Керженец от истока до устья, часть 1-я

Jun 26, 2014 16:55

Бывшие зело староверския места ... Теперь о том, увы, почти одни воспоминания ... Но всё равно очень интересно:
Оригинал взят у cheger в Вниз по Керженцу. День первый.

Сразу после приезда из филиппинской командировки, я опять собрал вещи и отправился в очередную поездку по нашей области. На этот раз я решил проехать от самого истока Керженца до его впадения в Волгу в районе Макарьевского монастыря, что напротив Лыскова. Проехать на машине непосредственно по течению реки, конечно же, нереально, поэтому были минимальные ответвления, не считая района Керженского заповедника, который пришлось по понятным причинам почти полностью объезжать. Ниже есть GPS трек маршрута



Меня эти места интересуют прежде всего тем, что именно здесь был один из основных центров старообрядчества, сейчас от которого на Керженце почти ничего не осталось. Однако я нашел ещё 4 скита и одно памятное для всех староверов место, про которое расскажу отдельно. Больше всего я планировал, как всегда, фотографировать людей, но  как оказалось, природа здесь просто восхитительная, поэтому получилось много пейзажей. В вот с людьми вышло все проблемнее - кроме дачников здесь почти никого и не осталось... Лишь в крупных селах ещё живут местные жители, деревеньки поменьше все чаще полностью заброшенные и потихоньку зарастают молодым березняком...

Первый день был день заброса на исток, но сначала я хотел посетить когда-то старообрядческий монастырь, который позже стал единоверческим, а сейчас и вовсе православный. Про него в основном сегодня и расскажу. Скажу сразу, что именно такие монастыри, находящиеся на краю цивилизации, где-то в тайге и обладают той самой притягательной энергетикой, которая должна быть в каждом монастыре. Но в городах такого не бывает - почувствовать её можно исключительно в таких местах. И люди здесь совсем другие - открытые, добрые и располагающие к себе. Кстати, именно здесь я первый раз в жизни заночевал в монастыре. Так что подробнее под катом.





Погода выдалась пасмурная, постепенно переходящая в дождливую, но именно такая погода мне нравится больше всего при посещении этих мест - сощдается нужная атмосфера легкого уныния, меланхолии и задумчивости - что может быть лучше после трехмесячного манильского ада?



Поля полностью покрыты люпинами - от этого местами они полностью сиреневые.


По пути заехал в Зарубино, а там вот такая прекрасная Вознесенская церковь 1703 года.


Состояние конечно караул. И вряд ли кто-то её восстановит уже, а ведь деревянных церквей у нас в области раз и обчелся!


Церковь стоит на кладбище, на котором попадаются и старообрядческие голбцы.


Рядом стоит прекрасная колокольня их красного кирпича, видимо, возведенная уже позже




Узола




Тут я встретил женщину лет 50, которая стирала белье в реке. Предложила переночевать, если надо, но когда узнала, что я планирую заночевать в монастыре, сказала, что там точно приютят. Вообще, люди тут совсем другие. Даже не то что не такие как в городе, а не такие даже как в южной части области - они более дружелюбные, более отзывчивые и открытые. Сюда надо ехать тем, что говорит, что все мы быдло. Обязательно к посещению.


Дома тут тоже просто великолепные, Вологда какая то!


И ещё распространен вот тако тип дома, даже не знаю, как он называется. На юге области такого не видел ни разу.


Чем дальше на север, тем больше по дороге попадается гиблых мест, как их называли раньше. От этих болотин даже энергетика какая-то исходит странная, неспроста ещё на Руси именно таких мест избегали, говорили, что именно тут водятся водяные и прочие нелюди. В самых поганых местах даже кресты ставили...


А вон бобрам все равно, они, видимо, с водяными в дружбе




Машины постепенно пропадают совсем, видно, не самое популярное нынче место, однако если присмотреться, то видно, что под асфальтом когда то была хорошая булыжная дорога - значит тут был оживленный тракт


Через какое-то время появляется из-за деревьев колокольня монастыря


Сначала я заехал на кладбище в надежде найти там старые могилы староверов, однако оно оказалось относительно молодым...



