Как многие узнали благодаря нынешней эпидемии, одной из еврейских анти-эпидемических практик являются т.н. холерные свадьбы (ака черная хупа), когда на на городском кладбище община устраивала свадьбу двух маргиналов, имевших мало шансов создать семью: сирот, инвалидов, нищих… (В идеале жених и невеста обладали сразу несколькими «достоинствами»). Этот обычай возник в середине XIX века, по инициативе «мирян», прежде всего благочестивых женщин. Первое время некоторые раввины пытались бороться с подобными свадьбами, но потом махнули рукой и даже начали находить этому оправдание и обоснование.
САмое известное описание холерной свадьбы мы находим у классика идишской литературы Менделе Мойхер-Сфорима:
Глупская община в большом смятении хватала несчастных, калек, убогих, нищих и на кладбище среди могил венчала их с первыми попавшимися девицами, чтобы таким образом унять эпидемию. В первый раз община женила знаменитого безногого Ионтла, который передвигается на сиденье при помощи двух деревянных колодок. Его обвенчали с известной нищенкой, той, у которой зубы как копыта и нет нижней губы. Холера, конечно, испугалась этой молодой четы и после того, как с перепугу побила в Глупске множество людей, схватила ноги на плечи и поспешила убраться… Во второй раз выбор пал на Нохумцю, глупского юродивого, известного дурачка. Дурачок этот на кладбище при всем честном народе покрыл голову девице, у которой голова с самого детства была, с позволения сказать, покрыта «венцом»[9] и о которой в городе говорили, что она гермафродит. Народ, говорят, на этой свадьбе здорово повеселился, люди приятно провели время и на радостях выпили среди могил уйму водки. «Ладно, - говорили они, - ничего! Пусть плодятся дети Израиля холере назло, пусть множатся, пусть и нищие поживут в свое удовольствие…» Но не в этом суть!
Однако насмешки Менделе и других просвещенцев пропали втуне. Холерные свадьбы устраивали и в начале ХХ века - например, в Иерусалиме (на фото). Причем не только против холеры, но и против других эпидемий.
Все это вещи более-менее известные. Однако благодаря дочитанной на днях
книге аз, многогрешный, узнал... Впрочем, дадим слово автору:
In Żelechów, a typhus epidemic prompted the townspeople to organize a wedding in the cemetery of Motele Beygers and Khavale Yudkes, a woman in her fifties.\
In the same year, Adam Czerniaków, head of the Warsaw Judenrat, wrote the following in his diary on October 27:
Alarming rumors about the fate of the Jews in Warsaw next spring. I received the following written request from the rabbis: “Because the epidemic raging in our city is spreading from day to day, we propose to organize at public expense as a propitiating religious rite at the cemetery, a marriage ceremony between a bachelor and a spinster, both of them poor people, immediately after the approaching Day of Atonement. This rite has been studied and tested
and with God’s help will certainly be effective in arresting the epidemic.” This resolution was agreed upon at the meeting of the Rabbis’ Council on September 28, 1941.
In a postwar memoir, Manus Iadushlivyi recalled a wedding in 1942 in the village of Bazaliia in the Teofipol’skii district of Khmel’nitskii region. No epidemic is mentioned, and in fact the motivation seems to have been not disease but the Nazi persecution itself, which “one of the old men” advised had been caused by the Jews’ having fallen away from religion and angered God. A “former rabbi” suggested organizing a wedding at the cemetery, inviting the dead, and asking them to save their young relatives and with them all the Jews of the town.