Записки сотрудника музея - заповедника "Петергоф"

Jul 17, 2011 19:22



ОБ ОРАНИЕНБАУМЕ, ЧАСТЬ-III-я



vlad_brus

-III-

Созданный под Н.В. Зайцеву отдел хранения и изучения памятников был элитным, в чём уверена до сих пор его начальник, поскольку всё, что так или иначе связанно с её персоной, она относит к элите. Но деятельность отдела, его «достижения» представляются более чем сомнительными, спорными, если рассматривать их в ретроспективе последних двух лет. Могут возразить - почему вы так много пишете о Н.В. Зайцевой, что, более нет персон в филиале?

Читатель, напомню тебе, что никто другой как именно она взяла на себя полномочия быть главной везде и всегда в Ораниенбауме, хочешь-не хочешь, но посредством этого игрушечного отдела и его начальника, сквозь призму его «кипучей деятельности», следует видеть многие негативные события, что произошли в обозримое для нас всех время. Итак…
Когда операция по отводу денег на реставрационные работы у внешнего врага - ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» с шумом провалилась, и стало понятно, что Е.Я. Кальницкой средств из Ораниенбаума не выжать, начались поиски внутреннего врага, который «мешал» бы молодой «команде» «возрождать» Ораниенбаум. Он нашёлся в лице Т.Н. Носович. Пояснить этот тезис стоит объяснением сложных взаимоотношений в треугольнике между Т.Н. Носович, Н.В. Зайцевой, Т.Б. Вергун. Н.В. Зайцева быстро поняла, что из себя есть, оба наших замдиректора. Поняла она и то, что с Т.Б. Вергун связываться очень опасно для её карьеры, - тихого местечка, которое она себе свила. А вот Т.Н. Носович - дело другое, тем более, зная неприязнь Е.Я. Кальницкой к главному хранителю, вплоть до блуждающих слухов о её смещении с занимаемой должности, можно было беспрепятственно разыгрывать эту карту.
Отношения с Т.Б. Вергун строились по формуле: «Ах, Татьяна Борисовна! (реверанс)», «Как я давно мечтала познакомиться с Вами лично! (глубокий реверанс)». Тогда как с Т.Н. Носович она вела себя вежливо, но иронично, снисходительно, всячески, при случае, подтрунивая над ней. По возможности, выставляя между собой и Т.Н. Носович кого-нибудь, например, ту же Т.С. Сясину. Главный хранитель мешала, «инновациям и модернизациям». Поэтому постоянно шли жалобы Е.Я. Кальницкой на «произвол» чинимый Т.Н. Носович и её сотрудниками, что они саботирует подготовку к будущей экспозиции, всячески давалось понять, что Т.Н. Носович нужно «того», и, поскорее, что так необходимо для работы. Своего пренебрежительного тона по отношению к Т.Н. Носович, Н.В. Зайцева придерживается и ныне, - она мало кого считает достойным своего интеллектуального уровня, и, тем более главного хранителя объединённого музея.

Именно на этом этапе - подготовке к будущей экспозиции к 300-летию, Н.В. Зайцева публично проявила всю свою ужасающую музейную безграмотность, - она во всеуслышание заявила, что если Т.Н. Носович не даёт предметы на грядущие выставки или они находятся на реставрации, то они их - «ПОДКУПЯТ», т.е., те предметы, которых не хватает для выставки. Будто это так просто, как приобрести пачку сигарет «Ява» в магазине. Ведь ей было даже не ведомо, насколько это сложный, длительный, трудоёмкий, дорогостоящий процесс, чтобы купить хотя бы одну вещь, например, картину. А тут - «ПОДКУПИМ», причём, во множественном числе!

Или другой пример, её суета по поводу шпалерной развески, которой Н.В. Зайцева в жизни не занималась, но, на последней конференции, вздумала учить музейщиков Петергофа, как надо подобные экспозиции составлять.

Свои «инициативы» Н.В. Зайцева проводила через Е.Я. Кальницкую, которую буквально замучила своей назойливостью, бывая у неё неправдоподобно часто - почти каждый рабочий день. Отъезд «команды» в Петергоф проходил с помпой. Ехали на поклон все: Н.В. Зайцева, Т.С. Сясина, Г.П. Седов, и ещё те, кого могли с собой захватить. Представь себе читатель - хранители, почти в полном составе, уезжают с работы, в середине дня, и отсутствуют до двух, если не больше часов, проводят «консультации» по поводу непонятно чего.

О планируемой экспозиции, конечно же, стоит сказать отдельно. Е.Я. Кальницкая, через своих ораторов, Н.В. Зайцеву, а впоследствии и Н.Ю. Бахареву, додумалась до виртуальной выставки, об этом-то и толкуют на разные лады упомянутые дамы, и все, кто, так или иначе, слышал один из озвученных вслух «вариантов».

Пофантазируем, и мы вместе с ними - пришвартовываются в Кронштадте корабли, высаживаются путешественники-туристы, затем, плывут в Ораниенбаум (г. Ломоносов), заходят в парк (в этом месте они должны заплатить деньги), далее - Большой Меншиковский Дворец (в этом месте они должны заплатить деньги, хотя, они платить лично в кассу не будут, поскольку пойдут по единой путёвке).

И что они видят? В уникальном дворце XVIII века, который составляет гордость русской культуры, они, за свои деньги, видят плазменный телевизор с очередным кино! Более того, они СЛЫШАТ озвученную профессиональными дикторами переписку царя Петра I с А.Д. Меншиковым! И, разумеется, на том языке, из какой страны будут туристы; немцам - переписка вслух на немецком, корейцам - на корейском и т.д. Подобные «планы» создания звуковых и смысловых галлюцинаций всерьёз обсуждались Н.В. Зайцевой с «командой».

