Кальницкая Елена Яковлевна и Ораниенбаум

Jul 07, 2011 21:16



Посмотрите,    как   Кальницкая   относится   к  культурному наследию.

В  своё  время,    много достойных  и  государственно мыслящих  мужей приложили массу усилий, чтобы присоединить Ораниенбаум к Петергофу. Готовилось это специально под Вадима Знаменова - предполагалось, что лишь  он  способен  вывести   Ораниенбаум  на  тот  же  блистательный имперский уровень, что и Петергоф. Вадима Валентиновича уговаривали принять Ораниенбаум 6 лет   …и уговорили.

Потом  неожиданно  для  всех  произошла  странная  и непонятная история с назначением Елены Кальницкой  на  должность  генерального директора объединённого Петергофа-Ораниенбаума.  Решение  непродуманное  и антигосударственное,  поставившее  кадровой   политике   министерства Культуры  жирный минус. К чему это привело, мы знаем.   Всего за два года на наших глазах  Петергоф  растерял былое величие,   стал мелочным   и провинциальным.

Кальницкая пришла к нам из Михайловского замка, где была декоративной фигурой,   не решающая  никаких  вопросов.   За неё  всё  делали  старшие коллеги из Русского музея. Не привыкшая  к самостоятельному руководству, не знающая и не понимающая как правильно управлять таким гигантом, как Петергоф-Ораниенбаум,   Кальницкая   совершила  множество   грубейших ошибок. Ущерб, который она при этом нанесла почти невосполним   и кроме того  он должен быть помножен на её полное равнодушие к вверенным ей объектам культуры.

Остановимся подробнее на Ораниенбауме.

Известно, что основные тяготы по восстановлению этого прекраснейшего дворцово-паркового комплекса взяла на себя   Северо-Западная Дирекция (далее CЗД), которая является   мощнейшей реставрационно-строительной организацией при министерстве Культуры.  Привлечение её для скорейшего восстановления Ораниенбаума было принципиальной позицией Знаменова. Именно  при  Вадиме  Валентиновиче  развернулись  невиданные  прежде масштабные работы по воссозданию всего   Ораниенбаумского  комплекса.

Кальницкая же,  напротив, сделала всё,  чтобы замедлить ход работ СЗД, безуспешно попытавшись поучаствовать в распределении денежных потоков (речь, ведь, шла о миллиардах  рублей),   не забывая  при  этом очернять эту успешную организацию.   Особенно,  она «преуспевала»  в этом  первые полтора года,  нанеся тем самым прямой  и косвенный ущерб государству исчисляемый  сотнями миллионов рублей   (подробная  и  обстоятельная информация об этом будет дана в отдельной статье).

Не все объекты Ораниенбаума  (или пока не все)  вошли  в  перечень работ CЗД.   Среди прочих, не попал туда  и дворец Петра III,  возведённый по проекту великого  Ринальди.



1 фото (вид дворца Петра III до прихода к нам Кальницкой)

Казалось бы,  всемирно известный объект,  небольшого объёма,  который не трудно содержать хозяйственным способом,  должен быть в идеальном состоянии.  Но нет.   Кальницкая не может даже этого.  Как в  указанном дворце, так и на остальных доверенных ей объектах,  она не бывает,   более того, путается в названиях,  не знает,   где они расположены,  и в  крайне редкие посещения  (раз в два года)  просит провожатых.  Отметим здесь же, что в своё время, когда Знаменову  насильно передали Ораниенбаум, он был полон решимости дневать и ночевать в нём,  для того, чтобы  в кратчайшие сроки привести всё в порядок.

Дворец  Петра III  очень соразмерное сооружение.    Всё в нём пропорционально: красивые формы плавно перетекают друг в друга - ничего лишнего,  всё лаконично,  очень гармонично  и  …романтично.    Отсутствие какой-либо детали на фасаде  мгновенно режет взгляд и сознание,  вызывает возмущение.

