С дорогими гостями от Валдая до Демянска

Aug 01, 2013 00:24




Позавчера выдался достаточно интересный, насыщенный день.
Пришлось сопровождать молодёжь, приехавшую из разных мест в организованный Ржевской (Тверской обл.) общиной РПСЦ христианский летний лагерь, во главе с настоятелем онаго прихода о. протоиереем Евгением Чуниным, в паломнической поездке по связанным с историей старообрядчества местам на юго - востоке Новгородской области.
Проехали от с. Зимогорье (пригород Валдая), родины преп. Павла белокриницкаго (о нём (только в "вики" ещё не написали, что после Собора 2009 г. он уже не местно - , а общецерковно чтимый святой): http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E5%EB_(%C2%E5%EB%E8%EA%EE%E4%E2%EE%F0%F1%EA%E8%E9), http://rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/pavel-velikodvorskiy-blazhennyiy-ktitor-belokrinitskoy-mitropolii ), до с.Алешонка под Демянском, где, как уже не раз здесь сообщал, у нас строится небольшой храм (см. http://o-apankratov.livejournal.com/124070.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/222526.html ).
На фото вверху мы на фоне Валдайского озера и окружающих его красот, о. Евгений - третий справа (левее грешныи аз).
Удалось также побывать в валдайском Музее колоколов, поснимать там, а также некоторые достопримечательности лежащего на пути из Новгорода в Валдай посёлка (б. уездного города; правда, райцентром остался) КрЕстцы, самогО Валдая и вышепомянутого демянского села.
Результаты под катом.

Сначала - КрЕстцы.
Герб у здания Администрации (внизу - перекрёсток дорог, давший название поселению, вверху - герб столицы губернии):




Рядом - перечень местных достопамятностей (неплохое кстати начинание):




Троицкий храм под № 1, правда, давно не единоверческий, а "обычный". Нужда в единоверии была вызывана прежним обилием здешних беспоповцев - федосеевцев. Ещё бы, ведь сам Феодосий Васильев, будучи ещё никонианином, служил в здешнем храме, а потом начинал здесь же свою "раскольническую" проповедь.
Теперь немногочисленные местные староверы - сплошь поморцы. Недавно они зарегистрировали общину,молятся на дому (см. http://samstar.ucoz.ru/news/a_a_bezgodov_vozrozhdenie_obshhiny/2013-06-17-5862 ).
А в окрестностях, в д. Лякова, существует музей "Староверская изба", в перечень, что выше, отчего-то не попавший (ну а у меня про него конечно было, см. http://o-apankratov.livejournal.com/143570.html , а здесь со ссылкой на видео: http://o-apankratov.livejournal.com/324123.html).

Центральная площадь, Екатерининский собор 1777 г., доселе, как указано и в списке, являющийся "Домом культуры":




До бурь и потрясений минувшего века выглядел так (колокольня 1850-х гг.):




Теперь же у б. алтаря - сценическая конструкция:




Но нынешнее изуродованное состояние храма, похоже, мало волнует Новгородскую митрополию МП.
Её представители, по крайней мере, судя по фото со стенда у Администрации, от всего здешнего в полном восторге (запечатлен руководитель епархиального отдела духовного образования и катехизации о. Александр РаннЕ, клирик Софийского собора):




Переместимся однако в Валдай.
У автостанции - антикварно - сувенирный магазинчик со знаменитыми некогда поддужными колокольчиками:




Рядом, на главной площади - Троицкий собор 1744 г., обстроенный галереями с приделами в самом начале XIX столетия (1802 - 03; при сов. власти здесь тоже был ДК):




Храмовый образ над входом:




Весьма приличная живопись ...
А главный иконостас, написанный недавно неким москвичом, и просто, кроме шуток, прекрасен:




фрагменты - боковые двери с соседствующими изображениями местных святых.
У правой - св. Ияков боровИцкий (о нём: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4578.htm):




У левой - преп. Никандр городноезЕрский (см. http://drevo-info.ru/articles/7758.html ):




Все с двуперстием :)
А каковА алтарная дверь с "Грехопадением Прародителей"!

Ещё здесь конечно Иверская икона, в честь коей тут за озером монастырь, основанный печально известным патр. Никоном:




Тоже весьма качественное совр. письмо ...

Выходя из собора, обратил внимание на старое фото, увы, утраченного древнего деревянного храма в соседнем с. КОроцко, где родился канонизированный новообрядцами Тихон Задонский:




Рядом, на той же площади, стоИт другая большая, и притом практически заброшенная (похоже, иногда лишь белят "с лица", для вида) церковь, Введенская (нижний ярус - 1762, верхний - 1788):




В лучшие свои дни выглядевшая так:




Ныне же пребывающая в запустении и по сути разрушающаяся (хотя в 2008-м выделялись средства на проект реставрации, и, в общем, немалые: http://valday.com/17.01.2008/1 ):(

Вид на алтарь (хоть бы надпись поганую замазали, что ли):




Интересна оконная декорация:




Рушащиеся своды и полный бардак внутри:




:(

Меж тем пришло время идти на встречу с гостями из Ржева, намеченную на другом конце небольшого города, у поворота с трассы Москва - Питер в привалдайское с. ЗимогОрье.
По дороге обращаю внимание на некоторые местные особенности.
Налицо присутствие южных элементов в сфере торговли и обслуживания:







И сохранение старинной традиции по-настоящему запирать ставни (таких домов не один и не два):




Достигаю meeting point:




Здесь стоИт деревянный крест в память о преп. Павле, воздвигнутый при личном участии предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия в 2008-м, когда отмечалось 200-летие со дня рождения святого:




Оборот с датой воздвИжения (фура позади с арбузами :)):




В Сети имеются фото -, видео - и просто словесные рассказы о здешних событиях пятилетней давности, рекомендую не ознакомленным:
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-21-671
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-23-680
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-27-692

Встретив о. Евгения и иже с ним, по живописнейшему берегу Валдайского озера ...




