Круглый стол и не он один

Mar 04, 2016 15:29






Вчера, 03.03.16, в Московском доме национальностей (что это такое: http://www.mdn.ru/ ) состоялся Круглый стол представителей трёх крупнейших старообрядческих согласий, РПСЦ, РДЦ и ДПЦ, с участием их руководителей. Основная тема - взаимоотношения староверов с государством и обществом. Присутствовали и чиновники, в т.ч. из Администрации президента. Событие яркое, редкое и, наверное, с серьёзными последствиями.
Отзвуки, с фото, уже начали расходиться по Сети:
http://www.mdn.ru/cntnt/meropriyatiya/fotohronik1/media1/n3_marta_20.html (отсюда общий снимок вверху)
http://mirtv.ru/video/32503/
http://ruvera.ru/news/problem_starovery
http://ia.raoc.info/213-aktualnye-problemy-staroobrjadchestva.html
http://ria.ru/religion/20160304/1384443616.html

Поделюсь и аз некоторыми материалами, как один из участников события ... под катом в том числе аудиозаписи нескольких выступлений.




Тот самый стол, действительно круглый:




Последние детали предстоящего обсуждают митрополит Корнилий и один из организаторов мероприятия федосеевец М.О.Шахов:




Делегацию РДЦ возглавил лично патриарх Александр (Калинин) ...




... а здесь крайний слева - влиятельный протоиерей Андрей Марченко (обращаем внимание на археологически точные однорядки батюшек:)):




Поморцы (кроме вышеупомянутого Шахова):




Наши:




Открыли встречу первые лица, есть возможность послушать, что они сказали (речь от имени задержавшегося в пути "главного поморца" О.И.Розанова зачитал его сотрудник и один из организаторов события Максим Борисович Пашинин):



Олег Иванович прибыл позднее ...




... и ещё высказался сам (понравилось про леопарда:)):



Поприветствовали и светские чиновники (первый - как раз из президентской Администрации, прочих объявляют):



Епископ Костромской и Ярославский Викентий (Новожилов), РПСЦ:






Протодиакон Виктор Савельев (Москва) зачитал интересное обращение о.Леонтия Пименова (отпраздновавшего только что 80-летие; кстати поздравляем и желаем!:)):



Сам себя записывать не стал, вот текст моей речи:

Взаимодействие старообрядцев с государством в деле сохранения культурного наследия России

Иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород)

Церковный раскол XVII века, начавшись как событие в целом сугубо религиозное, достаточно быстро стал также и культурным явлением. Ещё основоположники раннего старообрядчества обратили внимание на западные источники ряда никоновских новшеств, таких, как «живоподобная» иконопись, партесное пение или обычай молиться, стоя на коленях. Да и сами греческие богослужебные книги, по которым велась пресловутая «справа», были, как известно, напечатаны в католических типографиях Венеции, Парижа и Рима. Декларировавшееся реформаторами «возвращение к Византии» на деле обернулось вестернизацией, помимо изменённой Церкви, всё более распространявшейся на прочие сферы жизни. «Ох, ох, бедная Русь, что-то захотелось тебе немецких обычаев!» - с горечью восклицал святой священномученик протопоп Аввакум …

Став духовной оппозицией упомянутым явлениям, старообрядчество с самого начала своей истории как независимого религиозного движения стало не только хранилищем неискажённой православной веры, но и её внешнего материального выражения: старопечатных и рукописных книг, древних икон и иных предметов церковного обихода, одежды старинного покроя и тому подобного. В старообрядческой среде в условиях нового и новейшего времени продолжали жить древнерусские традиции и обычаи, причём не только богослужебные, но и семейные, бытовые. Благодаря неприятию староверами послениконовских форм церковной культуры была сохранена непрерывная традиция знаменного пения и в целом богослужение по старопечатным чинам и уставам, а также иконописание в древнем, «неитальянском» стиле. И всё это происходило в течение длительной исторической эпохи конца XVII - 1-й пол. XIX вв., когда остальная, нововерческая Россия, к глубокому сожалению, с упорством, достойным куда лучшего применения, всё дальше и дальше уходила от своих духовных корней.

Масштаб происходивших при этом утрат культурного наследия Древней Руси не оценён полностью и до настоящего времени. Уничтоженные или безнадёжно испорченные безвкусными «поновлениями» старинные образа и фрески, отправленные на переплавку оклады икон и другие церковные предметы, перестроенные, а по сути изуродованные в новомодных стилях католического барокко и языческого классицизма древние храмы … А сколько их было уничтожено, по благословению синодских иерархов разобрано «за ветхостью» или просто на строительный материал» … Достаточно сказать, что, например, в Великом Новгороде и его окрестностях объём таких утрат на порядки превосходит потери, понесённые во времена богоборчества первых десятилетий Советской власти … И всё это происходило на фоне печально известной жестокой «борьбы с расколом», результатом которой её устроителям виделось, не больше, ни меньше, полное исчезновение старой веры Руси.

