Ещё пожар, фрагмент презентации и продолжение ответа: Великий вход

Feb 20, 2016 00:43

Что-то участились трагические случаи с огнём ...
В ночь на 19.02.16 пострадал от возгорания Троицкий надвратный храм старообрядческого Николо-Улейминского женского монастыря близ г. Углича Ярославской обл.:(
Печальное видео последствий:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Руководство Ярославско-Костромской епархии РПСЦ распространяет в соцсетях следующее сообщение:

В монастыре не имеется счетов и карт. Владыка Викентий поручил Валентине Афанасьевне (правой руке м.Варсанофии) финансовые и коммуникационные вопросы.
Номер телефона билайн: +7 961 156 6427 (в любое время)
Номер карты сбербанк: 6390 0277 9006 0900 15
Самохвалова Валентина Афанасьевна.
Спаси Христос!

Ну, Вы поняли, надеюсь ...

Теперь о более приятном. Появилось примечательное видео с недавней презентации сборника трудов нашего Предстоятеля, вышедшего к 10-летию его поставления митрополитом Московским и всея Руси ( кратко о событии: http://rpsc.ru/news/future/prezentatsiya-knigi-predstoyatelya-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-mitropolita-korniliya/ ; http://ria.ru/religion/20160217/1376191844.html ), - выступление "старообрядного" о. Кирилла (Сахарова; РПЦ МП), что гостил у меня в прошлом августе, с ответным словом владыки:

image Click to view



Финальная фраза митрополита не лишена остроумия:)

Далее - обещанное в прошлой записи, про Великий вход на литургии. Напомню, моя оппонент В.Ю.Григорьева на основе личного изучения певческих рукописей XVII века полагает, что "Херувимскую" пели "сплошняком", без перерыва на оный Вход, поминовение же священство произносило "негласно". И вот что аз грешныи на сие скажу:

О гласном поминовении на «Херувимской»

В московских старопечатных Служебниках 1602 - 1651 гг. о возгласах священства на Великом входе во время пения «Иже херувими» говорится несколько иначе, чем о прочих. Если, например, о предшествущем названному песнопению возглашении диакона «Премудрость!» сказано «глаголет велегласно» ...




( Служебник 1602 г., л. 108 об., режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=114 )




( Служебник 1651 г., л. 142 об., режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=156 )

... то о возгласах во время Великого входа, «Всех вас да помянет» и пр., говорится «и входящим им в церковь (из алтаря - о.А.П.), глаголют кождо к себе»:




( Служебник 1602 г., л. 111 об., режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=117 )




( Служебник 1651 г., л. 146, режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=159 )

Что, казалось бы, можно рассматривать как возможное подтверждение мнения В.Ю.Григорьевой «о позднем времени возникновения практики гласного поминовения во время «переноса». Мол, как бы про себя они тихо говорили, негласно. Хор же в это время мог петь «Херувимскую» без разделения на две части, в соответствии с бытовавшим, несмотря на борьбу с ним священноначалия, обыкновением многогласия.
Однако если посмотреть Служебники чуть дальше, то мы увидим и третий вид возгласов священнослужителей при совершении Великого входа. При вхождении в Царские врата они «глаголют к себе тихо, Благословен грядыи во имя Господне, Бог Господь и явися нам»:




( Служебник 1602 г., л. 112 об., режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=118 )




( Служебник 1651 г., л. 147, режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=160 )

И в современной практике эти слова произносятся вполголоса, их слышат только сами служАщие. Вот про эти речения, скорее всего, и можно сказать, что они «негласные». В частности, потому, что о происходившем на «переносе» сохранились яркие свидетельства священномученика протопопа Аввакума.

Во - первых, описывая в знаменитом «Житии» лишение сана другого активного сторонника старой веры, протопопа Логина муромского, имевшее место 1-го сентября 1653 года, он говорит, что было это как раз «во время переноса». При архиерейской службе, после того, как патриарх Никон принял в Царских вратах у архидиакона дискос с литургическим хлебом (чашу же принял после расстрижения, что Аввакум охарактеризовал как «рассечение Телу и Крови Владыки Христа»): «Остригше, содрали с Логина однарядку и кафтан. Он же разжегся ревностию божественнаго огня, Никона порицая, и чрез порог олътарной в глаза ему плевал, и распоясався, схватя с себя рубашку, во олътарь Никону в глаза бросил» (цит. по: Житие протопопа Аввакума, инока Епифания, боярыни Морозовой. СПб.: «Глаголъ»,1994.С.15). Не могу вообразить, что всё это имело место при одновременном пении «Херувимской» …

Во-вторых, ещё более ясно священномученик высказывается в сочинении «Книга толкований», обличая введённое в Чин литургии крайнее превозношение царя Алексея Михайловича, в сравнении с правителями Руси, бывшими до него: «Так-то и царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «Благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, больше всех святых от века» … Прежде во Православной Церкви на переносе не так бывало, но ко всему лицу мирскому глагола дьякон и священник: «Всех вас да помянет …» («Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, и другие его сочинения. М.: «Сварог и К», 1997 [репринт с изд.:М.: Academia, 1934]. С. 237 - 238). Вот, кстати, то самое поминовение царя, по Служебнику 1670 г.:




(режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002445598#?page=116 )

Согласитесь, произносить «негласно» что-либо «ко всему лицу мирскому» вряд ли возможно практически.

