Возвращение мощем Златоустаго: сами они, моменты давешнего Совета, годик и зимний Нов-град

Feb 09, 2015 13:44






Вверху наш русский (и, вероятно, старообрядческий) образ сегодняшнего праздника (нынче 27 января по старому стилю: http://days.pravoslavie.ru/Life/life320.htm ), Владимирские письма (Палех или Мстёра), XIX в. Ниже ещё одно явное фото дня - мощи свт. Иоанна Златоустаго (они справа (обратили внимание на двуперстие на иконе?:)); слева - свт. Григория Богослова) в патриаршем (Константинопольского Патриархата) соборе св. влмч. Георгия в стамбульском районе Фанар (нашёл на этом интересном сайте: http://altistanbul.narod.ru/rumpatr.htm ). Перенесены в 2004 г. из Рима, куда были вывезены в 1204-м крестоносцами, разорившими тогда Царьград. Сжалились теперешние латиняне над греками, так сказать ...

Далее, настоятель столичного храма РПСЦ "на Белорусской" о. Алексей Лопатин выложил у себя в "фейсбуке" ряд чёрно-белых снимков с минувшего Совета Митрополии ( https://www.facebook.com/alexey.lopatin.5/media_set?set=a.794937443909127.1073741853.100001786361786&type=1 ). Забрал оттуда "себя любимого"(с:)):




Cправа - о. Вадим Коровин из Саратовской обл. ( http://ierej-vadim.livejournal.com/ ):




На первом плане, слева направо, - протопопы Геннадий Четвергов (Казань) и Геннадий же Чунин (Покровская община СПб):




Теперь немного о семейно - дружеском:)
В только что прошедшие выходные, 07.02, исполнился годик Тимоше:



:)
Также нас посетили Андрей и Наталья из Москвы, вот они с Антошей после воскресной службы на фоне храма на Витке:




Довольные такие (мы старались:)):)
Побывал с ними и на Славне:




Гуляя по городу, они сделали несколько приличных снимков.

Соседняя с нашей Ильинской Петропавловская церковь:




Другой Петр и Павел, в Кожевниках:




Продолжение зимнего Новгорода - в нижеследующем репосте (Витославлицы тут были не раз,но пусть и ещё,уж больно хороши:)):
Оригинал взят у kirill_moiseev в Великий Новгород, Витославлицы, музей деревянного зодчества под открытым небом ( часть 1).
1) Своё повествование о визите в Великий Новгород я начну с рассказа о музее деревянного зодчества под открытым небом под названием "Витославлицы", названной по бывшей одноимённой деревни неподалёку. Сам комплекс расположен в 5 км от города. Добраться туда было для меня ещё тем приключением: 20-градусный мороз и пешочком вдоль оживлённой автотрассы.Стоило дойти, "Витославлицы" предстали передо мной неким подобием заснеженной вселенной фильма Джеймса Кэмерона "Аватар", ибо увидел иной мир в деревянных часовнях и избах, аналоги которых вживую нигде не встречал. Такое увидеть, разве что ехать в Карелию или в Архангельскую область, а тут почти самая Центральная Россия.



2) "Витославлицы" стали для новгородцев природным курортом. Через дорогу от музей сдаются деревянные коттеджи и проложены лыжные трассы. Поэтому на новогодних праздниках было натуральное столпотворение, не взирая на мороз. Деревянные избы XVII века даже гармонируют с зимней стужей. Сразу понравилось, что музей не огорожен типичным глухим металлическим забором, ограждения все деревянные, в чём-то схожи с деревянным острогом.



3) Основателем музея является Леонид Егорович Красноречьев (1932-2013 гг.), архитектор-реставратор, автор генерального плана музея "Витославлицы", проектов реставрации большинства перевезённых в музей памятников. Дважды лауреат Гос.Премий РФ в области искусства и архитектуры.
Л. Е. Красноречьев проводил многочисленные исследования архитектуры Новгородской области с целью выявления памятников деревянного зодчества. Один из инициаторов переноса деревянных построек на территорию созданного в 1964 году музея "Витославлицы".



