В минувший воскресный день собралось три церковных торжества сразу:)
Во - первых, - Неделя пред Рожеством Христовым Свв. Отец, когда вновь, как и в Праотеческий день седмицу назад (см. предыдущ. пост), воспоминаются ветхозаветные праведники, преимущественно от Потопа до Христа. А ещё, за литургией или, как у нас нынче, за часами (обедня, даст Бог, будет на само Рожество), читается евангельское родословие Спасителя, знаменитое "Авраам роди Исаака ... " Духовное значение сего достаточно ёмко описано здесь:
http://pravaya.ru/news/10432 , а наверху - сокращённый иконографический извод того же, т.н. "Древо Иессеево". Сия не очень известная роспись (в основе - как минимум сер. XVII в.), находится над малозаметным из-за стеснённости соседним зданием Патриарших (Никоновских:)) палат северным входом в Успенский собор Московского Кремля. И показ именно этого места не случаен, о чём ещё будет помянуто ниже.
Во-вторых, было (и пока продолжается:)) Предпразднество Рожества Христова, к-рое при совпадении с воскр. днём крайне примечательно в плане богослужебного Устава. В частности, поются т.н. ирмосы - "рОзники", "сделанные" по подобию поющихся накануне Св. Пасхи, - "Волною морскою" и пр. К сожалению, записей их исполнения в моём распоряжении нет, во всяком случае, пока. Но есть певшаяся за той же всенощной в прошлую субботу вечером 6-я Евангельская стихера (исполняет рогожская молодёжь п/у чтеца Александра Овчарова, запись 2012 г.), слушая которую предлагаю продолжить знакомство с данным пОстом:
Cкачать Воистину мир бесплатно на pleer.com
Наконец, в-третьих, вчера была память преставления святителя Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси ( 1569; его мощи как раз в Успенском соборе столицы, потому тот и под заглавием темы; мы молились угоднику канон из Минеи "в приклад" к часам):
Накануне на одном из старообрядческих сайтов разместили о нём неплохую статью, к которой и адресую интересующихся подробностями Жития святого, во многом трагического (напомню, в т.ч. на его основе был не столь давно снят, в общем, довольно-таки нашумевший фильм Павла Лунгина "Царь", где митрополита сыграл знаменитый Олег Янковский; это была последняя роль в его жизни, так сказать, своего рода итог):
http://ruvera.ru/articles/borec_za_pravdu_stradalec_za_mirМне же как-то вспомнились доселе весьма впечатляющие плоды трудов святителя в бытность соловецким игуменом. Ведь бОльшая часть столь знакомых многим построек славной обители (до нач. 1680-х гг., напомню, относившейся к Новгородской епархии), в т.ч. мощнейшие стены и башни ...
... и прекрасный Преображенский собор ...
... всё это возведено в Филиппово настоятельство. Объём работы не - и - мо - вер - ный ...
Кстати, вот реконструкция (т.н. аксонометрия) монастыря на те времена:
Ещё лучше представить оное, без преувеличения, великолепие, позволяет макет, находящийся в экспозиции Соловецкого музея:
Поближе, вид на центральный храмовый комплекс:
Ещё ближе, слева, со звонницей, - трапезная палата с Успенской церковью, справа - Преображенский собор (что его основное завершение изначально было шатровым, согласны не все исследователи):
Трапезная:
Её парадное крыльцо:
Собор:
А это уже из неплохого современного, Царские врата "под XVI век" в одном из нынешних соловецких храмов:
Снимок - кажется, неплохой переход к завершающий эту запись новой литургической публикации :)
Как-то году в 1998-м, будучи в г. Виннице (Украина), отксерил некоторые песнопения из крайне любопытной рукописи, находившейся на одном из клиросОв тамошнего храма РПСЦ (о нём:
http://rpsc.ru/history/mesta-staroverskie/vinnitsa ; не в курсе, на месте ли теперь та книга; её по уму надо бы переснять целиком). Это "Трезвоны" (сборник поющегося по т.н. средним праздникам, не из числа двунадесятых), явно гуслицкие (что это такое:
http://ilschool-guslicy.ru/a8-podturkina-guslickie-staroobryadtcheskie-knigi.html ), скорее всего, 1-й пол. XIX-го столетия. Ниже - все имевшиеся там стихеры свт. Филиппу (особенно сильной представляется самая первая, где как раз про Соловки; про них есть и в других), прошу "любить и жаловать", наипаче песнорачителей, кои, как знаю, присутствуют среди моих уважаемых читателей:
Для справки, в известных дорев. печатных рогожских "Трезвонах" этой службы, как и ряда иных, нет вообще :(
Тем, возможно, интереснее вышевыложенное:)
В заключение сердечно поздравляю с наступающим Христовым Рожеством, и прощаюсь, скорее всего, до вечера дня Собора Пресв. Богородицы (08.12 н.ст.). Раньше будет явно не до сидений в и - нете :) Чего и всем желаю: в храме лучше, чем за компОм, наипаче в ТАКИЕ-ТО дни :)