Три святителя в Неделю блуднаго: мороз, служба, воспоминания

Feb 12, 2012 20:28







Как водится, прежде всего, с праздником, нынче двойным! :)
Выше - соответственные образА: притча о блудном сыне из знаменитых ферапонтовских росписей Дионисия (1502 г.) и современная, но, имхо, удачная икона Вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго ...
Несмотря на стоящие уже не первую седмицу морозы (ночами иногда до - 32-х) и вызванное ими изрядное остывание храма с прошлого воскресения (вчера до того как малость протопили масло в лампадах было как густой вазелин, а стеклянный графин с водой лопнул от замерзания последней :)) , помолились литургию, за коей было шестеро маленьких причастников :)
Накануне же, конечно, была "всенощная".
Вновь вызвавшая к жизни один любопытный богослужебный вопрос, предлагавшийся для обсуждения ещё в прошлом году (см. http://o-apankratov.livejournal.com/18195.html ).
А именно: обязательно ли за этой службой дважды читать 17-ю кафизму, первый раз как рядовую по 2-й и 3-й, а второй как "избранный псалом" для трёх величаний святителям?
Сего ради повторяю в несколько отредактированном виде свою заметку 2011-го на эту тему.

Общеизвестно, что на утрени нынешнего праздника поются три величания, своё каждому из святителей. А избранными псалмами для них служат три "славы" 17-й кафизмы, на которых положено каждение. Между тем, на избранных псалмах других праздников каждения не бывает. Исключение - Великая Субота. Когда тоже поют три величания с теми же "непорочнами". Ещё же кадят на предваряющем величание полиелеосе, при чтении и пении псалмов "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви". В Великую Суботу этих псалмов не бывает. А на Триех святителей получается "удвоенное" каждение - и на "Хвалите", и на "славах", что за избранные псалмы.
В допечатную же эпоху такого явления, скорее всего, не было. Поскольку 17-я кафизма ЗАМЕНЯЛА СОБОЮ хвалитные псалмы. Некоторые подтверждения чему привожу ниже.

"Окозрительный устав" святителя Геннадия Новгородскаго,кон. XV - 1-я пол. XVI вв.:
"Аще коли случится в неделю 3-х святителей, "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЮТ, "Блажени непорочнии" с величании их, КАДЯТ ЕДИНОЮ, ... поют "Величаем Трие святители..." ... ТАЖ ПСАЛОМ ИЗБРАННОЙ "Услышите сия вси языцы" (публ.: М.,2000.С.74).

"Церковный Обиходник" Кирило - Белозерскаго м-ря, XVI в.:
"На утрени "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЕМ. Кафизму поют "Блажени непорочнии" всю с припелы, священник кадит на всех "славах" (Никольский Н.К. Кирилло - Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века.СПб.,2006.С.315).

Крайне любопытно, и, кажется, совершенно уникально, указание Устава свт. Геннадия об ОБЩЕМ величании Трием свт. и приложении к 17-й каф. избр. псалма им. В Кириловском Обиходнике его уже нет. Зато в обоих Уставах говорится, что на сей праздник не поется "Честнейшую", но припевы "Богородице и святым" на 9-й песни канона. В более поздних Уставах, в том числе печатных, этого уже нет. Не приходилось встречать в доступных мне певческих рукописях и самих тех припевов.

В печатном "Большом Уставе" 1641 г. (л. 444 об.; здесь и далее - ссылки на посл. изд.: Верещагино,2009) момент службы, о коем речь, описан так: "Полиелеос святым, поем Непорочны на три статии с припевы". Откуда вообще-то явствует ТО ЖЕ, что и из приведённых выше рукописей, ведь запятая означает здесь не перечисление, а уточняющий оборот :)
Но далее в указе "Аще прилучится Триех святителей в неделю" (л. 446) разъясняется: "На утрени обычныя кафизмы и ... Непорочны с тропари своими ... И посем полиелеос святым, и поем Непорочны же"(это указано и в Минее праздничной). То же повторено и в уставе о Триех свт. в Недели о мытаре, блудном и мясопустную (л. 447). Где сказано, что по Непорочных и тропарях "Ангельскии собор" "поем два псалма по обычаю, еже есть, Хвалите имя Господне".