4) На ум приходят два мне известных случаев спасения и переноса памятников на новое место: остров Филэ (последнее святилище отправления религиозных культов фараоновского Египта вплоть до VI века в эпоху уже христианской Византийской империи) и Абу-Симбел (храм в честь фараона Рамзеса II и его супруги Нефертари) в Египте, спасённых в ходе строительства при содействии СССР высотной Асуанской плотины почти на египетско-суданской границе в 1960-1970-е гг.

Справа изба Туницкого из старообрядческой деревни Пырищи, топившаяся по-чёрному (70-90-е гг. XIX века).



5) В музее деревянного зодчества "Витославлицы" под открытым небом собраны редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов - общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения.Создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них российских народных традиций.



6) Часовня из деревни Гарь Маловишерского района 1698 года постройки, относящаяся к клётским храмам. Клётский храм- это один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Безглавые храмы существовали на Руси вплоть до XVII. Архитектура подобного типов храмов имела много общего с жилыми строениями.
В этой безымянной часовне только крест символизирует её культовую принадлежность. Часовня являет собой сруб с двухскатной кровлей. Остальные - галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строения с трёх сторон. Два маленьких оконца выдают простой интерьер.
Перевезена в Витославлицы в 1972 году.



7) Церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Окуловского района, годы строительства - 2 половина XVIII, относящаяся к ярусным храмам.
Церковная реформа патриарха Никона в XVII в. запретила возведение шатровых церквей, отчего возник новый тип культового сооружения - церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.
Ярусные храмы начали возводить с конца XVII века, их ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром.



8) Ещё одна церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево Хвойнинского района 1642 года постройки.В 1972 году храм был разобран и в 1976 году отреставрирован и перевезён в "Витославлицы".
В храме сохранилась редко встречающаяся композиция окон- сочетание "красного" окна с двумя окнами, расположенными несколько ниже. Подобное сочетание окон применялось в древнерусском строительстве при возведении храмов, хоромов, изб, дворцов.
Церковь по архитектуре является одновременно и ярусной и клётской постройкой.



9) Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестицкого района 1688 года возведения, относящаяся к клётскому типу храмов. Перевезён на нынешнее место в 1966 году. К основному прямоугольному срубу (клети) примыкают прямоугольные срубы алтаря и трапезной.



10) Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района 1530-1540-х гг. постройки.



11) Шатровые храмы, вместо купола завершавшиеся шатром, появились в начале XVI веке. Типология церковной архитектуры передавалась из Византии, однако в дереве нелегко было передать форму купола. Видимо, техническими трудностями и была обусловлена необходимость замены в деревянных храмах куполов шатрами.



12) Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района на берегу озера Ильмень. Построен в 1595 году, относящийся к шатровому стилю.



13) Часовня Кирика и Иулиты (слева) из деревни Кашира Маловишерского района (1745 год) и изба Шкипарёва (предположительно 1880-е гг.). По словам бывшего хозяина избы, получившего дом от отца, а тот в свою очередь от дед, избу построили по распоряжению помещицы, у которой дед служил конюхом и работу свою выполнял хорошо. Имя помещицы неизвестно (исследования в архивах не велись).
Изба Шкипарёвых хорошо укладывается к типу жилых построек Мстинской зоны.



14) Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района (1882 г.)



15) Дом Добровльских из деревни Вотроса Пестовского района, 1880 год. Представляет собой тип "избы-двойки", включающую в себя зимнюю и летнюю избы. между ними- парадные "сени".



16)



17) Справа на переднем плане изба Царёвой (1 половина XIX века) с галереей "прикрольком", балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-чёрному.



18) Отличительной особенностью северной русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем, использовавшимся для хранения запасов картофеля и других овощей.
Другая половина избы состояла из двух-трех этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота.
Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5-3 метров, ширина ворот 2-3 метра).
Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая - вниз в хлев.
К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Такое начало серии записей из Великого Новгорода.


Просто интересно, История Церкви, Церковное искусство, Добрые дела, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Семья, Месяцеслов, Москва, Итоговое

Previous post Next post
Up