Палестина, ч. 4, прогулка по Иеросалиму: Сион

Oct 24, 2011 18:49

Как уже говорил во вчерашнем пОсте на тему недавней поездки, во 2-й пол. воскресного дня 16 октября, осмотрев остатки античной улицы Кардо, наша группа направилась на знаменитую гору Сион, прилегающую к Старому городу с южной стороны.
Перед тем как выйти из, соответственно, Сионских ворот, двигались вдоль крепостной стены, имея возможность рассмотреть её с внутренней стороны:




Поднявшись нА гору, подивились красоте тамошней растительности (впервые увидел наяву такое большое цветочное дерево :)) :




Но, конечно, не только этому ... :)

Первым делом посетили Сионскую горницу - место совершения Тайной Вечери, одного из явлений Воскресшаго Господа апостолам, а также Сошествия Св. Духа в день Пятьдесятныи ...
Как ни странно, столь насыщенное с точки зрения христианской духовности здание не принадлежит ни одной из конфессий, являясь по сути светским музеем ...
Его архитектурная история достаточно сложна и запутанна (полагаю, здесь большой простор для исследователей :)).
Что осталось (и осталось ли вообще) от постройки новозаветной эпохи - точно не известно.
В IV в. по Р.Х. св. царицей Еленой здесь был возведён небольшой храм, разрушенный восточными завоевателями в VII и последующих столетиях. Он, однако, был восстановлен крестоносцами, возобновлялся и позднее (напр., в XIV в., - королём Сицилии Робертом Анжуйским). До XVI стол. им владел католический Орден францисканцев, затем турки устроили тут мечеть (от чего там сохранился т.н. "михрАб", что-то вроде кафедры для проповедей мулл; не стал его фотографировать) .
В общем, "всякой твари по паре" ...

В итоге снаружи сие выглядит так:




Платочек на первом плане принадлежит женщине из нашей группы :)

Входим и поднимаемся на второй этаж:




Колонны и своды, конечно, абсолютно готические ...

...но в нижних частях стен заметны явно раскрытые исследованиями остатки более ранних сооружений:




Бутылку с водой поставили не мы! :)

А на первом ярусе этого же строения находится "гробница царя Давыда", расположенная, разумеется, в действующей синагоге.
Евреи очень почитают это место, здесь проходят отдельные гос. церемонии ...
Но в некоторых путеводителях сказано, что монарх - псалмопевец был погребён вовсе не тут, а в совсем другой части города, так и называемой "Город Давыда" (3 Цар. 2:10). Мнение же о наличии могилы на этом месте связывается с известием еврейского паломника XII в. Вениамина Тудельского, а также с устройством здесь после 1559 г. мечети Неби - Дауд ("Пророка Давыда"). Мусульмане же вроде бы и положили тот массивный камень, что считается теперь Давыдовым надгробием ...
Ислам был изгнан отсюда в результате "Шестидневной войны" 1967 г., когда Восточный Иерусалим полностью перешёл под контроль Израиля...

Вход с улицы (абсолютно отдельный от двери в Сионскую горницу, та совсем с другой стороны) выглядит так:




Насколько понимаю, декорация - в стиле османского зодчества XVI в., очень похоже на украшения стен и башен Старого города, воздвигнутых теми же и тогда же ...

Внутри - отдельные входы, справа, - для мужчин (внизу "влезла" макушка некоей жены в вязаном берете :)) :




... слева, - для женщин (внизу справа "втёрся" чей-то воротник; там вообще было довольно многолюдно) :




Живо напомнило некоторые беспоповские моленные с такими же раздельными входами (напр., Никольскую в Москве на правой стороне "Преображенки") :)
А керамическая облицовка, скорее всего, тоже наследие бывшей тут мечети ...

Входить, однако, не стал (и нашим людям не посоветовал) ...

Далее отправились к высоченному и очень известному католическому храму Успения Богоматери, построенному немцами при содействии самого кайзера Вильгельма II в 1900 - 1910 гг.
Здесь вО время оно стоял дом св. ап. Иоанна Богослова, где жила Пресв. Богородица после Распятия Христа, здесь же было и Ея Успение ...
При свв. имп. Константине и Елене тут воздвигли уже упоминавшуюся грандиозную (ок. 300 м в длину!) базилику "Святой Сион", разрушенную потом персами и пр. "гостями" с Востока :(
Сегодня Успенский храм - подобие места отдыха и, так сказать, широкого культурного досуга :)

При входе, - монументальный (мраморный? :)) указатель имеющихся удобств:




Для не знающих английского: вверху, - "кафетерий", "туалеты", внизу, - "церковь", "магазин" :)
"Всё включено", так сказать :)

В основном храме (используемом теперь, по словам гида, и как концертный зал для исполнения духовной музыки всех конфессий и направлений, вплоть до индийской :)) понравились мозаики, сделанные ощутимо "под Византию".

В частности, в главном алтаре:




... да и в расположенных по периметру основного молельного зала приделах неплохие (хотя и не во всех столь качественны):




В храме имеется также подземная часть, где и расположен, что называется, "мемориал Успения", - скульптура (из вишнёвого дерева и слоновой кости :)) почившей Богоматери на каменном мозаичном ложе:




Но более привлекли остатки колонн той грандиозной ранневизантийской базилики, что стояла здесь некогда.
Очень любопытно в них сочетание мрамора (гранита?) и мозаики:







Теперь, увы, можно лишь догадываться, сколь прекрасным и величественным было это сооружение ... :(

Повздыхав немного по этому поводу, вновь отправляемся в сердце Старого города, к ближайшим окрестностям храма Гроба Господня. Где планируем осмотреть Александровское подворье с Порогом Судных врат (пред коим висит небезызвестная лампада от РПСЦ, установленная в 2009 г.) и Крестный путь Спасителя, или Via Dolorosa.

По пути встречаем немало магазинов традиционной одежды.
Вот типичный еврейский (вы видели когда-нибудь такие же русские?) :




Продолжение фоторассказа последует :)

Святая земля, Церковное искусство, Зодчество, Староверы и внешние

Previous post Next post
Up