Святыя жены, храм и поющие дети

Nov 16, 2013 03:03




15 ноября - память мученической кончины великой страдалицы за старую веру преподобной инокини Феодоры, в миру боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой. Полагаю, большинству моих читателей в представлении она не нуждается. Поэтому наверху просто современный образ мученных за древлее благочестие вО граде Боровске (Калужская обл.), находящийся в тамошнем приходе РПСЦ. Где бывшая знатная царедворица справа от стоящего в центре АввАкума (он ведь тоже томился здесь, в подклете трапезной Пафнутьева монастыря).
Ну, а нам пришлось вчера побывать в храме имени других святых жен, евангельских мироносиц, находящемся на Ярославовом дворИще, что через Волхов от новгородского Кремля (это северный фасад):




Построенная в 1510 г. на основании каменного храма XIII века переехавшими в Новгород московскими купцами Сырковыми (увы, казнёнными Грозным в опричный погром 1570 г.), церковь, пережив ряд перипетий истории, была капительно отреставрирована в 1956-63 гг. по проекту Т.В.Гладенко. В результате части, пристроенные в разное время, восстановлены в изначальном облике, и при внимательном взгляде (обогащённом чтением соотв. литературы:)) можно разобраться, что когда возникло.
Так, на фото вверху к нач. XVI столетия относится центральный объём с куполом, левая часть галереи, с ромбическими нишками (в них некогда были изразцы), - 1541 г., а крайняя правая, почти без декорации, - XVII в.
Обращает на себя внимание и бОльшая в сравнении с прочими ширина и высота крайней правой закомары (полукружия вверху стены). Это не просто архитектурный изыск. Оная деталь соответствует бОльшим габаритам свода за ней: зап. часть собственно церкви, что за этой большой закомарой, внутри отделена от основного молитвенного помещения сплошной глухой стеной. И разделена дерев. перекрытием на два этажа, т.е. устроен эдакий внутренний притвор. Наверху по углам там были два придела, св. ап. Матфея (первоначально - св. Прокопия, но в 1529 г. в его честь те же Сырковы поставили отдельный храм, заметный на нашем фото слева, на втором плане) и Сретения Господня. Весьма оригинальное и достаточно редкое решение ...
Подойдём ближе, а потом обойдём храм вокруг.




Обращаем внимание на пустоту над открытой дверью и остатки примыкания свода близ крайней правой арки. Это следы того, что в 1692 - 1701 гг. храм был встроен в каре (правильный четырёхугольник из зданий) корпусов Гостиного двора (от которого доныне сохранилась известная Воротная башня, постр. ещё в 1686-м, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Воротная_башня_(Ярославово_дворище) ), замыкал его юго-западный угол.

Далее, смотрим с запада на главный фасад:




Звонница восстановлена реставраторами, изначальную разобрали аж в 1722-м году.

Теперь вид с юга:




Здесь при реставрации раскрыли облик храма 1510 г., все позднейшие пристройки разобраны. Что они были, свидетельствует не только штрабА (след примыкания свода) в левой части фасада, но и, в частности, этюд известного художника Петра Кончаловского, запечатлевшего храм в середине 1920-х:




Наконец, смотрим с востока на алтарь:




Два окна внизу центральной апсиды (алтарного полукружия) не случайно так "сгрудились". Под храмом аж два (!) подклета (полу- и просто подвальных этажа), один под другим. И окошко что повыше освещает первый из них, над которым сам храм, а что пониже - самый глубокий, он ниже уровня земли. Да, хозяйственными и предусмотрительными были "богатые гости" Сырковы!:) Кстати, если считать все подклеты и упоминавшееся двухъярусное помещение с приделами, окажется, что церковь четырёхэтажная - для Руси XVI века почти небоскрёб :)
Однако пора уже зайти внутрь.

