Согласбо
наиболее кошерной версии, "из-за безмерно умножившихся нарушений Закона Санедрин перестал выносить смертные приговоры задолго до разрушения Второго Храма".
Разумеется, это утверждение опровергается фактом казни апостола Иакова (ок. 62), о которой свидетельствуют Флавий (Иудейские древности, 20:9:1) и Евсевий Кесарийский (Церковная история, 2:23:11, 17-18). Тем не менее, согласно более-менее
устоявшейся точке зрения, после разрушения Храма смертной казни у евреев не было довольно долго:
Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, ее видах и способах носят преимущественно теоретический характер...Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни (Санх. 52б; Кт. 30а). Еврейские суды, однако, когда они обладали соответствующими полномочиями (например, в мусульманской и христианской Испании), выносили смертные приговоры за уголовные преступления и за проступки, которые в конкретных обстоятельствах считались особо опасными.
Однако в эти выходные, собирая материалы для одного проекта, аз, многогрешный, узнал о существовании одного прелюбопытного документа -
письма Оригена Юлию Африкану. В котором он, среди прочего, пишет:
But you say, How could they who were in captivity pass sentence of death? asserting, I know not on what grounds, that Susanna was the wife of a king, because of the name Joakim. The answer is, that it is no uncommon thing, when great nations become subject, that the king should allow the captives to use their own laws and courts of justice. Now, for instance, that the Romans rule, and the Jews pay the half-shekel to them, how great power by the concession of Cæsar the ethnarch has; so that we, who have had experience of it, know that he differs in little from a true king! Private trials are held according to the law, and some are condemned to death. And though there is not full licence for this, still it is not done without the knowledge of the ruler, as we learned and were convinced of when we spent much time in the country of that people.
Ethnarch это патриарх (наси), наследственный глава еврейского самоуправления в Палестине. Ориген жил в III веке, когда в Римской империи происходит затяжной кризис, чехарда императоров, и, как следствие, ослабление власти на местах. Так что вполне можно предположить, что еврейские патриархи могли воспользоваться этими обстоятельствами, чтобы захватным правом расширить и углУбить свои полномочия.
Клеветать и злопыхать в частном письме у Оригена, вроде, повода нет. Тем более, что это должен быть довод, спосоный убедить собеседника, т.е. ссылка на общеизвестный факт, не вызывающий сомнений.
Кого и за что казнили, Ориген не пишет. Существует огромный соблазн прочесть это послание в контексте указа,
изданного в 315 году императором Константином:
The Jewish community may not stone a Jewish convert to Christianity. Anyone who participates in such an act shall be burned. If anyone from the people joins the Jewish sect, he shall receive the deserved punishments with them.
Но это, понятно, чистая спекуляция.