"Раскол", серии 11 и 12

Sep 13, 2011 11:44

Вчера вечером был занят срочной работой, поэтому размещаю свои замечания лишь теперь.
Прошу прощения у ожидавших ...
Итак:
- в самом начале, оканчивая службу, Никон молится 3 поклона и сразу говорит людям в храме "Богу помолясь". А перед тем надо ещё сказать молитву Исусову и услышать ответ народа "Аминь";
- при сем патриарх в каком-то странноватом облачении, саккосе без свешивающегося сзади конца омофора. И вообще, замечу, архиереи, как правило, к концу службы снимают саккос и пр.,оставаясь лишь в соборной мантии, епитрахили, поручах и клобуке;
- говоря с Никоном, старец Григорий (Неронов) называет богослужебную литературу уменьшительно - "книжки". В реальности он вряд ли допустил бы такое уничижение КНИГ.Страдал же по сути за них;
- насколько помню, фраза про старые и новые Служебники "обое добры" была произнесена Никоном уже после его лишения патриаршества,т.е. где-то позднее 1667 г.,а не в беседе с Нероновым, когда "крайний святитель" был вполне "в силе". Замечу здесь, что сам Никон после своей реформы по-старому так и не служил, вопреки мнению некоторых наших современников;
- сидя за столом, Никон обмакивает нечто в солонку. Он, может, так и делал. Но у многих старообрядцев это считается неприличным и даже подражанием Июде,про коего Господь сказал: "Омочивыи ... в солило, той предаст Мя". Впрочем, вдруг автор кино это знал и специально "провёл параллель"?:)
- в келье Никона в красному углу икона Спасителя явно 2-й пол. XIX в.;
- в ещё одном эпизоде УЖЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ церковной службы протодиакон не произносит возгласа "Благослови владыко" перед "Благословен Бог", а Никон говорит по-старому "вО веки веком" вместо нового "во вЕки веков";
- после реформы почти все иноки - в дониконовских одеяниях,без новых "рогатых" клобуков. Тогда как они были введены практически сразу,в начале преобразований, по случаю чего Аввакум написал особое "Слово";
- в алтаре иноки ходят в клобуках (каптырях),тогда как по Уставу при входе туда их положено снимать, оставаясь в камилавках(скуфьях),что под ними;
- согласно источникам, отрекшись от кафедры, Никон ушёл из Успенского собора в одежде простого инока, без соборной мантии с источниками и белого клобука. В фильме почему-то не так;
- эпизод с критикой Ртищевым новых книг перед царём: боярин не знает славянских ударений, говорит "дАровать" вместо "даровАть". И вообще момент странноватый: царь вроде бы соглашается с неудачностью "справы", тогда как в источниках ничего читать о подобном не приходилось. Да и вся дальнейшая политика Алексея Михайловича отнюдь не давала и малейшего повода усомниться, что государь однозначно за реформы, да ещё как;
- хороня в пути сына Корнилия, Аввакум произносит священнический отпУст литии, будучи без облачения, что является серьёзным нарушением Устава. Который реальный протопоп, как известно, старался ревностно исполнять.
А вот последний эпизод 12-й серии порадовал :)
Очень актуально, насчёт Украины ...
Ради присоединения коей (и др. "православных" земель)и затеяли весь этот грустный "сыр-бор" с "улучшением" Русской Церкви :(

Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества, Богослужение, Остроактуальное, История старообрядчества

Previous post Next post
Up