В своё время  в феврале  и  в марте  1980  года в  мастерских ППРМ были изготовлены   деревянные  тетивы  и  балясины  для  смены  балюстрады ограждения кровли дворца Петра III (их делал тот же мастер,  что и лестницу во дворце Марли). В первой половине мая того же года балюстрада была  установлена  взамен  обветшавшей   (а до этого полная замена была произведена в 1946 году).    Не смотря на то, что балюстрада не является «исторической» (её приходится менять раз в тридцать-сорок лет), тем не менее, она является одним из основных архитектурных украшений дворца, без неё   невозможно  воспринимать  цельный  облик этого красивейшего сооружения.  По закону, внешний вид таких объектов находится под особой защитой государства, и  руководители должны делать всё от них зависящее, чтобы соответствовать этим требованиям.

Полтора года назад, зимой, на глазах многочисленных свидетелей с кровли дворца Петра III   упало несколько балясин,  чуть было не убив иностранную пару, успевшую вовремя отпрыгнуть    (в случае трагедии, скандал мог бы получиться громким).  От греха подальше,  было решено снять несколько звеньев аварийной балюстрады,  что сразу же исказило целостный архитектурный  облик   дворца.

Изготовление новой деревянной балюстрады обычным хозяйственным способом в мастерских РХО заняло бы  не более двух недель. Установка 1-2 дня. И никто бы не возражал против такой поспешности.  Для РХО эта работа привычная (вспомним деревянные балюстрады Каретного и Оранжерейного спусков в Нижнем парке, или аналогичное ограждение  кровли  Большой оранжереи там же…).  В крайнем случае  эту работу можно было доверить какой-нибудь фирме  (правда, «откатных» денег с этого получится немного: себестоимость работ не превышает  50 тысяч рублей).

Но прошло уже полтора года!!!

Десятки тысяч людей увидели дворец Петра III в таком ужасном состоянии.   Они были разочарованы и удивлены.   Вид дворца  в  его полуразрушенном состоянии  уже навечно  попал во множество фото  и видеокамер.  Что думают посетители о нас,  когда видят  такое безгранично хамское отношение к культурному наследию?

С приходом Кальницкой начались и протечки: никто больше не следит за кровлей дворца.     Подлинные   интерьеры  18 века   оказались залитыми.   И ладно бы это произошло единожды - нет,  кровля всё так же протекает (чтобы устранить протечки, нужно всего два часа работы для  мелкого ремонта крыши).

Кальницкая не захотела добровольно привести  в  порядок   дворец Петра III, а также всё,  что находится поблизости от него. Ну  так пусть вся страна теперь видит результаты её разрушительной деятельности (а ведь нужно на всё это потратить не более полудня усиленной бригады РХО).

В ЖЖ неоднократно указывалось, что в отличие от Знаменова, Кальницкую совершенно не интересует состояние Петергофа и Ораниенбаума. В русском языке есть одно не приличное но точное слово,   которое наиболее полно характеризует отношение Кальницкой ко всем нам. Я   не побоюсь употребить его:   ей ПЛЕВАТЬ на объекты, которое возводились по проектам прославленных зодчих,    ей ПЛЕВАТЬ на парки, которые устраивали лучшие ландшафтные садоводы мира, ей ПЛЕВАТЬ на коллектив, который работает в этих прославленных музеях. Ей ничего не интересно. Ей ничего не хочется. Она ничего не умеет.

Мне  кажется,  что пришло  время для устройства  открытого  публичного процесса - наподобие Нюнбергского,  где сама публика должна вынести свой коллективной приговор Кальницкой за всё,  что она испортила и извратила за такой короткий срок. Ответственности перед обществом пока ещё никто не отменял.

Ни музейная, ни научная, ни хозяйственная деятельности у Кальницкой не получилось.   Самостоятельно работать она не смогла.  Её  не  только  не интересуют Петергоф и Ораниенбаум,   но и   по всеобщему наблюдению, она не любит наши музейные комплексы.   Они ей чужды.  И они её пугают. С какого бока подойти к ним, она не знает и не хочет знать. Каждый лишний месяц её нахождения в нашем музее - это катастрофа!

До слёз в глазах жалко Ораниенбаум! До слёз в глазах жалко Петергоф!

Кальницкая не ведает, что творит.

Владлена   Брюсович.