Обратим внимание и на то, что Аввакум не называет здесь других произведённых Никоном и его последователями перемен в порядке Великого входа, кроме изменений в указанных выше словах духовенства. Но если бы новшеством было и введение перерыва в пение «Херувимской», как предполагает В.Ю.Григорьева, то такое «рассечение» вряд ли бы осталось в стороне от внимания «ревнителей древлего благочестия», пристального ко многим деталям богослужения.
Подобно тому, как достаточно подробно в старообрядческой апологетике говорится об изменении никоновскими «справщиками» самого текста «Иже херувими» ( см. напр. «Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому епископу Питириму в 1719 году». Бесплатное приложение к журналу «Старообрядец». Нижний Новгород, 1906. С. 100, статия 61), а также о поклонах на «переносе».
Они бывают, по древнерусским Уставам, на каждый из трёх возгласов иерея. В будние дни, при рядовых службах, поклоны земные, в воскресные и праздничные дни - два в пояс, а третий в землю. Вопрос о них является одним из пунктов расхождений между старо- и новообрядцами. Поэтому он достаточно детально освещён, в частности, в уже цитировавшихся здесь «Поморских ответах» 1722 г. и упомянутых «Ответах диакона Александра»: «Отложение на Велицем входе, во время «Херувимския», бываемых всенародне поклонов к Богу … Но в древлецерковных книгах сия три поклоны, повелевает неотложно полагати» (далее следуют соответствующие ссылки, в том числе опровергающие обвинения в т.н. «хлебопоклонничестве» ; «Поморские ответы», статия 25, указ. изд.С. 359 - 360); «Статия 63. На Великом входе … отложение и возбранение на переносе полагати 3 поклоны» (затем также ссылки; «Ответы Александра диакона», указ. изд. С. 100 - 101).

Здесь уместно поставить вопрос: а возможно ли в принципе полагать поклоны, в том числе земные, которым, как видим, придавалось столь важное значение, во время пения? Ведь кланялись-то и певцы. К тому же первый и третий возгласы на «переносе» говорятся как раз перед клиросами (обычай пения «Херувимской» на сходе (двумя ликами за амвоном), скорее всего, поздний; традиция исполнения её по клиросам (1-я часть - правый, 2-я - левый) сохранилась у липован (русских старообрядцев Румынии)). Одновременное пение и совершение поклонов отнюдь не приветствуется старопечатными Уставами: «Аще поет та страна (клирос - о.А.П.) стих, [кадящий священник - о.А.П.] ожидает дондеже другая страна свой стих начнет. Сему же лику умолчавшу, тогда иерей творит крест кадилом на весь лик, и поклонение творит к ним благочинно, ко всем едино. И они к нему вси такоже творят поклонение» (Око церковное, гл. 10. М., 1641. Л. 33); «Ведомо же буди, егда един лик поет, тогда другии творит поклоны, благочиния ради» (там же, л. 981).

При знакомстве же с одной из очень немногих сохранившихся древнерусских рукописей, содержащих песнопения литургии, хранящейся в Твери (ГАТО, ф. 1409, № 1044), 1648 - 52 гг., возникает и ещё одно недоумение. Дело в том, что в реальности «Херувимская» разделена и там. Но не на две части, с перерывом перед «Яко Царя», как теперь, а на три:

1-я - до слова «приносяще»:




2 - я - до слова «подъемлюще»:




3-я - до окончания песни:




Что это действительно три отдельные части свидетельствуют как заглавные красные первые буквы названных выше слов, так и находящиеся перед ними крюки, ставящиеся обычно в конце песнопений: рог и крыж.

Подобное имеется и в рукописи литургии Прежесвященной, РГБ ф.354 №144 (также 1648-52 гг.):














Любопытно, что здесь одно из разделений, второе, соответствует нынешнему, слова «Верою и со страхом».

Как сие понимать?
Как обозначения двух перерывов в пении, одного для произнесения священством первого возгласа «переноса», а потом ещё для второго и третьего?
Или это разделения на «статии», певшиеся по очереди разными клиросами?
И как выяснить, при столь малочисленных дошедших до нас источниках, местная ли это традиция или нечто более широкое?
Для достоверного ответа, как и в случае с «метаниями» в Сергиевой лавре, без машины времени, скорее всего, не обойтись …

Исходя из вышесказанного, предположение В.Ю.Григорьевой о «позднем времени возникновения практики гласного поминовения во время «переноса», пока вряд ли можно считать достаточно обоснованным.

Продолжение будет ...

Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Остроактуальное, Москва, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Наука, Обзоры Сети, Анонс, Итоговое

Previous post Next post
Up