После службы съездили с домашними в Витославлицы, музей деревянного зодчества.
Очень хотелось посмотреть выставку "Ради храма Твоего", внутри знаменитой церкви Рожества Богородицы из с. Передки под Боровичами (1531 г., однако; это был собор небольшого монастыря),закрывающуюся на её грядущий престольный праздник.
Ведь доселе,как и многие новгородцы и гости славнаго града, лицезрел сию красоту лишь снаружи (фото сегодняшнее; ах, какое небо:)):
Впечатляет плоский валун, лежащий у лестницы - всхода вместо порога:
Устройство храма довольно любопытно: здесь было 3 престола (центральный Богородице - Рождественский и боковые-придельные свт. Николы и влмч. Никиты) при едином общем внутреннем пространстве.
Сейчас вид на место главного иконостаса выглядит так:
Сохранилось лишь одно расписное тЯбло (ниже будет его вид вблизи), откуда позднее прокатоличенное "РаспятьЁ" - сказать затрудняюсь.
На первом плане - затылки граждан, собравшихся на организованную сегодня в храме музеем ... беседу с иеромонахом соседнего Юрьева монастыря о. Лаврентием.
Вид на правый придел и онаго отца:
В интересный момент разговора мы попали:)
Кто-то из слушателей спросил батюшку ... о сериале "Раскол" (вот она, "волшебная сила киноискусства":)), как же мол, так, столько людей погибло ...
На что тот пустился в не очень связные рассуждения, из коих аз понял следующее:
- Русская Церковь до Никона была настолько "тяжело больна" (из "симптомов" были названы ошибки и разночтения в богосл. книгах, а также многогласие),что требовался даже не "терапевт",а "хирург";
- намерения Никона, как раз и явившегося таким "хирургом", были благими: "исправить ошибки по греческим образцам, ведь мы приняли веру от греков";
- но "чисто по-человечески" он ошибался, применяя иногда слишком жёсткие меры (почему-то в этой связи был упомянут "Валаам";наверное, имелись в виду Соловки);
- старообрядцы - "законники" (в "обличение" была приведена евангельская история о несостоявшемся побиении камнями блудницы) и "фанатики" ("а ведь это слово от греческого "фанатос", т.е. "смерть"),пекутся только о внешнем, а главное - внутреннее, от фанатизма - жестокость, а нужна любовь, "не почитают Серафима Саровского" и т.п. :(
- о "реабилитирующих старый обряд" решениях Соборов РПЦ МП 1971 - го и др. годов - НИ СЛОВА :(
Всё это возвещалось с весьма характерным выражением лица (заснято синхронно, это именно момент вышеуказанных речей:)извиняюсь за качество, конечно):
Примечательно, что чуть позднее "любвеобильный" апологет никоновского произвола и кровопускания стал ... обличать католичество,в т.ч. напомнил, что "на Руси не причащали скоблерылых",т.е. бритых:) Ну прям как старовер:) Но при этом почему-то называл крест, что стоИт посреди храма, "традиционным православным":)
Короче, в голове у человека (наверное, далеко не у него одного) - изрядная "каша":(
Едва удержался от вступления в открытую дискуссию :)
Кстати,о.Лаврентий привёл небезынтересную статистику:в ОГРОМНОМ Юрьевом м-ре сейчас живут 5 (пять) монахов и послушников,а в находящемся там же епархиальном Духовном училище - ок. 50-ти чел. учащихся и преподавателей, вместе взятых (почти наш приход по кол-ву:)).
Причём в этом уч.году набора на 1-й курс у них НЕ БЫЛО.
Короче, "духовное возрождение" такое "прогрессирующее" ...
Слушая сии "откровения", продолжал осмотр храма.
Остатки иконостаса левого придела:
Общий вид б. иконостасов от сев. стены (паки звиняйте за кач-во):
Обещанный выше фрагмент древнего тЯбла:
Остатки правого иконостаса:
Каков алтарь с волоковыми оконцами! :) Воистину, святая простота!:)
Верхняя часть предыдущего (извиняюсь за блик от вспышки):
Деисусный чин, что совсем наверху, - явно сер. XVII в., то, что ниже, помладше лет на сто.
На сев. стене - стенды с материалами по истории церкви.
Вот как выглядел храмовый комплекс в с. Передки до революции:
Богородице - Рождественская церковь - справа от колокольни.
Трудно узнать, не правда ли?:)
Другой стенд:
Справа вверху - известный краснофонный образ свт. Николы нач. XIV в., вывезенный из храма с. Передки всего лишь в 1960 г. и хранящийся ныне в Гос. Эрмитаже.
Под ним - витрина с иконами отсюда же в основной экспозиции Новг. музея.
У левого придела - поминальная запись, найденная при разборке храма перед перевозкой в музей в 1967 г., скорбная память о временах Смуты:
Интересно, существуют ли где-то ещё подлинные древнерусские записки (не СинодикИ, а именно такие листочки), подававшиеся "за упокой" и "о здравии"?
Рядом - образ Рожества Богородицы (сер. XVII в.):
Без вспышки вышло бы совсем темно, но она дала блик :(
У южной стены лежит внушительных размеров каменный крест с едва различимой надписью:
Пояснительная табличка:
Над зап. притвором расположены хОры.
Забрались туда вместе со старшим:
У него столь серьёзный вид,т.к. в это время внизу продолжал выступать о.Лаврентий,и я строго наказал сынишке не шуметь :)
Выйдя из храма, попили чаю в местном летнем кафе.
И тут нас ждал сюрприз № 2:)
Оказалось, здесь обитает ... настоящий лис, по кличке "Петруша" (мы решили, что это в честь Петра I :)
Запечатлен в момент кормления сотрудницей заведения :)
Обратите внимание, как его уши и пр. отразились в близлежащей лужице :)
В общем, вышел ещё и бесплатный зоопарк :)
Под конец почти час прождали автобуса, недовольство чем отразилось в основном на моём лице:
Ну,и у Антоши немного тоже :)
А дома ждал сюрприз № 3:
Охлобыстин отказался от планов борьбы за президентство!
(см., напр.:
http://dr-volkhv.livejournal.com/49260.html )
Что и ожидалось, в обшем-то ...
"НЕ БЫВАТЬ ШУТУ ЦАРЁМ"(с):)
Да и попом, добавлю, тоже ...