"Сван" - это художественный фильм 2007 года, мимо которого не пройти, если готовишься съездить в Сванетию. Он незамысловат и прост, однако Сванетия в нём во многом - как на ладони. Как про неё говорят - самая аутентичная часть Грузии, из-за её труднодоступности и неподверженности внешним культурным влияниям, вплоть даже до социализма. При всей забавности этого донельзя серьёзного и трагичного фильма, он в чём-то тоже часть современной Сванетии, которая нам искренне полюбилась. Посмотрим фильм...
Click to view
...и увидим кусочек Сванетии нашими глазами.
- Давай поедем ко мне в Сванети.
Женим тебя на сванке, построишь себе башню
и оттуда будешь отстреливаться.
...
- Что они строят?
- Тут башню строят!
- Я тоже построю!
Фантазия. Ума не приложу, для чего нужно сейчас строить сванские башни. Эти древние, невысокие, но величественные строения - первое, что видят люди в Сванетии, которую называют "краем тысячи башен". Они там везде, в каждой деревне. Во многом из-за них Верхняя Сванетия
занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы жили в одной из деревушек так называемой "общины" Латали - это несколько стоящих по соседству поселений, жители которых объединены, вероятно, на родовой основе. С балкона нашего гостевого дома видны две башенки. "Им по тысяче лет", - сказала наша хозяйка Ксения. Зачем возводить новодел рядом с ними? Даже не постреляешь друг по другу, не те времена. Сегодня в башнях устраивают, как правило, хозяйственные помещения.
Вот раньше - да, пуляли. Именно с Латали начинается Земо-Сванети, "Верхняя Сванетия", "Вольная Сванетия", никогда никем не завоёванная, чем сваны гордятся по сей день. Завоюй их, когда на каждом шагу стоит башня, а в каждой башне сидит сван, которого хлебом не корми, дай отстреляться. Тут не было даже князей, все всегда были равны. Возможно, это недостаток: отсутствие воспитанной аристократии и интеллигенции явно сказалось на нравах народа в целом. Когда звонят с незнакомого номера, вежливый тбилисец вопросительно приветствует: "Батоно?", типа "Я вас слушаю". А сван без церемоний громко кричит в трубку: "О!"
"Вот бы мне так отвечать на звонки по работе", - сказала супруга. А из нашего окна башня сванская видна.
Там из каждого окошка видно башенок немножко.
В каждой придорожной деревеньке по десятку башен.
Бойница башни изнутри:
Старенькие, иногда трескаются. Но заботливо скрепляются. Не представляю, что будет, если у крепко стоящей на ногах, здравствующей сванской семьи вдруг во дворе грохнется курам на смех фамильная башня.
Про сюжет фильма "Сван" там говорят: не надо было выдумывать, поставь веб-камеру на любой башне, направь её во двор - кучу сюжетов увидишь. Драматичная, видать, у людей жизнь. Гордый народ, вольный. Из этой вольницы, по восторженным словам Ксении, естественным образом происходит то, что сваны уважают друг друга, уважают права друг друга, и "каждый человек в Сванетии ценится".
Вот только не совсем мне ясно, как из всего этого происходит знаменитая сванская кровная месть, вендетта, которой фильм и посвящён, людей там мочат почём зря. Наверное, уважение прав абстрактного сванского человека в глубинах их души перерождается в сугубое уважение прав вполне конкретного сванского человека - самого себя. В итоге, свана задень - пойдёт мочилово. Не так, естественно, как в фильме. В нём многое преувеличено, и среди сванов это вызывает смех, а в худшем случае раздражение по адресу авторов. Самая длинная кровная вражда длилась там 500 лет, за это время убили человек 12. Меньше, чем в фильме за совсем короткое время.
Душу убитого в фильме возвращают домой посредством петуха. Поют при этом "Господи, помилуй" - упало шегвицкален по-грузински. Сваны издревле православные, но с примесью таких обрядов. Всё это живо и поныне. А ещё от места, где убили свана, непременно нужно протянуть до его дома нитку. Я не уловил из рассказа хозяйки, как фантастически решили этот вопрос сваны, родственника которых убили где-то далеко в России.
Видео - с одного из двух сванских концертов в нашей гостинице. Крайний справа артист есть и в фильме, он на 9-12 минуте, в синей рубахе, поёт то же самое.
Click to view
- А вот эти дома... почему они заброшены?
- Здесь очень тяжело. Не все выдерживают.
На видео едет сено. Там горы, пастбищ нет, лошадок кормить надо. Работы нет. И нужно заготовить сено и дрова. На дровяной печке, несмотря на бесплатное электричество, готовили даже в нашей гостинице. Нужно вырастить сад и огород: ведь живут там если не туризмом, то натуральным хозяйством. Я не уверен, что каждый день там все едят досыта. Встречая каждый день эту машину, мы смеялись. А смешного мало.
Click to view
Вот скот - тощий, как жесть. Он там повсюду. Десятки, сотни коров пасутся в сельских переулках, во дворах, на центральных улицах Местии. Особенно на автомобильных дорогах - проехать не дают, сигналов не слушают. Как и в Абхазии. Абхазский классик Фазиль Искандер в "Рассказе мула старого Хабуга" объяснил про них прекрасно. Чем две нормальные, жирные, высокоудойные коровы у абхазского эстонца, с которыми надо круглосуточно возиться и с мылом мыть им все места - лучше двадцать тощих коров на самовыгуле, которые сами о себе заботятся. Молока на выходе столько же, а если надо срочно вдруг одну корову завалить, то легче, опять же, абхазцу. То же самое и сванцу.
А Резо из Гудаури год назад иначе объяснил насчёт коров, лежащих на дорогах: асфальтовые испарения, по его словам, отпугивают всякий гнус. "Какие умные коровы", - сказали мы ему. В ответ раздалось гордое: "Потому что это грузинские коровы!"
Гуляет по заснеженной дороге, что-то ищет...
Продолжение следует.