Вход, как заметно на фото выше, с севера, через верхний подклет.
Рядом табличка, из коей узнаём, что здесь ныне располагается:




Фактически это центр мирского детско-юношеского творчества. Организован тут в 2002-м, после капремонта.
В общем, как в сов. время, из храма сделали нечто вроде клуба:(
С роялем прямо на месте святаго престола:(
Причём с одобрения епархии РПЦ МП, владыка, так сказать, благословил :(
И это не единственный древний новгородский храм, теперь, в XXI-м веке, во времена, казалось бы, "духовного возрождения", приспособленный под нечто сугубо светское (ещё из одного сделали библиотеку, см. http://o-apankratov.livejournal.com/142609.html):(
И вот вчера пришлось несколько смириться с данным печальным обстоятельством.
Всё ради них, нашего будущего:



:)
Поскольку, как вроде бы уже как-то тут говорил, старший (на снимке выше, понятно, в центре:)) ходит в музыкальную школу, в хор мальчиков.
И именно здесь, в связи с ремонтом школьного концертного зала, давеча было его первое выступление на публике:)
Моё печальное настроение при мыслях о прекрасном храме, доселе остающемся без службы, вполне отразила песенка про лесного хорька (Антоша второй справа в первом ряду:)):

image Click to view



Выступала и старшая группа, под их пение, весьма патриотичное, осмотрим церковь изнутри.

Было объявлено, что слова народные:


Download My Recording Z0000039 for free from pleer.com

Сразу за входом - площадка с расходящимися кирпичным лестницами:




При взгляде прямо видим первоначальное окно, в 1510-м выходившее на улицу, и очередной след примыкания свода:




Направо - вход в ту самую внутреннюю западную паперть, где во втором ярусе были приделы:




А крутые ступеньки слева ведут в паперть северную:




Справа заметна табличка с исторической справкой:




Поднимаемся и видим, что и здесь некогда были своды:




Смотрим на северную стену собственно храма и вход в него:




Проходим и бросаем взгляд по оси север-юг:




Справа - бывший жертвенник:




По всему периметру - различные ниши, очень удобно для экономии внутреннего пространства.
В алтаре они, как видите, небольшие, а там, где стояло большинство прихожан, вот такие крупные (возможно, в них устраивали скамьи для сидения):




Западная стена с частью южной (высокая арка,где портрет некоей брюнетки с двумя косами, - заложенный главный вход в церковь):




От тех былых дверей смотрим на восток, на бывший же центр алтаря:




Вон и тот рояль;(

Южная входная дверь, качественный реставрационный новодел:




Над портретом девушки в розовом виден след крепления тЯбла - древней иконостасной конструкции, горизонтального бруса, на который ставились образа. Кстати, икон здесь было много, в т.ч. древних (описи нач. XVII в. только в иконостасе указывают 41 шт., а ведь были и по стенам и столпам, да и в приделах). Безмерно жаль, что всё пропало неведомо куда в период с 1917-го по 41-й, а лежащие в архиве старые снимки храма внутри до сих пор не опубликованы ... Впрочем, поскольку знаю, где они, может быть, когда-нибудь ... :) А вот настенных росписей здесь, по имеющимся данным, никогда не было.

Рядом диаконник:




В завершение глядим с юга на север ...




... и под купол:




Тут бы и вновь всплакнуть о попираемой святыне, но, даже скорбя, как-то не хочется заканчивать на совсем уж замогильной ноте.
Поэтому "под занавес" - про богатырского коня:

image Click to view



И вместо восклицательного знака, - гимн нашему городу, написанный в 1959 г., к его 1100-летию, знаменитым Сергеем Прокофьевым (музыка, а слова уже не помню чьи, но тоже вполне пафосные):


Download My Recording Z0000037 for free from pleer.com

P.S.: Записал на концерте и ещё песенок, но выкладывать буду постепенно, при удобных случаях, так что следите за обновлениями :)

Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Великий Новгород, Месяцеслов, Зодчество, Остроактуальное, Итоговое

Previous post Next post
Up