 

Кстати, путешествие это удалось благодаря компании Субару-Центр, которые в последний момент спасли ситуацию и предоставили мне изумительный Subaru Forester 2.5 с полным, как говориться, фаршем. Про машину я обязательно напишу отдельно, так как ещё ни разу в жизни я не ездил на таком хорошем автомобиле!




Ну а теперь про сам монастырь, при рассказе о нем я воспользуюсь текстом из небольшой брошюры, которую я купил в самом монастыре. Его точно нет в интернете, так как я сам его сканировали и распознавал, так что информация для интересующихся такими вещами очень полезная. Текст метами правда немного сокращу и поменяю, так как он написан с позиции господствующей православной церкви, меня же больше интересуют старообрядцы.

Высоковский Успенский мужской монастырь, основанный в 1784 году, расположен на территории Ковернинского благочиния, на самом севере обширной Нижегородской епархии, в знаменитых Заволжских лесах, где издревле искали уединения монахи-отшельники. До 1922 года территория современного Ковернинского района входила в состав Костромской губернии, и поэтому Высоковский единоверческий мужской монастырь прежде относился к одноименной Костромской епархии.


Единоверие как форма православного вероисповедания возникло в конце XVIII столетия. В 1783 году 1500 старообрядцев города Стародубья подали прошение в Святейший Синод, чтобы им дозводили совершать богослужения по старопечатным книгам и назначили епископа, который бы подчинялся Синоду, управляя делами всех старообрядцев-поповцев. В ответ на данное прошение Синод разрешил определить к ним священнослужителей, но без архиерея. Так было положено начало едиверию - компромиссной форме объединения части старообрядцев-поповцев с Православной Церковью, при условии сохранения за ними права блюдения старых обрядов, но и подчинении юрисдикции официальной Матери-Церкви.

Присоединившиеся к единоверию освобождались от проклятья, которому был предан раскол на церковном Соборе в 1667 году, единоверцам разрешалось иметь свою церковную иерархию, назначенную по благословению епархиального архиерея, которому они подчинялись в делах духовных и церковного суда.

12 марта 1798 года был издан указ Павла I о предоставлении старообрядцам-поповцам права «иметь у себя церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиальных архиереев для отправления службы Божия по старопечатным книгам».

В 1820-е годы в Нижегородской епархии появились первые единоверческие приходы, которые канонически подчинялись правящему архиерею и по административному делению были объединены в отдельное благочиние. К 1904 году на Нижегородской земле существовало уже 22 единоверческих прихода, два из которых находились в Нижнем Новгороде. Кроме того, в Заволжье (на территории бывшего Семеновского уезда) существовали три единоверческих монастыря: Благовещенский Керженский мужской и две женских обители - Медведевский Покровский при с. Медведеве и Осиновский Крестовоздвиженский около с. Хохлома.


На территории соседней Костромской епархии также находились единоверческие приходы, а вот монастырь единоверческий был единственный - Высоковская Успенская мужская обитель.

Согласно сохранившемуся рукописному летописанию, основателем Высоковского Успенского монастыря во времена царствования императрицы Екатерины II был простой донской казак Григорий Иванов (в монашеском постриге Герасим). «По смотрению Божию Высоковский Успенский Единоверческий монастырь возымел начало свое с 1784 года, в благочестивое Царствование Премудрой царицы, Великой Императрицы Екатерины Второй. Основатель сего монастыря бывший в мирском звании Екатерининославского Донского Войска казак Григорий Иванов...»


Про этого подвижника известно немногое. Будущий архимандрит Герасим происходил родом из украинской казачьей станицы Батийской и имел прежде мирское прозвище «Стуканогов». Возможно, что столь необычное мирское прозвище он получил по причине какого-либо увечья ноги, так как, прежде, чем удалиться на жительство в старообрядческий скит, состоял на государевой воинской службе. Первоначально, от рождения, по своему вероисповеданию Григорий являлся раскольником и состоял в т. н. «Перемазанской» секте старообрядцев.

Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, на 38 году своей жизни Григорий удалился от мира и ушел жить в старообрядческий скит. Местом для своего уединения им был выбран знаменитый в свое время среди староверов Комаровский скит, находившийся в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Именно здесь Григорий тайно от беглого иеромонаха принял иноческий образ с наречением при постриге имени Герасим и прожил среди комаровских раскольников около десяти лет.

