали публике стройные ножки, обычно скрытые юбками. Они соперничали друг с другом и чувствовали себя максимально раскрепощенными. Неудивительно, что любовь публики к актрисам росла с каждым днем.

Известными актрисами периода Реставрации стали: Нелл Гвин- блистательная исполнительница комедийных ролей и, особенно, ролей травести, ставшая любовницей короля Чарлза II.
Из дневника Сэмуэля Пеписа.
2 марта 1667 года

После ужина я отправился в Королевский театр со своей женой посмотреть «Королеву Девственницу» - новую пьесу Драйдена, которую все очень хвалят за остроумие и надрыв - и это чистая правда. Комическая часть была исполнена Нелл, которая играла Флоримелла и я не смею надеяться увидеть подобное вновь. Король и Герцог Йорк присутствовали в зале. Такого прекрасного комического исполнения, я уверен, мир еще не видел прежде, ибо Нелл играла как сумасшедшая девчонка, намного лучше чем все остальные, когда она появляется в виде молодого джентльмена, полная огня и энергии превосходящей все, что я видел у других людей. Признаюсь, я восхищен ею!



Портрет Нелл Гвин кисти сэра Питера Лели.

Anne Bracegirdle - первая комедийная актриса конца семнадцатого столетия.



Портрет Anne Bracegirdle. Автор неизвестен

И Элизабет Барри - превосходная актриса, особенно отличившаяся в драматических спектаклях и трагедиях, давшая начало новому направлению - женской трагедии.



Портрет Элизабет Барри. Автор неизвестен.

Материал подготовлен специально для Mylord John Wilmot The Second Earl of Rochester

XVII век, шаг в прошлое

Previous post Next post
Up