«Молодой человек с блестящим будущим… за спиной» - этот афоризм Оскара Уайльда как нельзя лучше характеризует то, что в оригинале именуется «Midlife crisis», а в переводе на означает «кризис середины жизни», а чаще - «кризис среднего возраста».
Западные психоаналитики получают с него неимоверные деньги, поскольку повесить этот зловредный диагноз можно на любого мужчину, кому за тридцать. Неплохие деньги имеют с него издательства, выпускающие тонны макулатуры на тему «кризис среднего возраста и как с ним бороться».
Нещадно эксплуатируют этот образ рекламодатели. Имеют с него немалую копейку организаторы всякого рода экстремальных развлечений, производители антидепрессантов и алкоголя. А проститутки, профессиональные содержанки, секты, церкви, йога-клубы и прочие торговцы телом и душой этот кризис среднего возраста просто обожают.
Ну и киношники про кризис среднего возраста забыть не могут. Можно, конечно, вспомнить одноименный фильм Гарика Сукачева, но не буду ломать традицию этого блога, и вспомню 1999 год, в котором мне как раз перевалило за тридцать.
Тот год был богат на хорошие фильмы. В 1999 году вышли ставшими культовыми «Бойцовский клуб» и «Матрица», великолепные «Зеленая миля» и «Восток-Запад», замечательные «Сонная лощина» и «Шестое чувство». Но на состоявшейся
ровно 13 лет назад, 26 марта 2000 года, 72-й церемонии вручения наград премии «Оскар», 5 заветных статуэток (в том числе и за лучший фильм года) получил фильм «Красота по-американски».
Тот же Оскар Уайльд как-то заметил, что чужие драмы всегда невыносимо банальны, и этот фильм тому подтверждение. Основные его идеи избиты, хотя некоторые находки весьма оригинальны. Например, начальные кадры фильма, в которых Лестер мастурбирует в ванной комнате, а голос за кадром нам поясняет, что это лучшее, что произойдет с ним за весь день.
Итак, «земную жизнь пройдя до половины», 42-летний яппи Лестер Бёрнем вдруг понял что «жизнь - дерьмо». На скучной работе его не ценят и третируют. Шевелюра потихоньку начинает редеть, а живот расти. А тут как назло постоянно перед глазами крутится сексуальная 17-летняя подруга дочери, и «седина в бороду - бес в ребро». Сама дочь его люто ненавидит и крутит роман с психически нездоровым соседом-наркоторговцем. Жена трахается с коллегой по работе. В общем, приятного мало.
.
И Лестер решает «выпасть из гнезда» и вернуться к временам своей беспечной юности 70-х годов. Он бросает работу, начинает продавать гамбургеры в одной из «американских скорожраловок» и покупает автомобиль Firebird 1970 года. Заодно Лестер ходит в спортзал, курит марихуану и слушает Бобби Дарина, в надежде заново пережить юность.
И уже скоро, очень скоро наступит тот самый день, когда мистер Бёрнем очутится меж голых ножек школьницы Анджелы…
Кстати, по опросам различных СМИ, кадры с лежащей в соблазнительной позе Миной Сувари, на которую сверху падают лепестки роз, постоянно признается одной из лучших эротических сцен в кино. Но…
В первоначальном сценарии Лестор таки занялся сексом с этой особой. Согласитесь, редкий мужчина при наличии такой возможности, откажет себе в этом удовольствии, ибо, как говаривал тот же Оскар Уайльд, «Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему». Если, конечно, этот мужчина не гомосексуалист как автор сценария к этому фильму Алан Болл или у него не вечные «полшестого», как на российской купюре в 100 рублей.
.
Но учитывая то, немаленькую часть зрительской аудитории фильма будут составлять женщины не менее среднего возраста, чем его главный герой, авторы фильма решили их не злить, и сценарий переделали. В итоге, когда герои оказались в постели, Анджела признается, что она является девственницей, и Лестор очень мило, благородно и неправдоподобно отказывается от её юного тела.
Также неправдоподобно, но зато ярко и чётко в фильме выписан и один из штампов, который нам на протяжении нескольких последних десятков лет вбивают в голову - гомосексуалисты не нравятся только латентным гомосексуалам и фашистам. Ну а если же ты гетеросексуален и не коллекционируешь нацистскую символику, то гомосексуалистов ты просто обязан обожать.
В фильме cценарист решил показать нам этакого «типичного гомофоба» - полковника Фиттса. Он третирует свою жену, избивает сына и ненавидит гомиков конечно же только по причине того, что он сам латентный гомосексуалист и фашист. А чтобы всем это было попонятнее, то именно на полковника Фиттса и возлагают обязанность поставить точку во всех этой истории.
.
Фиттс полагает, что Лестер гей, и пытается соблазнить его. Когда же Лестер отвергает любовь полковника, тот не находит ничего лучшего, как пристрелить мерзавца. Впрочем, Лестер умирает с блаженной улыбкой на устах, которая, видимо, должна символизировать то, что он умер счастливым, найдя достойный выход из кризиса среднего возраста.
Ну а чтобы припомнить этот фильм посмотрите этот клип «Сплин» - там и песня в тему сабжа.
Click to view
А к самому кризису среднего возраста можно отнести еще одни слова Оскара Уайльда: «Трудно избежать будущего»...