Однако тут же (л. 446) есть и ИН УКАЗ: "По обыч. кафизму ДВУ поем Непорочны с припевы святительскими ... по конце ... поем тропари "Ангельскии собор" и прочия". Про хвалитные псалмы здесь НИЧЕГО НЕТ. Вероятно, подразумевается, что они ОСТАВЛЯЮТСЯ. Т.е. это остаток той традиции, что отражена процитированными выше рукописями.

Но более поздние старообрядческие списатели Уставов были с этим уже не согласны. Так, в "Поморском уставе" (рубеж XVII - XVIII вв.; л. 100 по изд.:М.,2006) о том же случае совпадения сегодняшнего дня с воскресным говорится: "По двух каф. поем полиелеос, ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ. И величание святым на три статии по крылосом, вместо (избранного - о.А.П.) псалма каф. 17-я ... Да и тропарь "Благословен еси Господи".

В этом случае "Хвалите" поют ПЕРЕД тропарями "Ангельскии собор". Хотя обычно - ВСЕГДА после. Последнее абсолютно логично. Т.к. ТОЛЬКО после вести о Воскресении Христа, заключающейся в сих тропарях, наступает ПОБЕДНОЕ ТОРЖЕСТВО, выражаемое пением полиелеоса! Тем не менее, указание об этой "перемене слагаемых" благополучно существует уже не один век. Что тоже вполне объяснимо: никак невозможно петь сперва величания с 17-й каф., потом "Благословен еси",а затем "Хвалите" ... без величания:)

Итак, существует аж ТРИ варианта части утрени нынешнего праздника, связанного с 17-й кафизмой и величаниями :

1) Каф. 2-я, 3-я, 17-я по обычаю, "Ангельскии собор", по ипакое Пл., 2 пс. обычн. и 3-й «На реце Вавилонстей». По ст.«Блажен иже имет» «славу» и «аллилуию» не поем, но величания 3, свт. Василию, свт. Григорию и свт. Иоанну, с каф. 17-й. По Пл. сед. свт. 2, иже по каф., вси по един., сл., иже по Пл., и ныне, Богор. его, и антифоны гл.;

2) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся» не поем, но по 2-й (3-й) каф. по сед. абие 3 велич. с каф. 17-й, по вышеуказ. По посл. стихе каф., «Яко заповеди Твоя не забых», - велич. Златоусту, а «славу» не поем, но троп. «Ангельскии собор». По них ипакой гл. (или чтем его на «и ныне»), и сед. свт. 2, иже по каф.,сл.,иже по Пл.,и ныне,Богор.его (или ипакой гл.). Таже «На реце», полн., и антифоны;

3) По 2-й (3-й ) каф. - Пл. и «На реце», без посл. «славы», таже 3 велич. свт. с каф. 17-й и «Ангельскии собор», пр. по вышеуказ.

На практике же лучше, конечно, придерживаться того понимания указаний Устава, что принято (или благословлено предстоятелем :)) в конкретной общине.

Также вспомнилось, как именно в сей день в 2006 г. нас посетил владыка Корнилий, впервые в сане митрополита Московского и всея Руси. О чём имеется неплохой (разве что про "сближение" с МП, как говорится, "загнули" :)) видеосюжет в архиве новгородской телекомпании "Славия" (тамо и аз реку пару слов :)): http://novgorod.rfn.ru/video.html?id=4811&type=r
Ещё раз с праздником всех Вас! :)

Просто интересно, Община, Церковное искусство, Богослужение, Традиции старообрядчества, Великий Новгород, Остроактуальное, Месяцеслов

Previous post Next post
Up