Посвящается всем кто не был в этом музее или был так давно, что уже и не помнит что там.
Вначале была идея сходить в музей Ижавто, но информацию о координатах музея удалось раздобыть не сразу, поэтому первым стал музей Ижмаша. Сразу скажу, что не нужно путать: музей Ижмаша и музей Ижавто - две большие разницы.
В музее Ижмаша я не был ниразу, как так получилось - не знаю, я знал о его существовании очень давно, хотел туда попасть ещё с детства, теперь моя детская мечта осуществилась. Лучший музей города, по сравнению с этим музей калашникова и удмуртский краеведческий - эталоны скудности и бутафорской искусственности. Узнав адрес я подумал: «Черт, этож где-то в жопе, Свердлова 32, что за улица Свердлова?» Оказалось не в жопе, а прямо напротив памятника оружейникам, более того, в самом старом здании ижевска.
В музее сконцентрировано очень много уникальны штук, самая ценная - вот эта железяка, при виде ее ценители писают кипятком. Первое, что выпустил на свет ижевский завод - кладочные железки, насколько я понял их использовали в качестве арматуры при изготовлении древних фундаментов. Крайне нефотогенична.
В древние времена чертежи не котировались, вместо них пользовались уменьшенными копиями. Эти станки действующие.
В музее очень-преочень много оружия. Первые винтовки ижевского завода - трехлинейки системы Мосина. По словам экскурсовода во время Великой отечественной завод выпускал 18000 винтовок в сутки.
Винтовка для Сталина.
Стволы скрученые и завязанный узлом, экскурсовод говорит, что калибровочный шарик внутри не застрянет, поверим на слово.
Дешево и сердито, всего за один рубль.
Какие-то странные железные ноги.
Биатлонные винтовки, оказывается этот хитрый затвор придумали ижевские инженеры.
Это все знают что за штука.
Это ППШ, привязан проволочкой, чтоб не спиздили.
Это какой-то очень умный снаряд в разрезе.
А вот на этой штуке остановимся поподробнее. Это авиационная пушка ГШ-6-23. Детище тульских конструкторов, производства Ижмаша. Шестиствольная пушка, калибра 23мм, скорострельность до 12000 выстрелов в минуту или 200 в секунду. Отдача 5,5 тонн. Снаряд весит 200 г. им довольно легко можно поразить насмерть корову, и даже доставить ей неудобства (если использовать осколочно-фугасные снаряды). Это трудно представить, но я вам помогу.
Я тут посчитал, если такую пушку установить в кузов КамАЗа массой 20000 кг и начать стрелять назад, то при идеальных условиях (не учитывая силы трения и сопротивления воздуха) можно разогнать грузовик до 100 км/ч за 10,3 с. (при старте со световора сделает любую девятину) и при 100% точности попадания можно отправить на тот свет 2060 коров. Хотя пушка, конечно, предназначена чтобы палить по аэропланам противника. Самая скорострельная пушка в мире. Весит 73 кг (!)
Есть ещё одна пушка, одноствольная, но отдача - 8 тонн.
Есть вот такие уменьшенные АК-47 и СВД в сравнении с настоящим патроном и моей мобилой, действующие.
Как-то Михаил Тимофеевич Калашников сказал, что пожмёт руку тому кто сделает автомат лучше него, видимо после этих слов Никонов не спал ночами и сделал автомат лучше, Калашников пожал ему руку =). Так появился АН-94 (Абакан).
А самое интересное в этом музее - мотоциклы, для них, правда места не хватило. Очень жаль, стоят они буквально друг на друге, а ведь только из мотоциклов можно сделать отдельную выставку.
Самое интересное это конечно Иж-1, конструкции Петра Можарова. Выглядит очень внушающе. Уникальный образец, все детали оригинальные. Конструкция этого мотоцикла очень интересна. В те древние времена, когда создавалось это чудо мототехники в мире уже существовали 2 традиции мотостроения - американская (Харлей Девидсон) и европейская (БМВ). Немцы устанавливали на свои БМВ оппозитные двигатели продольного расположения с карданным приводом, Такие моторы были громоздкие и тяжелые, но с очень низким центром тяжести, что положительно сказывалось на управляемости. Типичный пример - мотоцикл Урал (в девичестве - БМВ). Американцы устаналивали на свои харлеи V-образный поперечный двигатель с цепным приводом, его приемущества - компактность и лёгкость, у него был выше центр тяжести, зато на сравнительно маленькую раму можно было установить большой мощный двигатель. Можаров поставил на свой первый мотоцикл V-бразный продольный двигатель, очевидно ему удалось совместить все недостатки как Харлеев, так и БМВ. Только в музее вам этого не скажут.
Ещё одна особенность Иж-1 - выхлоп в раму, то есть полая рама служит ещё и глушителем, никого в те времена не волновало, что сталь может прогареть. Сейчас трудно представить сколько грохота и вибраций издает эта машина при работе двигателя. Экскурсовод уверяет, что первый иж на ходу.
В этом месте необычно много болтов, видимо чтобы рессорная вилка крепче держалась. На первый взгляд может показаться, что мотоцикл выполнен из какого-то медного сплава, на самом деле он конечно стальной, покрытый желтоватым лаком.
Есть и более поздние ижики, все оригинальные, этот ИЖ Планета-2 проехал 5,3 км.
Есть более-менее современные мотоциклы и спортивные образцы разных лет. На сегодняшний день мотопроизводства на Ижмаше нет. Зато есть крутой музей. После его посещения у меня всё равно осталось ощущение что я пропустил что-то интересное.
Если захотелось сходить
адрес музея: ул. Свердлова, 32, напротив памятника оружейникам.
тел: 60-91-48
В другой раз расскажу про музей Ижавто.