Собор и новгородское на Рогожском

Oct 20, 2012 14:23






Безусловно, основным событием истекающей седмицы, да и не только её, для меня (как и, полагаю, для больш - ва верных чад РПСЦ) явился Освященный Собор нашей Церкви, проходивший в Москве, в Покровском кафедральном храме на Рогожском, в указанные выше на скане моей делегатской карточки дни.
А фото под нею даёт понятие об "отсталости" современных староверов в плане использования компьютерной техники (это секретариат Собора):)

С офиц. извещениями о Соборе и принятыми там решениями можно ознакомиться здесь:
http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/na-rogozhskom-nachal-robotu-osvyashchennij-sobor
http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/zavershil-rabotu-osvyashchnnij-sobor
http://rpsc.ru/documents/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyashchennogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi-sostoyavshegosya-vo-grade-moskve-16-18-oktyabrya-2012-goda
http://rpsc.ru/documents/postanovleniya-coborov/postanovleniya-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi-sostoyavshegosya-18-oktyabrya-2012-g-n-st-v-grade-moskve

Аз же предлагаю обозреть некоторые заснятые по случаю уголки Рогожского, в осн. малоизвестные (в т.ч. "новгородские":)), и ряд фото, сделанных во время соборных заседаний.

Утро первого дня Собора. Сотрудники Митрополии и их помощники несут в Покровский храм скамьи для делегатов, рядом "тусуются" отступившие от РПСЦ в 2007 г., но доныне чего - то здесь ищущие запрещённый в служении о. Александр Черногор (немало пишущий на некоторых сетевых форумах; он в профиль, в красной скуфейке и почему-то без рясы) и его приспешники:







В течении всего Собора они находились на церк. дворе, разговаривали с участниками, порою весьма настойчиво, пытаясь повлиять на принимаемые решения ... на мой взгляд, малоуспешно ...

В соборные дни на Рогожском не прекращалось ведущееся уже более 200 лет повседневное богослужение. Только службы проводились не в Покровском храме, занятом под заседания, а в Успенском (б. Воскресенском) храме - колокольне:




Вход в Покровский храм осуществлялся через главный, зап. притвор.
Наверное, не все знают, что он имеет внутренний купол с изображением Воскресения Христова (что немудрено, ведь именно здесь по Уставу совершается начало Светлой утрени на Св. Пасху):




Старинные входные двери с такими же образАми Архангелов по сторонам:




"Новгородский уголок" на северной (что характерно :)) стене храма, близ левого клироса, известные иконы Покрова и св. Парасковии Пятницы (справа), датируемые аж XV в. и относимые к стилю писем Великаго града:




Происходящий оттуда же (от нас:)) панагиар Софийского собора 1435 г. явно напоминает и выносная конструкция для освящения хлебов за всенощной, нач. ХХ в., находящася в главном, Покровском алтаре (давно мечтал её запечатлеть:)):




О послужившем образцом древнем оригинале см. здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%ED%E0%E3%E8%E0%F0

Явно новгородский по иконографии и небольшой иконостас, находящийся в алтаре левого, Никольского придела (за лампу звиняйте, убрать не мог:)):







Особенно показательно центральное изображение Спаса на престоле, а не "в Силах" (на фоне овала из Небесный Сил и ромбических сияний), характерное именно для Новгорода (см. напр. в той же Софии: http://virginhram.ru/vid/9/97c12.jpg):




Этот малый иконостас, вероятно, был перенесён из придела соседнего Христорождественского храма, после закрытия того в 1930-м. Ныне оный собор, как известно, восстановлен, но полного внутреннего церковного убранства там пока нет. Предполагается, что, конечно, всё вернётся на свои места, в т.ч. и иконостасы приделов.
Пока же у здешних посетителей есть возможность посмотреть на один из них (есть и второй:)) досрочно, ещё до будущего "возвращения домой" :)

В том же Никольском приделе не мог не заснять и замечательную икону "Свв. творцы церковнаго Устава":




А также образ преп. Александра ошевенскаго, в егоже честь ношу имя:




Надо бы, однако, подреставрировать ...