... отправились на выдающееся в него мысом место б. старообрядческого кладбища, и доселе слывущее у местных "Староверкой".
В одном месте путь поднимается так, будто идёшь прямо в небо (заснят ржевский настоятель):




На былом погосте осталось лишь одно надгробие, с датой "1927":




Видимо, изначально лежало горизонтально, т.к. нижняя перекладинка креста сделана так, чтобы выглядеть правильно (левый с нашей т.зр. конец поднят, правый опущен) для умершего, как бы смотрящего снизу, из-под земли.
Помолились литию за упокой (служить пришлось мне, поэтому снимка нет, но, быть может, будет позднее; как лития здесь же происходила в 2009-м, см. фото и текст тут: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-05-21-2110 ).

Вернувшись в село, посмотрели на исторический дом Великодворских (заметна мемориальная доска) ...




... и б. моленную напротив (дуб слева весьма старый, вероятно, "помнит" св. Павла):




Следующим пунктом программы был Музей колоколов в б. храме св. Еватерины (о нём: http://sobory.ru/article/?object=00830 ).
Даже на урнах при входе - "главные герои" экспозиции (по мне это кнечно китч, практически кощунство):




Вход у них кстати через б. алтарь :(

Внутри - самые разные "звоны".
Древнейший тип - монастырское бИло:




Колокол 1533 г., старейший из здешних:




Новгородский вечевой остался лишь на картинках.
И как созывал народ (иногда в два места сразу) ...




... и как отвезён был в Москву безвозвратно:




В центре - группа колоколов XVII - нач. XVIII вв.:




Моё внимание привлекли два связанных с новгородскими храмами, в т.ч. утраченными.
Немецкий звон 1640-х с русской надписью о пожертвовании в давно не существующую церковь Спаса "в Среднем земляном городе" (на его месте теперь Кремлёвский парк):




А этот 1668-го, из Воскресенского м-ря "на Красном поле" (куда хожу за водой на Тихвинскую, см. http://o-apankratov.livejournal.com/271179.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/338842.html ):




В развитие сюжета - грандиозный Успенский колокол Московского Кремля (насколько помню, именно его перелили в неудачный Царь-колокол):




По контрасту - собрание поддужных колокольчиков XIX - XX вв.:




Даже показали, как они звонят:




Рука в синем, держащая верви, принадлежит проведшей для нас замечательную экскурсию директору музея Надежде Петровне Яковлевой :) Пользуясь случаем, ещё раз выражаю признательность :)

Малые и средние церковные колокола позапрошлого и начала прошлого столетий:




Реклама их местных производителей, предназначенная исключительно для старообрядцев (взято, вероятно, из журнала "Церковь"):




Сами литейщики с семьями, красивые люди старой России:




Валдайские держались до сАмой коллективизации, вот, например, колокол 1929 (!) г. (уже и Ленина не было, а всё отливали :) правда, Сталин это дело таки разорил):




Напоследок - модерн/постмодерн, образец совр. американского творчества в описываемой области:




Сварен (!), а не вылит, из трёх треугольников, язык качается сам по себе, от ветра ...
Выглядит более чем странно, но звучит, как не удивительно, неплохо ... возможно, играет роль некий особый состав металла ...

И наш подарок "дяде Сэму", настольный колокольчик в память о трагедии 11 сент. 2001-го:




Оригинал, говорят, на столе у Обамы :)

На кассе - прикол с намёком что пора бы двигаться дальше:




:)
Наша "следующая станция" - д. Алешонка Демянского р-на.
Вот как выглядит строящийся храм:




Справа алтарь, т.е. вид с востока (крест наверху поставили неверно, надо бы исправить).

Такой будет чистовая отделка стен (думаю, понятно, что здесь она не закончена):




Идём на по-своему живописное здешнее кладбище, всецело староверское:




На некоторых крестах сохранились вставленные литые иконы:




Но много где вместо них уже фото почивших (неплохие, лица-то достойные, да только не на своём они месте):




Молимся за упокой "иже зде лежащих":







На посл. фото крайний слева - главный здешний храмоздатель Фёдор Исидорович Сидоров, дай Господи ему доброго здравия ...

Затем пути наши расходятся: гости направляются в бывшее с. Лебединец Марёвского р-на (что за место, с фото 2008 г.: http://samstar.ucoz.ru/publ/36-1-0-334 ; снимки оттуда обещаны, получу - поделюсь:)), аз же возвращаюсь в Великии Нов - град. В том числе и чтобы сделать для Вас сей рассказ в картинках :)

Просто интересно, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Из жизни согласий, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество

Previous post Next post
Up