Поселились отшельники в соседних дремучих лесах Макарьевского уезда Рыбновской волости Костромской губернии. Земли эти являлись государственными и принадлежали к казенным лесным дачам под названием «Рымовские леса».

Объединившись для молитвенного жития с этими отшельниками, инок Герасим в 1784 году, по дозволению Костромской казенной палаты и уездного гражданского начальства, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами выстроить в лесу иноческие кельи. Затем место это по названию ближайшей соседней деревни - Высоково - стало официально именоваться «Высоковским скитом».


Причиной избрания ими именно этого места было намерение инока Герасима жить в лесной глуши, и чтобы «.. .свободнее оставаться в своем положении, и беспрепятственней отправлять с беглыми священниками Старообрядческое богослужение». Так, по воле Божией, первоначально на месте будущего единоверческого монастыря возникло небольшое старообрядческое поселение.

Количество обитателей в Высоковском скиту постепенно увеличивалось, к 1800 году здесь уже насчитывалось до 50 обитателей. Сюда стали приходить и прятаться все новые беглые иноки и беглые священнослужители, которые под руководством инока Герасима в скором времени с разрешения светских властей построили для своих нужд деревянный молитвенный дом. Однако, как сказано в монастырской летописи, «Господь Бог, желавший всем, людям спасения и в разум истины прийти, не презрел по милосердию Своему такой ревности этих пустынножителей» и указал им иной путь ко спасению душ христианских.

Господь Бог, видя такое его великое подвижничество к познанию истины, внушил ему спасительное намерение, чтобы он сам изучил все старопечатные книги, Священное Писание (Новый Завет) и учения Святым Отцов о главной проблеме и недоумении всех старообрядцев - о благодати архиереев и священства.

Когда же старообрядцы-отшельники смогли убедиться в необходимости воссоединения их со Святой Православной Церковью, с принятием единоверия, то 8 октября 1801 года составили они официальный письменный «приговор» за подписью двадцати двух обитателей Высоковского скита и обратились с соответствующим прошением в Святейший Правительственный Синод.

В качестве просителей перед церковными властями из скита с соответствующей доверенностью были отправлены двое иноков: Дионисий (в миру московский купец второй гильдии Дмитрий Андреевич Рахманов) и инок Паисий (московский мещанин Петр Тимофеев), которые, очевидно, на тот момент имели паспорта, были наиболее свободными в своих передвижениях и не преследовались как старообрядцы со стороны властей. В своем прошении о присоединении к единоверию обитатели Высоковского скита указали определенный условия, на которых они были бы согласны воссоединиться с официальной Церковью.

Брат Исаакий стал вести с насельниками скита беседы о православной Греко-Российской Церкви и ее обрядах. Однако нашлись среди насельников те, которым эти разговоры оказались не по душе, и они пожелали проучить смутьяна. Однажды, пригласив его для беседы, расценив его речи как еретические, с руганью и бранью стали староверы избивать отца Исаакия. Но нашлись среди них и те, кто по добродушию и из сострадания сообщил о случившемся настоятелю скита иноку Герасиму. Настоятель, избавив Исаакия оп побоев, укрыл его у крестьян в Высокове, а затем и вообще отправил в Нижний Новгород.

Первоначальные прошения оставались безрезультатными пока не направили прошения императору, который пожаловал земельный участок.


Первое прошение было удовлетворено не полностью. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) дал официальное согласие и благословение на строительство иноком Герасимом с братией в Высоковском скиту первой деревянной церкви. Но министр внутренних дел граф В. П. Кочубей официально отказал в просимой для строительства монастыря земле, объявив желание властей, чтобы иноки спокойно оставались существовать в своем Высоковском скиту, где они и живут.

Получив данные постановления властей, 4 ноября 1803 года инок Паисий с благословения настоятеля вновь обращается в Святейший Синод с очередным прошением «.. .дозволить братии имеющуюся в скиту часовню перестроить и освятить как храм во имя Успения Божией Матери, с наименованием в дальнейшем Высоковский скит монастырем, и настоятеля инока Герасима рукоположить во священника».