Меж тем в храм подтягиваются делегаты, поется молебен Св. Троице, занимаем места ...
Моё - близ иконы преп. Сергия радонежскаго, вероятно, не убранной с аналоя после дня его памяти 8 окт. н. ст. (на Рогожском это престольн. праздн. правого придела Покр. храма):




Вводный доклад митр. Корнилия (текст зде: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/doklad-osvyashchennomu-soboru-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi-2012-goda ):




После избрания ведущих и утверждения повестки дня (любопытно, что больш-вом голосов "не прошли" предлагавшиеся некоторыми пункты "О наследии комм. режима и содомском грехе(sic!)" и об увеличении времени между Соборами (до 2-х лет) и сокращении числа Советов Митрополии) объявляется обеденный перерыв - время не только трапЕзы, но и неформального общения собравшихся (авто некоторых из них не очень-то скромнЫ :)):




После обеда с докладом под достаточно громким заглавием "О путях дальнейшего развития Церкви" выступает о. протоиерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермского края), традиционно активный соборный оратор:




А это уже снимки второго дня, 17-го окт.
Рассуждают о канонизации святых, диакон Андрей Вознюк из г. Кишинёва (известный в Сети и как "Андрей изограф", он пишет иконы) читает доклад о житии и подвигах суздальских страдальцев:




Но особенно "горячим" выдалось прение по вопросу об электронных документах (об угодниках Божиих выходило как-то гораздо менее активно).
Делегат от Рогожской общины - активная противница УЭК и т.п.:




Ей вторит представительница Костромской епархии:




О. протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев Тверской обл., директор Моск. Дух. уч - ща) призывает не впадать в экстремизм, напоминая, что при определённых условиях сатана может контролировать нас похлеще любой электроники:




В итоге принимается решение, учитывающее по сути обе позиции ...

Заключительный день Собора открылся вопросом об установке пам - ка свщмч. АввАкуму.
Представлен его макет (слева - еп. Казанский Евфимий):




Делегат от Рогожского выступает против, осн. аргумент - отсутствие в Православии традиции ставить пам - ки святым:




Его явно поддерживают окружающие (обращаем внимание на выражения лиц:)).
В итоге от идеи установки монумента отказываются и его макет покидает собрание:




Потом удалось запечатлеть его в полуразобранном виде в Митрополии:




Отчего-то напомнило свежую мирскУю могилку :)

Затем обсуждалось подтверждение почитания свт. Марка Ефесскаго.
Осн. докладчик - сотрудник Ин-та истории Акад. наук и завуч Моск. Дух. уч-ща А.В. Муравьёв (читал по айпАду, прогресс, однако:)):




Далее говорили о мужском иноч - ве и м-рях.
Гл. слово произносил священноинок Сила (Самсонов; с. Ольховатка (Украина)), бывший впервые на Соборе и, насколько понял, произведший в целом очень приятное впечатление:




Как иноки, по данной теме высказались почти все архиереи.
Казанско - Вятский еп. Евфимий:




Архиеп. Киевский СаватИй:




Еп. Кишиневский Евмений:




Наконец, митр. Московский:




Примерно так же, словом Предстоятеля, завершился и весь Собор.
Прошедший в целом спокойно и по - деловому, без явных эксцессов, имевших место, напр., в 2011-м (см. п. 2 здесь: http://o-apankratov.livejournal.com/126841.html ).
Как-то немного печально, впрочем, от того, что я больше не зав. Библиотечно - архивным отделом Митрополии (теперь назначен о. Алексий Лопатин, настоятель моск. храма "на Белорусской"; печаль в осн. от того, что отныне аз не получаю нигде офиц. зарплаты, бухгалтерии-то и штатного расписания в небольшом новг. приходе нет).
А также потому, что несмотря на все усилия, не удалось решить вопрос о постоянном священнике в с. Корьхово Псковской обл., при том,что единственный кандидат, увы, может оттуда просто уехать :(
Но, как известно, с Божией помощью преодолевались и не такие невзгоды и препятствия ...

Просто интересно, Псков, Община, Церковное искусство, Добрые дела, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Месяцеслов, Остроактуальное, Москва, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Наука, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Итоговое

Previous post Next post
Up