Этого, однако, по милости Божией не произошло. Ещё в победное для нашей империи правление Екатерины II ощутимо смягчается «противураскольническое» законодательство, центры староверия из далёких лесных захолустий и из-за рубежа перемещаются в столицы. В частности, в Москве великолепно обустраиваются знаменитые Рогожское и Преображенское кладбища. В условиях патриотического подъёма после победы над Наполеоном в 1812 году российское общество начинает постепенно обращаться к своим истокам. Классики литературы иронизируют над «смешными, бритыми, седыми подбородками», а первые исследователи древнерусского искусства изучают сокровища старообрядческих общественных и частных моленных. Сведения, полученные от их владельцев, а также от иконописцев-староверов, стали краеугольными камнями отечественной науки об изобразительном искусстве наших предков.

В дальнейшем, на протяжении 2-й пол. XIX - нач. XX столетий, эстетика «древлего благочестия» всё более влияет на «официальное Православие», а через него - на широкие круги жителей России, не принадлежащих к старообрядчеству. Возрождаются храмовая и гражданская архитектура в национальном стиле, иконное и иное убранство этих зданий изготавливается в соответствующих формах. Оценивая этот «культурный поворот», один из старообрядческих авторов не без доли иронии писал о староверии как об «основе господствующего исповедания».
Данный процесс трудного и ещё во многом поверхностного собирания, увы, в основном самими россиянами и расточенного, воплощение известного принципа «что имеем - не храним, потерявши - плачем», получил новый мощный импульс в 1905 году, с провозглашением в стране «укрепления основ веротерпимости».

С падением большинства бюрократических ограничений староверы за краткие 12 лет свободы провели огромную работу, в которой, говоря светским языком, присутствовала ощутимая культурная составляющая. Проводились большие публичные выставки древнерусской иконописи из старообрядческих собраний, храмовые хоры знаменного пения выступали на ведущих концертных сценах. Некоторые из возводившихся в то время староверческих церквей из-за обилия в них древних предметов и почти научного уровня воспроизведения убранства XVI - XVII веков по праву именовались «храмами - музеями». Значительная часть этой благой деятельности отражалась в бурно развивавшихся тогда старообрядческих периодике и книгоиздательстве. Казалось, впереди долгий и светлый путь …

Однако описанный выше «выход в свет» древнерусских духовно-культурных ценностей и их уже тогда относительно малочисленных живых носителей, увы, не остановил страну от сползания в революционную пропасть. И после 1917-го для многих старообрядцев, как и в предшествовавшие столетия, наступили мрачные гонительные времена. Значительная часть хранившегося староверами наследия была изъята и уничтожена, нередко вместе с законными обладателями, немало оказалось в государственных музеях, библиотеках и архивах, а также продано за рубеж. Но и в самые суровые годы старообрядцы и выходцы из староверия оставались патриотами своей Родины, видели за Советским Союзом историческую Россию и самоотверженно трудились для её блага. В том числе и в тех учреждениях культуры, куда было помещено изъятое у них, в сфере реставрации и так далее.

Как и в описанном ранее случае с 1812-м годом, перемены наступили после победного 1945-го. Обращение к родному после фактического, при продолжении внешних деклараций, отказа от фантома «всемирного Интернационала», способствовало новой востребованности старообрядчества. Особой чертой его взаимодействия с государственными научными учреждениями в послевоенный период стало сотрудничество с этнографическими и археографическими экспедициями ведущих вузов и исследовательских учреждений страны. Его плодами явились, с одной стороны, ощутимое обогащение хранилищ названных заведений редкими рукописными и старопечатными книгами, доступными теперь и для самих старообрядцев. С другой, живое общение представителей научной интеллигенции со староверами способствовало повышению авторитета последних в обществе. Ведь через учёных о них распространялось мнение как о, словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «живой Древней Руси». Что явилось одной из черт, предопределивших изменение к лучшему общего отношения к верующим как в позднесоветский период нашей истории, так и в новейшую эпоху.