Для исполнения вышеназванного повеления в Высоковский скит были командированы Макарьевского Унженского монастыря игумен Иринах и исправник костромского земского суда некий И. В. Минин. После освидетельствования существующей ситуации на месте они признали возможным скитскую часовню перестроить в церковь, а у обывателей скита, составляющих братство иноков и послушников, все имеющиеся документы и паспорта нашли действительными и не подлежащими сомнению.

10 августа 1804 года в Святейшем Синоде был подписан Высочайший Указ, разрешающий насельникам Высоковского скита имеющуюся часовню перестроить в церковь и освятить. На тот период времени в Высоковском скиту проживало порядка 18 иноков и 168 послушников из крестьян.

7 июня 1807 года указом Костромской Духовной Консистории было дано благословение церковь освятить.


Перед освящением храма над каждым из иноков, присоединяющихся из раскола в единоверие, была прочтена соответствующая разрешительная молитва.

Спустя тринадцать лет после освящения первого храма, в феврале 1820 года, инок Герасим с братией вновь обращается в Святейший Синод с прошением об учреждении из Высоковского скита общежительной единоверческой пустыни, при этом обязуясь содержать обитель на собственном иждивении, не требуя для нее средст в из казны. Но вопрос о переименовании скита в единоверческую пустынь длительное время оставался нерешенным, и тогда 7 июня этого же года инок Герасим в очередной раз обращается в Синод, к оберпрокурору князю А. Н. Голицыну с прошением.

Вслед за этим обращением 13 июля 1820 года в Царском Селе государь император Александр I утвердил Синодальный доклад о том, чтобы Высоковский скит Костромской епархии был переименован в общежительную монашескую пустынь с названием «Высоковская Успенская».


Важно отметить, что князь Голицын всячески покровительствовал новому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении проблем новой обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 гола строитель иеромонах Герасим во время своего пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с государем императором. Во время беседы с Александром I основатель монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «.. .соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя  Николая пять тысяч рублей денег государственными ассигнациями». Впоследствии построенная на эти средства первая в монастыре каменная Никольская церковь  была освящена в 1827 году.


В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведен в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита. Свой земной путь архимандрит Герасим закончил 2 февраля 1830 года и был погребен в родной обители, возле алтаря главного Успенского собора

Строительство монастыря



Согласно официальным сведениям из Костромской Духовной Консистории, на тот период времени в монастыре насчитывалось до 70 человек насельников: 34 инока и 36 послушников. Здесь было выстроено три храма, настоятельские покои, братские полукаменные и деревянные кельи, трапезная, деревянный корпус больничных келий, гостиные кельи для паломников, а также различные хозяйственные постройки. Вся территория обители была обнесена каменной оградой с угловыми башнями, которая имела четыре входа, а главные величественные Святые врата располагались на западной ее стороне и были обращены к реке Утруса.

В 1816 году завершилось строительство первого каменного зимнего Никольского храма.  Спустя три года, в 1819 году, была освящена больничная деревянная церковь.

Главным в монастыре является пятиглавый каменный Успенский собор, на который ориентирован главный въезд на территорию обители. Храм этот был построен в 1834 году и освящен настоятелем архимандритом Зосимой.


На следующий год им был освящен еще один храм с трапезной палатой - во имя трех Святителей Вселенских - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который впоследствии ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино.


Кроме того, в 1834 году была выстроена и освящена кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия.

Церковь Трех Святителей


Великолепная четырехъярусная колокольня, высота которой составляет 75 метров, также была построена в 1830-е годы, в период строительства основных сооружении монастырского ансамбля. Прежде на ней находилось 11 колоколов, самый большой из которых весил 307 пудов и 5 фунтов, а самый малый - 11 фунтов.


До наших дней сохранились практически все основные сооружения монастырского ансамбля: все три каменных храма, колокольня, каменный корпус настоятеля и один из келейных корпусов.
Святые врата


В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Очевидно, столь малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдали от крупных поселений.

После 1917 года

В 1917 году число насельников в Высоковском монастыре было очень незначительным, всего лишь несколько человек.   11 августа 1919 года Костромской епархиальный совет принял постановление о том, чтобы «...временно образовать из жителей деревень Высоково, Починок Семеловскаго, Пичутино и др. приход при Высоковском единоверческом монастыре на началах единоверия с тем, чтобы те из монашествующих, кои пожелают остаться при монастыре, были или включены в состав причта или на других каких основаниях приняты на попечение вновь образуемого прихода, причем община не должна вмешиваться в раздел доходов при всякого рода требоисправлениях, поступающих в пользу священно-церковнослужителей».

