Это владение Российского Палестинского общества, массивное здание постройки 1887 - 1896 гг., находится буквально в двух шагах от храма Гроба Господня. Оно стоИт на месте части внешней городской стены новозаветных времён.
В том числе там, где располагались т.н. Судные врата, - городские ворота, обращённые к вершине Голгофы. Через них осуждённых выводили на казнь, здесь им в последний раз объявлялся приговор ...
Несомненно, что в их числе был и Христос ...
Впоследствии это место оказалось частично застроенным огромным, намного превосходящим современный, храмом Воскресения (Гроба Господня), возведённым свв. имп. Константином и Еленой (IV в.). Имелись здесь и другие древние сооружения.
Их остатки были открыты раскопками, проводившимися при строительстве Подворья в 1880-е гг., под руководством начальника Русской Духовной миссии архим. Антонина (Капустина). И сохраняются до сего дня (можно ли, интересно, где-то ещё увидеть натурную фиксацию итогов работ российских археологов столь давнего времени?) ...
... Сперва посетитель попадает в помещение, где находится часть римской триумфальной арки, с явно византийской колонкой в правой части (с изображением равноконечного креста) :
Спустившись вниз (до уровня почвы эпохи земного пребывания Господа) и пройдя сквозь арку, поворачиваем налево и видим место Судных врат (от них остался лишь порог, над коим теперь висят лампады и устроено Распятие):
Более сохранившиеся остатки античных стен, - в левой части, где заметна узенькая калитка, куда могли войти только безоружные (с щитом и мечом не пролезешь :)). Говорят, именно это называлось (в церковнославянской транскрипции) "ИглинЕ уши", что будто бы и имел в виду Христос, сказав, что спастись богатому, - всё равно что пройти здесь верблюду :)
"Уши" с "лицевой" стороны (т.е. по сути изнутри города):
... и с оборотной (слева внизу "влезла" часть чьей-то руки :)):
Лампады над порогом Судных врат. Та, что серебрянная и несколько выдаётся вперёд, - наша, старообрядческая, торжественно установленная в 2009 году:
Кстати, здесь у нас произошла любопытная дискуссия :)
Некоторые из паломников начали говорить, что жертвовать новообрядцам, "держащим" это место, средства на масло для сих светильников, есть грех. Тогда пришлось вспомнить, что при установке нашей лампады присутствовала живущая в Иеросалиме старообрядка, которая обещала регулярно подливать в неё масло, дабы этим не занимались люди "не нашей веры". Поговорив со служительницами подворья ( девушками в одежде сестёр милосердия времён 1-й Мировой войны :)), мы выяснили, что слово своё она держит, регулярно приходит, они с ней знакомы и могут передать ей наши пожертвования. Очень попросили их об этом :)
"Система", значит, работает :)
В помещении за Судными вратами также находятся остатки неких древних сооружений:
Согласно одному из путеводителей, эта кладка, - времени Ирода Великого ...
То, что вверху за ней, - глухая восточная стенка алтаря находящегося на Подворье храма св. Александра Невского.
Но чтобы попасть в него, нужно вернуться назад, вновь пройти мимо Судного порога и триумфальной арки, подняться наверх и воспользоваться иным входом.
Т.е. место, где находится наша лампада, - совершенно отдельное, с новообрядческой церковью напрямую не сообщающееся ...
Убранство названного места молений, - уныло - синодально - академическое, потому снимать его не стал.
Запечатлел лишь сохраняемые здесь остатки древних зданий.
Так, посередине, - похожее на престол основание одной из колонн храма Воскресения эпохи св. Елены:
Есть части архаичной кладки и в некоторых других местах:
На этом осмотр Александровского подворья закончился, и мы отправились к Крестному пути Господа, или Via Dolorosa.
Прошли по нему не как делают обычно, снизу,от городских ворот, вверх, к Храму Гроба, а в обратном порядке. Потому что, как говорится, находились за день и изрядно устали, особенно пожилые женщины ...
У поворота направо и вниз запечатлел типичную витрину арабской лавки (и такое изобилие всего там почти везде :)):
Есть и заведения пореспектабельнее, в частности, торгующие археологическими находками (или тем, что выдаётся за них?:)) :
Данный магазин, - уже на самОм Крестном пути.
Это вообще весьма оживлённая торговая улица:
На первом плане справа, - две женщины из наших :)
В одном месте налево вверх уходил вот такой переулок:
Прямо художественное фото вышло :)
Обратите внимание на решётки на окнах, - не сразу перепилишь :)
Но нас, конечно, интересовали и почитаемые святыни ...
В частности, вделанный в стену католической часовни "Возложения Креста на Симона киринейского" (1895 г.) камень античной мостовой, на котором, как считается, отпечаталась рука Христа, когда Он упал :
Заходим в расположенный слева по нашему ходу притвор храма католического монастыря "Сестёр Сиона" (1868 г.) ...
В условиях наступающей темноты сквозь стекло удаётся кое-как заснять служАщую там запрестольной стеной арку "Се человек" (лат. Ecce Homo). Реально, по мнению учёных, это римская постройка более позднего времени, чем Распятие Христа (эпохи имп. Адриана и города Элия Капитолина) :
При съёмке со вспышкой мозаика вверху выходит поприличнее:
Нечто как бы мистическое получилось :)
Ещё более загадочным вышло фото, сделанное сквозь перекрытый стеклом люк к римскому "лифостротону", т.е. мостовой, связываемой преданием с осуждением Христа на смерть :
В следующем квартале находится монастырь францисканцев с храмами Осуждения и Бичевания, а также Археологическим институтом и музеем при нём.
При входе в его двор нас встречает схема Крестного пути:
А сам увитый зеленью дворик ...
... уставлен извлечёнными из раскопок артефактами римских ...
... и ранневизантийских времён:
Некоторые из находок размещены и в торцах открытой галереи перед входом в музей:
А здесь справа внизу ещё и макет древнего города:
Как уже говорилось, в этом же дворе (налево от входа), расположен храм Осуждения.
Его убранство - сугубо католическое и позднее, но в полу сохранилась плита "лифостротона", расчерченная как доска для игры в кости (вероятно, римскими соладтами) :
Как-то вспомнилось "и о одежди Моей меташа жребия" ...
Сохраняются и ещё некоторые остатки античных построек:
Немного отдохнув, отправились в гостиницу ...
Обратив по пути внимание на антикварные магазины с русскими иконами. В том числе явно старообрядческими, причём церковных, а не домашних габаритов:
На сем моё знакомство с Иеросалимом, в общем, увы, закончилось ...
Следующий день, понедельник 17 октября, был проведён в поездке по древним святыням Иудейской пустыни, вечер, - в Вифлееме, а ночь, - в самолёте на Москву :)
Начну излагать эти впечатления в следующий раз :)