http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Chaj_VisLitva.htm http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer12/Chaesh1.htm Первая мировая война оставила глубокий след в еврейских общинах Литвы. Но тогдашние события в них слабо отражены в современной литературе [1]. Их полностью заслонил Холокост, унесший жизни 95% евреев Литвы.
Фокусируясь на местечке Жеймели Поневежского уезда, рассмотрим в широком плане военные и политические события, отразившиеся в публикациях того времени и воспоминаниях старожилов.
Германия объявила войну России 19 июля 1914 года [2] . Назавтра Николай II подписал "Высочайший Манифест" о войне, содержащий призыв забыть "в грозный час испытаний… внутренние распри" [3].
Публикуя его, еврейский журнал писал: "Меньше всего думают о них [распрях] в эту роковую минуту русские евреи. В общем порыве защиты родины стоят они плечом к плечу с остальным населением России и своим мужественным поведением покажут, что не теперь время для внутренних пререканий, не теперь время думать о нанесенных и наносимых нам глубоких обидах" [4].
Психологию тогдашних евреев глубоко раскрывает М. Певзнер: "Наши… сыновья в первых рядах выходили на войну защищать ненавидевших и притеснявших их, оставляли дома свои и шли проливать кровь за супостатов своих, которые попирали их достоинство, а иногда и спины ногами своими. И все-таки не мстили недругам и не таили обиду - а воевали мужественно против врагов России с героизмом удивительным, и отмечены были всеми наградами как герои. Жила надежда в сердце нашего народа, что героизм сынов его покажет царскому правительству, как следует ценить еврейский народ, и тогда прекратит власть жестоко преследовать его. И в будущем правительство перестанет выделять его из среды народов и предоставит ему гражданские права.
Так думали - и ошиблись" [5].
Крупнейший еврейский историк С.М. Дубнов был настроен более решительно: "Я… не разделял безусловного патриотизма многих представителей нашего общества, полагавших, что и порабощенный народ морально обязан защищать отечество, превращенное для него в чужбину. Я думал, что если рабов гоняют в бой наравне с гражданами, то они должны громко заявить, что они сражаются только в надежде на завоевание для себя равенства и свободы" [6].
Вскоре в ряды русской армии вступило более 300 тысяч евреев [7]. Известный публицист, впоследствии министр Временного правительства, А.В. Пешехонов отмечал: "…евреи проявили в настоящих трудных обстоятельствах не меньший патриотический порыв, чем все другие народы России, - не меньший, быть может, чем многие коренные русские. И это - не на словах только. Сведения, приходящие из армии, свидетельствуют о беззаветной храбрости, с какой сражаются евреи за отечество, - а эти сведения можно найти даже на столбцах "Нового Времени" " [8]. Ссылка на "Новое Время" не случайна.
Тогда это была "…самая значительная из реакционно-антисемитских газет, орган влиятельных петербургских сфер" [9].
Между тем, для евреев трагедия этой войны заключалась еще и в ее братоубийственном характере, поскольку евреи служили в армиях обеих сторон.
"Немецкие евреи, - записал С.М. Дубнов в дневнике 1 августа 1914 года, - идут воевать с "варварской Россией" и говорят о мести за Кишинев и октябрьские погромы. Месть кому? Ведь в русской армии десятки тысяч евреев, и немецкой армии придется опустошать ту же "черту", где раньше хозяйничали русские погромщики…" [10].