«Ошибаются все, даже Бог» - сказал Беня Крик в надгробной речи, над могилой безвинно убиённого Иосифа Мугинштейна. Через много лет его слова вполне могли повторить агенты израильской разведки Моссад над могилой безвинно убиённого ими Ахмеда Бушики, по ошибке принятого за главу палестинской террористической организации «Черный сентябрь» Али Хасана Саламе.
И очень жаль, что этот эпизод не вошел в фильм Стивена Спилберга «Мюнхен», повествующий о работе группы ловких и умелых ликвидаторов Моссада, которая была послана отомстить за убийство 11 израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Интересный мог получиться эпизод.
Норвегия, Лиллехаммер, 1973 год. Норвежская полиция реконструирует убийство агентами Моссада Ахмеда Бушики.
Вечером 21 июля 1973 года на горнолыжном курорте Лиллехаммер, официант из Марокко Ахмед Бушики возвращался домой из кино, никого не трогая, со своей женой-норвежкой, находящейся на последних сроках беременности. Когда супруги вышли на остановке из автобуса, к ним подошли двое агентов Моссада, на глазах беременной жены в упор расстреляли мужчину из пистолетов, после чего на подъехавшей машине скрылись с места преступления.
Лиллехаммер был тогда небольшим сонным городком на озере Мьёса, где все друг друга знали. Группа чужаков в таком городе, сразу привлекла к себе внимание, и все местные быстро узнали про группу подозрительных приезжих. Да и как про них было не узнать, если моссадовцы коллективно остановились в отеле «Виктория» под вымышленными именами, но при этом взяли в прокат автомобили на свои настоящие имена?
.
Саламе был одним из самых приближенных к Арафату людей, одно время руководил его личной охраной,
считался лидером «Чёрного сентября» и одним из организаторов теракта в Мюнхене-72
Скрываясь с места убийства, агенты Моссада превысили скорость, и норвежский полицейский записал номерной знак машины. На следующий же день в аэропорту Осло, в этом автомобиле были задержаны подозреваемые в убийстве Ахмед Бушики израильтяне Марианна Гладникова и Дан Арбель.
Перепуганная Марианна Гладникова на допросе сразу же призналась, что работает на израильскую разведку, а на вопрос о своём адресе в Осло, указала конспиративную квартиру. Дан Абель повел себя еще более «профессионально» - после ареста оказалось, что он страдает клаустрофобией, и в обмен на перевод из тесной камеры в более просторную, Абель выдал имена своих коллег и всю ему известную информацию. Всего тогда было арестовано шесть членов «ударного отряда» Моссада, остальные к тому времени успели сбежать из Норвегии.
Был большой скандал, громкий суд, обвиняемые получили небольшие тюремные срока от 2,5 до 5 лет, но не отсидели даже их - через год, когда шум в Норвегии стих, все они были тихо амнистированы и депортированы в Израиль.
Внешне террорист Абу Хасан и официант Ахмед Бушики были несколько похожи
Но их нужно было умудриться перепутать. Сын шейха Али Хасан Саламе (он же Абу Хасан, он же Красный Принц), жил в Бейруте как плейбой в роскошной квартире, Ясир Арафат его баловал и обращался с ним как с сыном. Саламе любил щеголять своим богатством в окружении красивых женщин, обожал спортивные автомобили, получил образование в Германии, военную подготовку в Каире и Москве, мотался по всему миру. По оперативной информации Моссада он должен был прибыть в Норвегию на короткие время для организации там сети «Чёрного сентября».
И не надо быть великими шпионами, чтобы без труда установить в небольшом норвежском городке (в котором в 1973 году проживало чуть больше 15 тыс. жителей), что бедный Ахмед Бушики был родом из Марокко, последних четыре года безвылазно жил в Лиллехаммере, женат на местной норвежке, имел постоянную работу официанта в одном из горнолыжных пансионатов, и не имел ни малейшего отношения к Организации освобождения Палестины.
Супруга воинствующего мусульманина Абу Хасана, Джорджия Ризак
22 января 1979 года в Бейруте, Моссад таки доберется до Али Хасана Саламе которого погубит любовь к второй жене - бывшей «Мисс Ливан-70» и «Мисс Вселенная-71» ливанской христианке Джорджии Ризак. Абу Хасан будет навещать жену так часто и в одно время, что в очередной визит, рядом с машиной Саламе взорвется начиненный взрывчаткой «Фольксваген».
В результате взрыва будут убиты сам Али Хасан Саламе, четыре его телохранителя, четыре случайных прохожих, и еще 18 ливанцев получат ранения. Интересно, что также как и жена убитого официанта Ахмеда Бушики, жена убитого террориста Абу Хасана была тогда на шестом месяце беременности.
Об Ахмеде Бушики жители Лиллехаммера отзывались как о тихом, безотказном, добром человеке, и его убийство вызвало тогда в Норвегии что-то вроде шока и приступа небольшого антисемитизма
Через 23 года после случившегося, в 1996 году, Израиль согласился выплатить семье Ахмеда Бушики в качестве компенсации $ 400 000. Эти деньги были разделены поровну между вдовой марокканского официанта, его сыном от первого брака, и дочерью, родившейся уже после смерти отца.
Выплата была проведена в режиме экс гратиа (международно-правовая норма, предусматривающая выдачу компенсации без признания ответственности), и официально Израиль своей вины за то убийство по недоразумению так и не признал.
Ошибаются все, мол, даже Бог…