Во время брифинга, посвященного переносу премьеры балета «Нуреев» режиссера К. Серебренникова, в фойе Большого театра
Почему Яна Поплавская выступила против скандальной постановки Кирилла Серебренникова
Соцсети уже третью неделю продолжают обсуждать балет. Где-то на заднем плане остаются конфликт с турбинами от Siemens, неудачи Ройзмана в Екатеринбурге… С чем связана такая страсть или даже ожесточение? С тем, что вопрос стратегический? Колыхнуло синим пламенем подзабытое «У советских собственная гордость.?» Ведь мы же «…в области балета впереди планеты всей».
А тут Серебренников со своим видением жизненного пути великого танцора. Заматеревший такой на «Господах Головлевых» и свеженький после скандала в «Гоголь-центре».
Напомню, речь идет о великом танцоре Нурееве. Чей талант не вызывает ни у кого сомнений. А его нетрадиционная ориентация поддерживает в обществе костер неоднозначных мнений.
И вот с таким противоречивым бэкграундом Рудольфа Нуреева не менее противоречивый Серебренников пришел в Большой театр. Чтобы произвести шедевр, конечно.
Чего ожидаешь в таком случае от человека, которого все называют мастером? Тонких решений и филигранно выверенных линий, которые бы оценило наше, в целом, патриархальное общество. Если, конечно, речь идет именно об обществе, а не об узкой прослойке «ценителей» типа тех, кого вождь мирового пролетариата упоминает в своей работе «Памяти Герцена».
Кстати, мне в детстве текст Ленина нравился. Я очень отчетливо представлял себе группу людей. Воображение рисовало, как они, страшно далекие от народа, но, тем не менее, будят сонного Герцена. Только это и спасало от скуки на уроках. Однако к балету, к балету, мой уважаемый читатель…
Так что же в итоге получилось у Серебренникова? На генеральном прогоне все истово аплодировали и хором скандировали «Браво!» И генеральный директор Большого театра Урин тоже аплодировал. А потом через ночь качал головой и говорил, что в таком виде показывать «Нуреева» нельзя. Что «.по балету это плохо.»
А вот сами танцоры, задействованные в проекте, информируют в соцсетях о своем восторге от «Нуреева». Что, мол, давно не получали такого удовольствия от работы. Интересно, кто из них искренен…
Что же ухитрился сделать в своей постановке Серебренников такого, что закрыло для «Нуреева» историческую сцену Большого театра? И это при всех его либеральных традициях. А уважаемые читатели сами могут посмотреть и определиться в своей точке зрения. Сеть полна фотографий и фрагментов балета. У меня пока язык не поворачивается. Нужна помощь клуба!
И вот здесь в самый раз появиться Яне Поплавской. Много лет назад, она меня сильно впечатлила (двухсерийный телефильм «Про Красную Шапочку», 1977 год). Это случилось то же время, когда я в школе познакомился с вышеупомянутой работой Ленина «Памяти Герцена».
Красная шапочка в её исполнении весьма харизматична и совсем не жертва. Она борется с волками, наказывает плохих мальчиков, помогает хорошим. Ридли Скотт только спустя два года создал похожий женский образ в блокбастере «Чужой». Сигурни Уивер мне, конечно, тоже нравилась. Но Яна гораздо больше.
В главной роли своей жизни Яна Поплавская всем говорит правду. Помню, что в фильме это не всем нравилось.
И с «Нуреевым» Яна Поплавская плеснула бензинчику в огонь. Что же сказала Красная шапочка на этот раз? 15 июля на ее страничке в ФБ появилось следующее:
«…Меня тошнит от голых задниц, женоподобных мужиков и их членов, патологии, гомосексуализма, выставленных напоказ, которые впихивают под видом высокого искусства! Я не ЖЕЛАЮ врать, я хочу говорить и слышать правду»
Резюмируя, всесоюзная Красная шапочка Яна Поплавская вышла с предложением всероссийской акции # хватитврать. Лично мне интересно, насколько она окажется масштабной. Ругань на страничке Поплавской и несколько сотен перепостов стали ответом.
Понятно, что в российском обществе накопился потенциал раскола. «Светлолицые» против «ватных» «Неполживые» против «колорадов». И склока вокруг такой далекой от политики вещи, как балет, в данном случае только подчеркивает и добавляет рейтинг участникам. Вот, к примеру, 19 июля одна популярная газета, изложив позицию Поплавской, добавила и от себя горючей смеси в схватку врезом: «Поплавская против геев…» Все, как в другом любимом фильме: «Легким движением руки брюки превращаются… превращаются брюки… брюки превращаются… в элегантные шорты!»
Анализируя в меру возможностей балет «Нуреев», хочу заметить, что это все же не гуманная штука. Ведь какая задача стоит перед учреждениями культуры, как Большой театр? Не только доставлять тонкое удовольствие «знатокам», но нести просвещение в массы! А как массы отреагируют на такое просвещение?
Вот представьте ситуацию. В Большой на «Нуреева» случайно достались билеты, к примеру, комбайнеру из белгородчины. Здоровый такой парень, скорее всего. И он, допустим, ухаживает за дояркой из соседней губернии.
Чтобы услышать заветное «Да», комбайнер везет доярку в Москву. Надо же обставить поэффектнее предложение своей крепкой руки и здорового сердца. Почти как в кино «Свинарка и пастух».
Доярка в своих лучших джинсах, подчеркивающих плодовитость славянских женщин, с комбайнером вплывают в зал. «Театр уж полон. Ложи блещут…». Наши герои не замечают кривых рож и брезгливых биноклей. Им хорошо вдвоем. Они ведь не знают, что искусство стало кастовым. Что им полагается «Дом-2» смотреть. И слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ им тоже неизвестно…
Роскошная люстра медленно гаснет. Оркестр, занавес… Доярка уже готова сказать комбайнеру «ДА».
И тут бац! И на сцене то, что выше перечисляла Красная шапочка Яна Поплавская!
Голые задницы и чресла на исторической сцене - это сильное оружие против неокрепших сердец наших героев. Они могут пойти неверной дорогой. Комбайнер может не услышать заветного «Да» от доярки. А нам это надо?
И вот еще одно наблюдение. «Красная шапочка», судя по вызванному заявлением общественному резонансу, влиятельный персонаж. Джентльмены из УВП АП РФ могли бы и присмотреться. На всякий случай.
Чтобы картинка, нарисованная мною и Красной шапочкой, выглядела более выпуклой, предлагаю вот это видео. С юмором сделано. Не пожалеете.
Click to view
Андрей Николаев
via