Далее была целая эпопея по проекту памятника А.Д. Меншикову, сколько они с ним носились! Предыстория такова, - Е.Я. Кальницкая решила «попиариться», у неё по-другому нельзя; нужно или «фирмочку» создать, либо любыми способами привлечь внимание журналистов, дать интервью, и лишний раз влезть своим туловом в телекамеру, показав всему миру своё тёмное платье в крупный белый горох, - этого у неё не отнять. Так вот, как раз был бы случай «блеснуть». Н.В. Зайцева в одном из первоначальных проектов мечтала создать целую галерею скульптурных портретов всех обладателей Ораниенбаума, включая поздних владельцев XIX века, герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Читатель, ты можешь по памяти назвать хотя бы двух представителей этого герцогского дома? А простые посетители музея? В том-то и дело, что перед нынешним Ораниенбаумом, сейчас стоят более серьёзные задачи, чем скульптурные портреты всех без исключения прежних владельцев. Но шуму по этому поводу было поднято не мало.

Только мелочность, зависть, человеконенавистничество Е.Я. Кальницкой не позволили чтобы, эту, уже готовую работу выполнил в бронзе известный скульптор, В.Г. Сидоренко, Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза Художников России, доктор искусствоведения, лауреат фестивалей современного изобразительного искусства, супруг О.В. Сидоренко, которую она терпеть не могла. Вениамин Георгиевич, занимался этой темой, есть тонированный гипсовый бюст А.Д. Меншикова, исполненный специально для Ораниенбаума, в интернете можно найти соответствующую фотографию, и оценить работу самостоятельно. Несмотря на то, что произведения скульптора хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, и многих других, и этот портрет А.Д. Меншикова был отмечен медалью Фонда Светлейшего князя А.Д. Меншикова, произведение не будет установлено, поскольку Е.Я. Кальницкой понравилось померанцевое дерево.

Переместимся в район «Собственной дачи», например, к дворцу Петра III, где безнаказанно бездельничает фаворит Н.В. Зайцевой, - Г.П. Седов, который довёл этот уникальный объект архитектуры XVIII века до такого ужасного состояния.

В радиусе дворца, «команда» мечтала возродить былую крепость Петерштадт, некогда там находившуюся, в прошлом. Вероятно, предполагалось, что немцы и корейцы, околдованные смысловыми галлюцинациями и плазменными телевизорами в Большом Меншиковском Дворце, посещают потом возрождённую крепость, наверное, чтобы вдосталь наиграться в пейнтбол, а после попить тут же пивка. Поскольку проект предполагал создание нечто, напоминающего нынешнюю бутафорскую деревню Шуваловку, между Петергофом и Стрельной.

Для этой цели предполагалось вырубить деревья вокруг дворца Петра III, зачистить территорию предстоящих застроек, вплоть до склона и берега речки Карости, что страшным образом обезобразило бы указанный участок нынешнего пейзажного парка. По проекту под пилу попадали уникальные столетние и более дубы, их было не жалко, - главное создать декоративную крепость и брать с посетителей деньги за этот балаган, который, в случае его реализации, мало бы чем напоминал подлинный памятник архитектуры эпохи Петра Фёдоровича, императора Петра III, хотя бы потому, что этот проект нёс в себе откровенно игровое, развлекательное начало, не совместимое с деятельностью музея и заповедника.

Господь Бог уберёг Ораниенбаум от реализации подобного прожекта. Парк остался, но, с ответственным хранителем дворца Петра III, - Г.П. Седовым, пришедшим работать по протекции Е.Я. Кальницкой, не повезло. Вместо того чтобы следить за музеем, и выполнять свои прямые обязанности, за которые государство платит ему зарплату, он развлекался все эти два года вместе с заведующей сектором «Собственная дача», к которой этот объект относится, Т.С. Сясиной, и своей начальницей Н.В. Зайцевой. Результат теперь визуально известен всем.

Когда образовывался отдел хранения и изучения памятников и Т.С. Сясиной «присоединили» дворец Петра III, она во всеуслышание заявила: «Мне плевать на этот дворец!», «У меня есть свой, Китайский!», что же, Татьяна Сергеевну можно понять, у неё очень серьёзные объекты - Китайский дворец, Катальная горка, да ещё такие «бонусы», как Китайская кухня и дворец Петра III.

Но, вопрос совершенно не снят: кто будет отвечать за то, что довели памятник до такого состояния? Г.П. Седов - ответственный хранитель. Его начальник - Т.С. Сясина, заведующая сектором. Начальник отдела, их руководитель Н.В. Зайцева?!

Ведь поддержание в надлежащем состоянии здания это не такая сложная задача, как реконструкция в Китайском дворце.

Что-то вы попоёте, Татьяна Сергеевна, когда надо будет открывать его, а потом закрывать, потому, что, несмотря на все осушители-увлажнители, как он был одной гигантской грибницей так ею и остался, а, следовательно, все его проблемы не решены, а лишь отложены на потом, с надеждой на русский авось!

Продолжение следует.

дворец Петра III, музей - заповедник, коллекция, Петергоф. Кальницкая Елена Яковлевна, Вергун Татьяна Борисовна, реставрация, экспозиция, выставка, Зайцева Наталья Владимировна, Носович Тамара Николаевна, Ораниенбаум, Катальная горка, Китайский дворец

Previous post Next post
Up