К сожалению, более-менее систематическое взаимодействие государства и старообрядчества в сфере заботы о культурном наследии по-настоящему началось лишь в XXI веке. А в последнее десятилетие ушедшего ХХ-го немало староверческих храмов, как минимум некоторые из которых по совести следовало бы охранять, как государственные музеи и иные хранилища ценностей, подверглось варварским ограблениям. Иногда одни и те же церкви становились жертвами преступников по нескольку раз, причём эти налёты имели характер разбойных нападений, в том числе с использованием огнестрельного оружия. И происходило это не только в дальней глуши, но и в достаточно близкой к столице подмосковной Гуслице. А однажды в результате взлома старинного металлического киота образ Спасителя исчез с козырька над входом в здание старообрядческой Митрополии на Рогожском …

Впрочем, и в те сложные годы, называемые теперь «лихими», государство иногда находило возможности для настоящей заботы об объектах культурного наследия в ведении старообрядцев. В частности, именно тогда был разработан во многом блестяще реализованный теперь проект реставрации Рогожской слободы, а Правительство Москвы оказало масштабную помощь возрождению зданий на Преображенском кладбище, а также храма свт. Николы у Белорусского вокзала. С результатами реставрации последнего в юбилейном 1997-м даже лично ознакомился тогдашний столичный мэр. В 2005-м он, пока единственный из московских градоначальников новейшего времени, посетил с деловым визитом и Рогожское.

Другим важным аспектом рассматриваемой темы в конце 80-х - начале 2000-х годов стала передача старообрядцам нескольких храмов, и даже целых архитектурных ансамблей дониконовского времени, с середины XVII века до советского закрытия принадлежавших «господствующему исповеданию». Некоторые из них даже из числа внесённых в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих, с нашей точки зрения, актах исторической справедливости, выразилось благожелательное и особо доверительное отношение представителей власти к «остальцам древлего благочестия». С другой стороны, после этого старообрядцы получили возможность внести больший собственный вклад в дело сохранения нашего общего достояния. Отрадно, что на протяжении последующего времени эта забота была и остаётся совместной: по большинству из упомянутых выше объектов не только ведётся сбор благотворительных пожертвований со стороны пользователей, но и достаточно регулярно выделяется государственное финансирование проектных и реставрационных работ, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России». Хочется выразить надежду, что данное направление нашего взаимодействия будет столь же продуктивным и в будущем.

И здесь самое время перейти к оценке современного положения дел. Помимо попечения о памятниках архитектуры, сотрудничество старообрядцев и государства распространяется на библиотеки и архивы. Одним из примеров такого рода является коренная реконструкция, снабжение надлежащим оборудованием книжного собрания на Рогожском, сформированного уже в советское время взамен изъятого в 1920-х. При нём теперь имеется благоустроенный читальный зал, доступный, при соблюдении определённых условий, для всех желающих. Аналогичная работа ведётся в отношении Рогожского иконного собрания. Часть её результатов доступна для обозрения на организованной в отреставрированном Доме причта постоянной выставке старообрядческой иконописи. Данное здание вообще стало приобретать черты одного из культурных центров столицы. Помимо постоянных и временных экспозиций, здесь проводятся церковные и научные конференции по различным аспектам староверия.

В самые последние годы при государственной поддержке реализована большая программа концертных выступлений ведущих старообрядческих хоров - «Распевы Святой Руси». Наши певчие проехали по пространству от румынской Констанцы до Владивостока, везде встречая самый тёплый отклик слушателей. Практическим результатом этого опыта стало намерение создать Центр древнерусского церковного пения в Новосибирске. Оказывалась помощь старообрядцам по линии органов власти и при организации совместных мероприятий с учреждениями культуры в других регионах страны. История и культура староверия систематически преподаётся в ряде вузов России, в том числе преподавателями - старообрядцами. Свой интересный опыт взаимодействия с властями иностранных государств в сфере культуры имеют старообрядцы, проживающие в странах Балтии, а также в Румынии и Австралии.

Завершу, однако, не на столь восторженной ноте. Общий объём государственных средств, выделяемых ежегодно на описанную выше культурную поддержку старообрядчества, пока несопоставимо мал, в сравнении с суммами, предоставляемыми другим традиционным конфессиям. Почти не затронуты вниманием власть имущих многие заметные центры староверия, помимо упомянутых в этом сообщении. С большим трудом в отношении старообрядчества реализуется Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Возвращённых по нему староверам зданий, в том числе объектов культурного наследия, весьма немного. Ощутимыми препятствиями являются здесь статус ряда построек как частной собственности, которая вообще оказалась за рамками названного правового акта, а также серьёзное сопротивление некоторых светских пользователей зданий. В том числе, увы, и из сферы культуры. Юридически не отрегулирована возможность участия в реставрационных работах собственно старообрядческих бригад, не оформленных как юридические лица с соответствующими лицензиями, но обладающих высокоморальными, трудолюбивыми, и, главное, природно искренне любящими предмет своего труда кадрами.

