ext_1364918 04.07.2012 на сайте Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе СПб (
http://osspb.ru/blogs/9450/ ) общественности был предложен вопрос: "Что мешает развитию туристического бизнеса в Санкт-Петербурге?". Это стало приятным сюрпризом - неожиданно какой-то организации стало интересно мнение граждан, и в обсуждение активно включить профессионалы - те самые, которые ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЗНАЮТ "ЧТО мешает" - ГИДЫ-ПЕРЕВОДЧИКИ. Да-да, те самые "рабочие муравьи", делающие тернистые, подчас (на нашем российском поле), пути-дорожки иностранных гостей Северной столицы максимально комфортными, свободно говорящие на всех мировых языках, заботящиеся о туристах, как мамки-няньки, и одновременно поражающие и очаровывающие своим глубоким знанием истории, искусства, культуры, причем не только российских, но и стран, откуда ин.туристы прибывают.
Те самые гиды-переводчики, которые уже многие годы подвергаются унижениям и вымогательствам (несколько брендовых музеев с 1990-х обложили именно гидов-переводчиков ежегодной данью в размере 15-20 тысяч рублей за право работать на "своей"=государственной территории, где за деньги гидов - граждан РФ, им указами музейных администраций ЗАПРЕЩЕНО говорить на русском языке).Те самые гиды-переводчики, которые В 2007 добились приема у губернатора В.Матвиенко, прося вывести столь важную для имиджа и развития туризма профессиональную группу (более 3 000 человек) из положения нелегальных мигрантов, не имеющих ни договоров с работодателем, ни с музеями, ни гарантированной олплаты за выполненную работу, ни больничных, ни пенсий, ни выходных, ни пособий по материнству, НИЧЕГО, что должен был бы иметь представитель столь нужной и элитной профессии в нашем "продвинутом" в сторону Запада городе.Те самые гиды-переводчики, которые неимоверными усилиями добиваются аудиенций у сменяющихся представителей профильных комитетов Смольного, и продолжают наивно верить, что городом управляют заинтересованные в благополучии города и горожан люди. Увы, долгие годы им говорят, что они "вроде-как-и-правы", ободряют:"боритесь-боритесь, ваше дело правое", но ничего не делают, чтобы улучшить ситуацию для ГЛАВНЫХ СОЗДАТЕЛЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ГОРОДА - гидов-экскурсоводов.
Почему, спросите вы?
Ответ очевиден, с одной стороны - город, вероятно, действительно поделен между кланами. С другой стороны - а где вы видели в последние годы профильного профессионала в отдельной отрасли, радеющего за благополучие отрасли, а не собственного кармана? У руля "брендовых" музеев у нас, в большинстве случаев, выпускники техникумов пищевой промышленности (Юсуповский), железнодорожники (Петергоф), актеры (Исаак и Спас) и др. представители немузейных профессий. У руля Комитета по туризму находилась долгие годы г.Орджоникидзе - та вообще конфетами торговала и пиво варила, а ее сестра Н.Гвичия долгие годы креативила и продолжает креативить в Городском туристско-информационном Бюро (пр.ГТИЦ) - помните "гениальный" клип с медведем, гуляющим по крыше кафедрального православного собора СПБ (NO BEARS - JUST BEAUTY:никаких медведей - только красота) И убогая "служба ангелов", которая рассосалась сама-собой. Она же, кстати, Петербург на выставках продвигает, чиновница, которая без девочки-переводчицы нема, как рыба, не размовляет поскольку. Она гидов-переводчиков за тягловый скот почитает, постоянно о «повышении квалификации» им поет, мол, не хотите повышать - убирайтесь с рынка. А пресловутое «повышение квалификации» - профанация, как раз и есть ежегодные музейные поборы, рэкет, которому ТОЛЬКО В СПБ, и нигде больше в России и в мире гидов не подвергают.
Мы, «рабочие муравьи» туризма прекрасно понимаем, что бедственное положение этого самого туризма сложилось из нескольких, вполне конкретных обстоятельств. Одно из главных - это монополизация рынка крупными туроператорами и музеями плюс непрофессионализм чиновников высших структур городской исполнительной власти, ответственных за развитие этой отрасли. В чем этот непрофессионализм заключается:
- отсутствие профильного образования (кто из чиновников реально представляет, из чего складывается туризм со всеми орг.моментами, кто свободно владеет языками и способен понять, каким образом создается «имидж» города и страны?);
- отсутствие личного опыта работы в структурах туризма;
- неумение и нежелание обратиться к работающим профессионалам, в первую очередь - гидам-переводчикам и экскурсоводам, а затем - маленьким и средним турфирмам (*у монополистов, вроде Арктура и Baltic спрашивать нет смысла, они - составляющая проблемы), с целью обогатить свой опыт и провести аналитическое исследование ситуации «из первых рук», в рамках, например, социологического опроса гидов и самих туристов;
- неумение и нежелание допустить малый бизнес на «свою поляну» - экскурсоводов, гидов -переводчиков в статусе Индивидуальных Предпринимателей, что ооочень способствовало бы развитию самодеятельного туризма, о необходимости развивать который заявляет и федеральное и региональное законодательство.
- неумение и нежелание по настоящему изучить зарубежный опыт и опыт других регионов России - опять же обратившись к профессионалам - «рабочим рукам» туризма, европейским и мировым объединениям, ассоциациям гидов в разных странах мира. Узнать их проблемы, формы сотрудничества со структурами правительства разных уровней. Нет ничего проще - XXI век: есть сайты, форумы и гиды всего мира рады участвовать в обсуждении общих для нашей профессии и туристического рынка вопросов. Несомненно, бесконечные загранкомандировки по «обмену опытом» за счет бюджета имеют место быть, но цель их, как вы все понимаете….