Записки сотрудника музея - заповедника "Петергоф"

Jul 14, 2011 19:04



ОБ ОРАНИЕНБАУМЕ, ЧАСТЬ-II-я



vlad_brus

-II-

С самого своего появления в Ораниенбауме в качестве специалиста по изучению памятников, Н.В. Зайцева в полной мере стала вежливо, но настойчиво применять методику общения с сотрудниками как с людьми низшего сорта, реализуя тем самым «кальницкие» установки по поводу «старых» кадров. Всем своим видом она давала понять, что именно она - теперь самая главная, и от неё многое зависит, что надлежит всем её слушать и делать только так, как она велит, и, никак иначе, поскольку она, консультируется с генеральным директором, по поводу будущности музея, и отступление от навязываемых ею условий игры может быть преследуемо и наказуемо.

Немногим позже стала понятна и та роль, которую Е.Я. Кальницкая отводила новому специалисту, - стать дублёром бывшего налогового инспектора В.В. Красовского, которому отводился удел завхоза, в то время как Н.В. Зайцева должна была сконцентрировать в своих руках всю музейную работу и власть, что собственно она и стала делать. Она подминала под себя и своё руководство всех сотрудников филиала, местного архитектора (отдела А.Г. Леонтьева тогда ещё не существовало, до него, оценив, как обычно со всеми мужчинами, его «мужские» качества, Е.Я. Кальницкая додумается несколько позже), отдел местных реставраторов, и всех, кто так или иначе был связан с деятельностью филиала.
В своих фантазиях Н.В. Зайцева видела себя уже заведующей филиалом, фигурой несоизмеримо более значимой, чем действующий руководитель В.В. Красовский, отодвигаемый ею на второй план, а возможно и заместителем Е.Я. Кальницкой по науке!

Неизвестно, что сулила и обещала ей Е.Я. Кальницкая, но, видимо золотые горы. В общем, Н.В. Зайцева от непривычной работы, которую она никогда в жизни не делала, а именно, - реставрация, архитектура, экспозиционная деятельность (ибо, какая может быть в Юсуповском дворце экспозиционная деятельность? обидеть никого не желаем, но, можно ли сопоставлять экспозиции Юсуповского дворца, откуда Е.Я. Кальницкая «выписала» Н.В. Зайцеву и экспозиции музея-заповедника Петергоф?!) - нашу мадам понесло в никуда, от внезапно наступившего головокружения от «успехов». Она стала брать всё более и более полномочий на себя, считая чуть ли не своим долгом влезть буквально в каждое дело, касаемое работы филиала, не понимая, от заносчивости, что эту ношу, этот воз ей тащить-везти просто невозможно, поскольку её удел - в лучшем случае работать гидом-экскурсоводом, или какой-нибудь кабинетной работницей, «белой мышью», говоря словами известной музейной юморески!

Но, власть кружит людям голову, мешает адекватно мыслить, воспринимать объективную реальность, например, посмотрите, до чего «докатилась» нынче Е.Я. Кальницкая - вот, что происходит с людьми, заявившими о себе слишком громко, из тщеславия и гордыни, а потом не могущими выполнить и малой доли озвученного ими, взятых на себя обязательств.

Полушутя, Н.В. Зайцева произнесла некую устную директиву, которую необходимо было всем соблюдать, - «Не нужно ничего говорить об Ораниенбауме, особенно где-нибудь на стороне, информация может уйти в город, оттуда вернётся в Петергоф, к Елене Яковлевне, а та - расстроится».

Согласитесь, читатель, более странного указания не давал, наверное, ни один руководитель своим сотрудникам и коллегам. Что скрывать? Тем более от «города»! Если все занимаются таким важным и радостным делом, как долгожданная реставрация памятников Ораниенбаума? Только сейчас становятся понятными её роковые слова, донесённые, возможно, немного искажённо, поскольку идут из разных источников, не изменив, тем не менее, содержания своего.

Дело в том, что уже тогда, в 2009 году Е.Я. Кальницкая и все её ставленники, и Н.В. Зайцева среди них первая, прекрасно понимали, что ни о каком восстановлении музеев и речи быть не может. Ораниенбаум для них, «высокоодарённых», «высокодуховных», «высоконравственных» людей не что иное, как коммерческий проект, а основная задача, стоящая перед администрацией - вывод всех возможных денежных средств, выделенных на его восстановление!

Об этом никто ничего не должен знать, особенно средства массовой информации и многочисленные небезразличные музейщики Петербурга.

Коль скоро предстояла нешуточная борьба за денежные знаки, следующий этап - поиск возможных врагов. Первый, внешний враг нашёлся сразу в лице всё того же руководства ФГУ «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации».
Эта организация - единственная преграда на пути Е.Я. Кальницкой к личному обогащению, обиранию Ораниенбаума, ради которого, она, как она сама и заявляла, согласилась стать «генеральным» директором объединённого музея, но всему этому дирекция мешала.
Не беремся, однако оценивать эту организацию, безусловно, как и все, подобные ей конторы, погрязшей в воровстве и коррупции, это отдельная тема разговора, обращаем внимание читателя на то, что воров за руки стали ловить воры.
Делёж денег окончился ничем. Е.Я. Кальницкая, не смогшая ничего сделать с могущественной организацией по отъёму денег из неё, была вынуждена отступить и сосредоточить свои «коммерческие» способности на сосисочных и сувенирных ларьках.

