Сибирский тюремный замок

Jan 28, 2016 15:54


От Иркутска до села Александровское чуть более 70 километров. И между двумя этими точками раскинулся один из самых знаменитых трактов - Александровский.




Сто лет назад за проезд по нему взымали по 3 копейки за версту. Вчера я потратил, грубо говоря, 10 литров дизтоплива на дорогу туда и столько же на дорогу обратно. Обошлось где-то в 750 рублей, что в тысячи раз более прежнего.

При царском режиме, то бишь в 18-м веке поселение возникло на нынешнем месте благодаря винокуренному заводу, которому не мудрствуя дали имя в честь императора Александра Первого. Предприятие резко пошло в гору и начало производить до 200 тысяч ведер водки в год. Но однажды все сгорело. Местное начальство почесало в затылке и решило, раз не получилось построить рай на земле, то будет здесь ад. И на месте винокурни появилось две тюрьмы - каторжная да пересыльная. Село этим прославилось и вошло в историю государства российского.




Одно время тюрьмы отличались своей суровостью, но к концу 19 века к их руководству пришли истинные русские либералы. И довели каторжников до того, что окрестные крестьяне начали завидовать их житью-бытью. Заезжие иностранцы поражались порядкам, установленным в тюрьмах. Сравнивали условия проживания арестантов с гостиничными, хотя сидельцы много и охотно работали на строительстве железной дороги, в угольных и соляных копях. Во времена русско-японской войны тюрьма была перепрофилирована в госпиталь, но затем на волне революционных событий вернулась к основной своей специализации. В короткое время камеры этого заведения почтили своим присутствием такие личности как Дзержинский, Киров, Орджоникидзе, Фрунзе. Тюремное начальство пыталось подавить революционные настроения с помощью уголовников, но безуспешно. А чего вы хотели, если нижние чины записывались в революционные кружки и пели с арестантами песни протеста, как сейчас бы сказали.

Треш наступил в годы гражданской войны. Белые гнобили красных, те бунтовали, а волнения подавляли пулеметным огнем да с помощью чешских легионеров. За раз положили более 200 сидельцев.

При Советах тюрьму перепрофилировали в трудовую колонию и организовали даже выпуск пуговиц и других нужных вещей. Затем здесь был следственный изолятор, а последними заключенными в этой овеянной славой тюрьме были японцы. Оставшиеся в живых отправились домой в 1956 году, а тюремный замок преобразовали в областную психиатрическую больницу. Почему-то мне всегда казалось, что вывеска дурдома должна выглядеть только так.




Но звезда Александровского централа, похоже, уже никогда не взойдет на небосклоне пенитенциарной системы России.




Я въехал на территорию бывшей тюрьмы, как к себе на дачу, - без вопросов.Так же выехал. Осуществил, что называется, вековую мечту здешних узников.
Тюремный замок очевидно делится на две части: одна разрушенная, вторая обитаемая. Дальше одной камеры первого этажа продвинуться не удалось.




Едва начав изучение нескольих слоев штукатурки до первоосновы, был окликнут мобильной группой из трех человек.




Потребовали показать разрешение на съемку в закрытой зоне. Объяснения, что это исторический объект, не подействовали, пришлось покинуть территорию. Снимал централ с господствующих высот.




Заодно прокатился по селу. Нужно ощутить атмосферу. Каторжное поселение, народ либо сидел, либо охранял. Если снимаешь дом, то хозяин либо выходит с собакой, либо смотрит из-за занавески. Но никто вопросов не задает. Лишних.







Старый бревенчатый лабаз с профессионально сделанными решетками до сих пор обитаем, как и большинство домов, стоящих на тракте, по которому действительно шли кандальники.







Но жизнь Александровского централа, похоже, завершена. Впрочем, такое впечатление уже несколько раз создавалось.






александровский тракт, александровское, каторжная тюрьма, иркутск

Previous post Next post
Up