 

( 2 ). Нехватка балясин также некрасива и неестественна, как и улыбка человека с выбитыми зубами. Внешний вид дворца искажён и испоганен. В своём роде это апофеоз деятельности Кальницкой, гимн её равнодушию и безразличию, реквием по ушедшему недавнему времени - когда подобные проблемы решались в «лёт».





(3)    Вид с другой стороны фасада. Как  неестественно стал смотреться дворец! Линия балюстрады  прервалась  и оголившаяся крыша исказила и пропорции, и восприятие всего сооружения. Скверно всё это.



(4).   Вид «по-кальницки».    Представьте себе, что почти вся информация в интернете о дворце идёт в сопровождении этого фото. Это, наверное, и есть тот самый новый подход  Кальницкой  в развитии  музейной деятельности. Хорошо, хоть, осталось несколько фото дворца времён Знаменова - есть с чем сравнить.



(5).   Голубь сидит в чердачном окне. А почему бы ему там и не сидеть? Сетки то нет (а два года назад была).   Те, кто побывал на чердаке дворца Петра III,  с  ужасом  рассказывают  об изменениях,   которые произошли   там   за последние полтора года. Есть прямая связь между физиологией птиц и состоянием стропильной системы. Красная гниль (бурая плесень) обеспечена - именно она разрушает древесину, особенно старинную.   Нелишне напомнить, что дворцовые стропила исторические, и разрушаясь, они меняют свою геометрию вместе с кровлей, которая начинает течь. Вот почему так много протечек появилось в подлинных интерьерах дворца за последние два года. Выход из этой ситуации один - открытие уголовного дела за умышленное и циничное нанесение вреда объекту культуры. До Кальницкой  такого хамского отношения к  дворцу не было.

А чтобы установить сетку на чердачное окно, надо  потратить всего лишь 10 минут.

А теперь давайте посмотрим на малые формы, которые располагаются рядом с дворцом.






(6-7) Это въездные ворота крепости Петерштадт. Чтобы «подправить» эти трубы, нужно потратить час времени. Последние полтора года мимо них прошло множество российских и иностранных туристов. Ни на точно выверенные пропорции чудесного сооружения смотрели они, а на   этот кошмар, в трёх метрах от земли. Да, объект нуждается в реставрации, но её можно было избежать при надлежащем уходе за воротами. Да и сейчас, чтобы привести его в порядок (своими силами) нужно день-два работы небольшой бригады. Вот так Кальницкая сохраняет подлинные объекты культуры.



(8) Ещё прошлым летом всё было нормально. До Кальницкой въездные ворота крепости старались поддерживать в приличном состоянии. Сейчас же штукатурка осыпалась во многих местах, открыв кладку 18 века всем ветрам, дождям, снегам…   Много ли осталось стоять этому шедевру архитектуры?



(9) Шпиль въездных ворот. Чтобы очистить его от ржавчины и покрыть защитным слоем (вместе с кровлей) нужно всего полдня работы. Ничего более  чудовищнее  я не  видела. Приду,  наверное,  сама с внуками    и стремянкой, и приведу шпиль в порядок. Призываю жителей Ораниенбаума поддержать мой почин, мы быстро управимся со всеми накопившимися мелочами. На Кальницкую надежды нет.

Прошу считать это пояснение под фотографией официальным обращением в прокуратуру.  Злостное нарушение российского законодательства по сохранению культурного наследия налицо. Думаю, при Знаменове такое было бы невозможно. Но ведь это Знаменов!!!   А то Кальницкая. Комментарии излишни.

Вернёмся снова к дворцу Петра III.



(10) Таких мест над цоколем дворца несколько. Чтобы привести их в порядок и закрыть защитным слоем штукатурки потребуется два часа работы. К чему приводит попавшая в кладку вода, объяснять не надо. За два последних  «кальницких»  года, часть подлинных кирпичей уже выпала и разрушилась. С такими темпами мы станем очевидцами полного разрушения дворца в ближайшие годы. А ведь так мало усилий нужно, чтобы всё исправить. Мне стыдно за Вас, Елена Яковлевна!