Интерес её к Ораниенбауму пропал - поскольку ничего в плане личного обогащения он не мог принести ни ей лично, ни «команде». Это в свою очередь означало сворачивание всех программ по Ораниенбауму, по его восстановлению, которое Е.Я. Кальницкая не контролировала с самого начала своего «воцарения», а также началом бесконечного потока лжи через все доступные средства массовой информации об «успехах».

Н.В. Зайцева, чьё спорное положение специалиста её изначально не устраивало, выступила с инициативой создания неправдоподобного отдела - хранения и изучения памятников, т.е., хранения ничего. Поскольку одни музеи реставрировались, например: Большой Меншиковский Дворец, Китайский Дворец, Катальная горка, а другие были музеями условно - Китайская кухня, либо были действующими музеями, но только о них никому неизвестно, и посетителей мало - Каменное зало, дворец Петра III. В общем, целому отделу хранить нечего, а изучать тем более, - всё и так давно изучено и описано. Тем не менее, отдел создаётся, лучше всех, разумеется, устроилась Н.В. Зайцева, - начальник, отдела, ответственности никакой, работа - пятидневная неделя, а зарплата такова, что за два с половиной года «непочатых трудов по хранению и изучению» Н.В. Зайцева заработала на квартиру, одно - или даже двухкомнатную, в зависимости от близости от метро! Учитесь, туземцы и сельпо как дела надо делать!

Отдел хранения и изучения делился на два сектора, сектор «Собственная дача» под руководством Т.С. Сясиной (Китайский дворец, Китайская кухня, Катальная горка, дворец Петра III). И сектор Большого Меншиковского Дворца, включающий в себя все остальные музейные объекты, под управлением О.В. Сидоренко, грамотного и опытного сотрудника, вокруг которого собрались все старые кадры.
Лавируя между ними, используя их личную неприязнь, Н.В. Зайцева начала строить свою «империю» на песке. С Т.С. Сясиной стали работать только новые сотрудники. Но, прежде, несколько слов о самой Татьяне Сергеевне Сясиной.
Т.С. Сясина - профессиональная племянница В.В. Знаменова, муж её живёт в Германии, но она у нас создаёт на свою голову музейную карьеру. Более того, уже почти создала, и очень скоро, эту карьеру откроят, да завезут в неё мебели, да позовут журналистов, а потом снова закроют, и возможно навсегда, поскольку плесень в Китайском дворце вывести невозможно никакими осушителями и увлажнителями! Человек амбициозный, энергичный, впрочем, не лишённый перспектив, если бы не дядя, который, повторяя слова поэта, не в шутку занемог. Правая рука Н.В. Зайцевой.

Не менее интересна левая рука, которая, как говорится в поговорке - хуже дурака. О, этого человека, вы точно видели; такой, с глупой улыбкой, - он! Это не кто иной, как сам, собственной персоной, Глеб Павлович Седов, «кальницкий зайчик», ответственный хранитель музея дворец Петра III, который должен понести самое суровое наказание за то, что именно он довёл вверенный ему музей до плачевного состояния, в чём читатель уже убедился. Биография его изумительная - он сын Галины Михайловны Седовой, заведующей отделом, главного хранителя (!), во Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина», лоботряс и тунеядец, которого мать, видимо, не захотела устаивать к себе на работу, спровадила для трудоустройства к своей подруге Е.Я. Кальницкой. А та оформила его на должность старшего научного сотрудника, когда у него ещё и диплома-то не было. Так сказать, документ был в процессе, но повторяя слова поэта, как не порадеть родному человечку.
Читатель спросит, что может объединять две музейные семьи, Седовых и Кальницкой Как что! Разумеется, «Закон о возвращении» от 5.07.1950г., Государства Израиль, дающий право семейству Седовых и семейству Кальницких на репатриацию, которым они, возможно, когда - нибудь  воспользуются, но сейчас…. можно и  в России особенно ни за что не отвечая и не делая, паразитировать и получать зарплату, вполне премило устроиться! Учитесь, туземцы и сельпо как дела надо делать!

И вот с этими людьми, Т.С. Сясиной и Г.П. Седовым, Н.В. Зайцева решила создать оппозицию, - новую, молодую «команду», музейщиков-профессионалов, в пику всем тем «старым», отжившим формам которые так не понимали своего счастья, заключавшегося в том, что, говоря словами поэта, пришла, рассыпалась клоками, повисла на ветвях дубов, сама волшебница - Е.Я. Кальницкая, со своими инновациями и модернизациями, и идеями расположить плазменные телевизоры в интерьерах XVIII века.

Однако, побережём нервы читателя. О потрясающих успехах команды «хранителей и изучателей» памятников Ораниенбаума, во главе со своим бессменным, до поры до времени, руководителем, разговор всё ещё впереди.


       Продолжение следует.

коррупция, дворец Петра III, реставрация, Кальницкая Елена Яковлевна, музей-заповедник, Петергоф, Зайцева Наталья Владимировна, Ораниенбаум, Северо -Западная дирекция, Катальная горка

Previous post Next post
Up