Таким образом, в новых условиях богоборческой власти, чтобы сохранить обитель, жители и последние насельники монастыря организовали единоверческую приходскую общину. В таком качестве Высоковский монастырь просуществовал до 1932 года, когда общину ликвидировали и богослужения в храмах официально запретили.

Монастырское хозяйство постепенно было разрушено. Еще в 1918 году у братии отобрали на нужды Красной армии стадо дойных коров и отправили его в райцентр Ковернино.
Ковернино


Затем национализировали на речке Утрус мукомольную мельницу и пасеку. Из монастырской казны были изъяты все средства. Обитель лишили прав на пахотные и лесные угодья, обрекая тем самым оставшихся обитателей на холод и голод.

По милости Божией на Ковернинской земле не нашлось «воинствующих безбожников» и нерадивых руководителей, пожелавших уничтожить полностью монастырские храмы и великолепную колокольню.

Летом 1936 года с колокольни сняли все колокола, а точнее, сбросили их на землю и разбили на куски весом по 5 - 8 пудов. Осколки погрузили на подводы с лошадьми и отправили на железнодорожную станцию «Керженец», а оттуда на переплавку в Нижний Новгород.

Один из последних монахов обители отец Варсонофий (Крошечкин; 70-летний старец скончался в 1931 году) и иеромонах Сергий (Казанский) продолжали жить в монастыре и существовать лишь за счет подаяний и фактически нищенствовали.

В период с 1924 по 1932 год в стенах обители служил иерей Киприян (Коновалов), которого благословил в помощь престарелому отцу Варсонофию викарий Нижегородской епархии единоверческий епископ Керженский Сергий (Волков).

В апреле 1932 года их арестовали вместе с крестьянином Дмитрием Ватросовым по обвинению в том, что они «вели усиленную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партии и советской власти, угрожали расправой колхозникам и коммунистам, для этого собирали нелегально вокруг себя женщин с той целью, чтобы задержать колхозное строительство...».  Дальнейшая их судьба на сегодняшний день остается неизвестной.

Впоследствии, после прекращения богослужений, в стенах бывшего монастыря стали размещаться различные хозяйственные и культурные учреждения местного колхоза «Искра». В разные годы здесь находились: правление колхоза, сельский клуб, конюшни, склады, овощные и сенохранилища и т. д. Некоторые помещения были приспособлены под коммунальные квартиры. Эксплуатация монастырских построек колхозом продолжалась до 1985 года.

В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль Высоковского Успенского монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального (общероссийского) значения.

В 90-е годы


Возрождение монашеской жизни в Высоковской обители началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Инициаторами открытия монастыря выступили местные жители, а точнее, руководство Ковернинского района: бывший глава администрации Павел Александрович Клюганов и председатель колхоза «Искра» Анатолий Николаевич Груздев, которые обратились с ходатайством к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову).

В 2000 году первым настоятелем в Высоковскую обитель был определен иеромонах Александр (Матюгов). Именно зимой 2000 года в разрушенный монастырь прибыли первые паломники. Это были участники экспедиционного проекта «От Макария к Макарию», которые проехали на автомобилях от Макарьево-Унженского женского монастыря (Костромской епархии) до Макарьево-Желтоводского (Нижегородской епархии). Организаторы экспедиции привезли в Высоковскую обитель первые колокола, которые были установлены на бревенчатой звоннице. И вновь в Ковернинской округе услыхали колокольный перезвон из Высоковских лесов.
90-е годы


С июля 2002 года по благословению Святейшего Синода настоятелем монастыря является игумен Александр (Лукин). Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня, где, начиная с 1 августа 2003 года братией совершались только молебны и панихиды.В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовый 11 и колье кий храм, в котором 22 марта 2004 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, была отслужена первая Божественная литургия.