(11-12) Вид каменных скамей у дворца до Кальницкой и сейчас. Чтобы привести в порядок эти несколько чудных мраморных игрушек надо два часа работы. В выходные приду с тряпками и детским мылом - вымою, глаза мои устали смотреть на это безобразие. Ещё два года назад я любила приходить  сюда  посидеть на скамьях, посмотреть на дворец, прочистить мозги, заштопать ауру. Но сейчас только одно расстройство. Я уж не говорю о том, как въевшаяся грязь влияет на поверхность мрамора, и что такое отношение,  также  как и всё у Кальницкой,   преступно!

Вы спросите, а сколько денег надо истратить, чтобы навести хотя бы первичный порядок в районе дворца Петра Третьего? Немного. Всего половину месячной зарплаты Зайцевой, которую музейщики Ораниебаума терпеть не могут (и не удивительно - Зайцева не смогла сработаться ещё ни с одним коллективом). Умеет, однако, Кальницкая находить себе в помощницы самых одиозных личностей.



(13) Это «сооружение» находится на одной из самых оживлённых и живописных дорожек парка. За минуту до меня этот «мост» с азартом фотографировала пожилая французкая пара. Вот уже несколько месяцев все видят это «творение», поставленное здесь в нарушение всех строительных норм и безопасности для посетителей. Для установки «правильного» мостика требуется труд двух плотников и два часа работы.

Следующие фотографии без комментариев. И так всё понятно.



(14) Эта труба «висит» так больше года. А с другого угла принимающая воронка лежит на земле возле канавы, с прошлого лета. Похоже, что пока Кальницкая руководит нами, трубы своего положения не изменят. Когда был Знаменов, от его острого глаза ничего не укрывалось. При нём такое безобразия не допускалось. Все подобные мелочи исправлялись моментально. При Кальницкой же мелочи быстро перерастают в крупные и трудно устранимые проблемы, наносящие немалый ущерб.

Интересно, что в этом здании расположена выставка. Здесь проходят потоки туристов. Они видят в каком состоянии находится кровля, трубы, фасады… Так мало рабочего времени нужно, чтобы всё исправить. Ясно одно: при Кальницкой объекты, не вошедшие в перечень Северо-Западной дирекции, обречены. Здесь, действительно нужна серьёзная и вдумчивая работа прокуратуры.



(15). Протечки, протечки, протечки… Сколько их появилось при Кальницкой! И ведь ничего не исправляется.

При Вадиме Знаменове, техническим службам музея были даны расширенные полномочия, для того чтобы избежать ненужных согласований, разрешений и прочих форм «заматываний» простейших вопросов. При обнаружении недостатков,  они тут же устранялись. Кальницкая полностью обюрократила и формализировала все процессы, усложнила легкие доселе вопросы. И вот результат: и сама она не бывает на объектах,  и другие перестали хоть что-то делать для их поддержания.



(16) Это одна из нескольких разрушенных бетонных декоративных тумб ограждения моста. Они были установлены временно, после войны, взамен утраченных каменных.  Их видит каждый второй посетитель парка. Чтобы привести тумбы в порядок, нужен всего один рабочий и один час времени. Делается это обычно в конце апреля. Но вот уже два года никто ими не занимается. До Кальницкой с ними проблем не было.



17.Всё такое неухоженное, всё такое облезлое. Ещё два года назад было по-другому..

Итак, дорогие читатели ЖЖ! Вы и сами всё увидели. И это лишь очень малая часть того, что сотворила Кальницкая с Ораниебаумом и Петергофом за последние два года. У вас ещё есть вопросы?

В ближайшее время фоторепортаж бедственного положения Ораниенбаума и Петергофа будет продолжен. Заставим общими усилиями заниматься Кальницкую своими прямыми обязанностями - сохранять объекты культуры. Может быть это и сложнее, чем водку пить в закрытом кабинете, но придётся ей всё-таки и на объектах бывать и делом заниматься. Мы будем следить за этим. Отступать нам уже некуда - за нами Петергоф и Ораниенбаум, и мы защитим их!!

100 постов  о Кальницкой Елене Яковлевне читать здесь:

Петергоф. Популярные посты.

непрофессионализм, коррупция, равнодушие, дворец Петра III, прокуратура, преступная холатность, Кальницкая Елена Яковлевна, музей-заповедник, откаты, Петергоф, дилетанство, уголовное дело, Ораниенбаум, финансовая проверка

Previous post Next post
Up