Встречаются и проблемы внутристарообрядческого порядка. Невысокий культурный и образовательный уровень руководства и сотрудников некоторых общин, непонимание истинной ценности находящихся в их ведении зданий и предметов, нежелание и неумение оперативно оформлять надлежащие документы и выстраивать деловые отношения с чиновниками, некая общая инертность, пассивность, зашоренность и связанные с этим нежелание и неспособность вести работу с людьми … Всё перечисленное - как наследство советских лет и более отдалённых периодов истории, так и просто черты характера живущих ныне, продолжает оставаться препятствием в деле взаимодействия староверов и государства, причём не только в области культуры.

Однако реальные добрые дела, о которых было лишь кратко рассказано выше, свидетельствуют, что названные негативные тенденции не носят определяющего характера. Они, считаю, вполне преодолимы в случае продолжения совместных действий старообрядцев и органов власти. Для активизации сего благого процесса предлагаю нынешнему высокому собранию включить в итоговую резолюцию пожелание о принятии специальной общегосударственной программы по сохранению и реставрации всех видов объектов культурного наследия, находящихся в пользовании старообрядческих согласий. Которая способствовала бы и возвращению староверам насильственно отчуждённого в прошлом религиозного имущества. Приурочив её принятие и реализацию к грядущему в 2020 году празднованию 400-летия со дня рождения святого священномученика и исповедника, а также великого радетеля русской культуры и слова, протопопа Аввакума. Благодарю за внимание.

Как всегда, очень неплохо высказался наш известный писатель и публицист Димитрий Александрович Урушев ( http://papanda.livejournal.com/ ):






Колоритная "семейская" из РДЦ:




Председатель Самарской поморской общины Павел Половинкин ...




... высказал серьёзные сомнения в долговечности проекта, мол, "не удержимся от догматических споров, переругаемся и разбежимся".
Но пока ничего не предвещает подобного:)
Вот, скажем, мирная беседа владыки Корнилия и Олега Ивановича Розанова:




Дай Бог чтобы и впредь ...

Очередное подобное мероприятие, причём куда масштабнее, намечено на грядущий июнь ...

Далее несколько любопытных ссылок:

- древняя столица Грузии Мцхета и монастырь Джвари: http://monastyri-mira.livejournal.com/438987.html

- достопримечательности Лужского р-на Ленобласти: http://russiantowns.livejournal.com/5118002.html

- Симонов монастырь в Москве: http://monastyri-mira.livejournal.com/438656.html

- Соловки, о.Анзер (где будущего патр. Никона постригли в монахи): http://deni-m.livejournal.com/57164.html

- питерские староверы Громовы: http://mu-pankratov.livejournal.com/491400.html

- подбитые японские танки на курильском о-ве Шумшу, с подробным описанием сражения в августе 1945-го: http://visualhistory.livejournal.com/1455659.html

- шатровый храм 16-го в в с.Красном под Костромой: http://arch-heritage.livejournal.com/2372753.html

- интервью не столь давно крестившегося в РПСЦ общественного деятеля, бывшего миссионера РПЦ МП: http://rubsev.ru/2016/03/filipp-plastinin-o-smene-imeni-staroverii-episkope-pitirime-i-ne-tolko/

- Ф.Е. Мельников в журнале "Слово Церкви" об учении Маркса-Энгельса: https://vk.com/wall157435754_1435

- 172 фото древних икон из столичного музея им. Андрея Рублёва: https://vk.com/wall293058537_960

- 06.03.16 - лекция там же о старообрядческих облачениях Рогожского: https://vk.com/wall-34194882_651

- 118 фото росписей храма св. Николы Надеина в Ярославле, впечатляет: https://vk.com/wall8636353_3463

- замечательный неорусский храм нач. ХХ в. в с. Пёт Рязанской обл., печальное видео настоящего: https://youtu.be/IND-r7g9_Kw

- крестные ходы в РПСЦ: http://altaistarover.ru/articles/krestnyi-hod/146-praktika-provedeniya-krestnyh-hodov-v-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkv

- видеосюжет об открытии как музеев двух древних новгородских церквей: https://vk.com/wall-12011186_33318

- док. фильм про семейских под Читой: https://vk.com/wall-40933742_5444

- о пении часовенных: http://www.culture.ru/objects/2101/bogosluzhebnoe-penie-staroobryadtsev-chasovennogo-soglasiya-g-belovo-kemerovskoy-obl

- древнее зодчество Новгорода и Пскова на страницах журнала "Зодчий", 1880-90-е гг.: https://vk.com/wall-12011186_33272

- к 80-летию "Новгородского исторического сборника": https://vk.com/wall-46278749_2060

- новгородская весна, приятные фото: https://vk.com/wall336719_2179

Крепитесь, люди, скоро лето(с):)

Просто интересно, Псков, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Остроактуальное, Москва, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Из жизни согласий, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Анонс, Итоговое

Previous post Next post
Up