Монастырь имеет подворье, которое размещается в городе Балахне при небольшом деревянном храме в честь благоверного великого князя Александра Невского. Нa подворье открыта воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и их родители. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), при поддержке администрации Ковернинского района и с участием благотворителей, а также финансовой помощи Миниггерства культуры РФ, начиная с 2004 года, в обители развернулись большие ремонтно-реставрационные работы. В течение грех лет трудами и заботами настоятеля с братией удалось восстановить внешний облик Никольской церкви и храма в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также отреставрировать единственную сохранившуюся юго-западную башню и монастырскую колокольню.

В тенах Высоковской обители продолжается возрождение монашеской жизни. Содействие и посильную помощь в востановлении монастыря всегда оказывают местные жители и руководство Ковернинского района. Несмотря на отдален
ость и малочисленность братии, сюда с радостью приезжают паломники, желающие помолиться и полюбоваться великолепной окружающей природой и архитектурным обликом всего монастырского ансамбля.

А вот и моя келья, где мне любезно предложили переночевать. Причем никаких денег сменя никто не попросил. Мало того, меня еще и покормили и вечером, и с утра. Единственным условием было - нужно посещать все службы - утреннюю и вечернюю.


А вот как выглядят другие помещения монастыря
Большая келья                                                                                                      Здесь выпекают просвиры

 

Здесь делают свечи                                                                                             Отопление все на дровах, причем собрано все игуменом (он инженер)

 

По монастырю и округе меня сопровождал Александр. Он не монах, но живет и работает в монастыре в силу проблем семейного характера уже больше года, хотя изначально хотел побыть тут пару недель. "Затягивает это место" говорит он. По профессии он - плотник, а точнее конструктор и сборщик элитной мебели. Кстати, он же собственными руками сделал довольно много мебели и в монастыре, например, витрину с товарами (крестиками, литературой...) в одном из храмов - все на самом деле выполнено на высочайшем уровне! Он то мне и рассказывал и показывал, чем живет монастырь.


Сначала мы понялись на 75-тиметровую колокольню, откуда открывается великолепный вид на окружающую монастырь тайгу и речку Утрус. Когда я сказал, что мне хотелось бы с утра тут поснимать рассвет (если не будет пасмурно), мне просто сказали "Ключи вон на холодильнике, как встанешь - бери и поднимайся". Вот такие тут живут люди!

Высоковский выселок


Утрус. Весной он заливает эти луга


Поле и кладбище


Рядом с монастырем небольшая запруда - ну только Аленушки не хватает!


Утрус


Здесь на Крещение организовывается купель


У выселка


В Высоковском Выселке живет совсем немного людей, буквально пара домов


Дерево, которое за свою форму не любит монастырская братия


Отапливается все дровами, поэтому заготавливают их впрок


Отец Андрей именно этим и занимается. Он тоже не монах, но священник. Он мне тоже много интересного рассказал про монастырь и его посетителей.
Говорит, иногда родители привозят сюда своих детей пожить, не как в летний лагерь конечно, и не простых детишек, а увлекшихся алкоголем или наркотиками. Да и не только дети, и взрослые сюда приезжают одуматься - кого-то игумен оставляет, кого-то нет. По рассказал Александра, пара человек на самом деле избавились от наркозависимости, но у большинства все равно ничего не получается...  К сожалению, я не застал настоятеля монастыря, он находился за пределами обители по делам.


Отец Андрей катает Собаку


Рядом с постройками есть монастырская пасека


После прогулок обувь насквозь промокла, но отец Андрей выделил мне пачку старых газет и в утру все просохло!


Поздно вечером мы с отцом Андреем ещё сказались посмотреть соседнюю деревню




И на границу областей - ехать тут всего пару-тройку километров. Кстати, ровно за этим знаком хорошая нижегородская дорога превращается в её отсутствие в Костромской области


Сюр какой-то.


Как обычно, огромное спасибо компании «МегаФон», которая поддержала эту поездку и предоставила безлимитный интернет, позволяющий вести он-лайн трансляции в Инстаграм и Фейсбук: http://nn.megafon.ru/internet/ 


Так же хочется поблагодарить компанию Субару Центр Нижний Новгород за чудесный автомобиль Subaru Forester 2.5, который не раз выручал меня в этой глуши!


Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Просто интересно, История Церкви, Добрые дела, История старообрядчества, Господствующее исповедание, Обзоры Сети, Зодчество, Итоговое

Previous post Next post
Up