Почем регистрация для террориста с метлой

Apr 30, 2017 09:18



Власти амнистируют «нелегалов», а они бегут за билетом в Сирию

На днях закончился месячный срок «амнистии мигрантам», которая была введена 25 марта для граждан Таджикистана, находящихся на территории России нелегально или совершивших здесь незначительные правонарушения. Амнистия была шансом легализоваться для многих тысяч нелегальных таджикских иммигрантов, а органам внутренних дел было запрещено в течение месяца преследовать их за нелегальное нахождение в России или мелкие правонарушения. Такое решение Россия приняла по итогам встречи Владимира Путина и президента Таджикистана Эмомали Рахмона, прошедшей еще в конце февраля в Душанбе.

Вопрос о «мигрантской амнистии» так и остался бы незамеченным широкой публикой и волновал бы только самих иммигрантов, их работодателей и сотрудников миграционных подразделений, если бы не месяц, в который эта амнистия проходила. Ведь она совпала с всплеском терактов на территории России. И главные подозреваемые в этих терактах - как раз выходцы из Средней Азии.

«Новый пролетариат» устал так жить

Социальные проблемы на родине, экономическая нестабильность и невозможность заработать на жизнь гонят молодых жителей Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана в Россию - на заработки. Большинство выходцев из Средней Азии работают в сферах непрестижного, низкоквалифицированного и тяжелого труда. Это строители, рабочие жилищно-коммунального хозяйства, грузчики и продавцы на рынках, обслуживающий персонал в кафе и закусочных, в магазинах, таксисты.

Когда-то французский социолог Андре Горц говорил о мигрантах (из стран Африки и Ближнего Востока) как о «новом пролетариате». В какой-то степени эти слова можно применить и по отношению к «российским» среднеазиатам. К незавидному социальному положению присоединяется культурная инаковость, непохожие обычаи и образ жизни, другая религия. Но, конечно, в первую очередь именно социальная неустроенность заставляет некоторых трудовых иммигрантов обращаться к радикальным идеям.

Пролетарии XIX века мечтали о лучшей жизни и составляли базу социалистических движений. Сегодня «новые пролетарии» из Средней Азии (а в Европе - из Северной Африки) восприимчивы к религиозно-фундаменталистским идеям. И в этом нет ничего удивительного. Жизнь на чужбине, копеечные зарплаты, бытовая неустроенность, обреченность на роль «современного раба» - что же здесь хорошего? Вот и идут молодые люди в радикальные группировки.

Кто и откуда едет на войну

О большом риске проникновения структур «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация) в Среднюю Азию предупреждали давно. Когда только начались боевые действия в Сирии, стало известно о массовом участии в них добровольцев из бывших советских республик Средней Азии. На Ближний Восток окольными тропами потянулись выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.

Среди них были не только юные идеалисты - фанатики, но и профессионалы, люди с солидным боевым опытом. И речь - не только о боевиках, в 1980-е гг. сражавшихся в Афганистане, в начале 1990-х гг. участвовавших в гражданской войне в Таджикистане, а затем воевавших на стороне Джохара Дудаева в Чечне. В рядах добровольцев попадаются и силовики из среднеазиатских республик. Чего стоит один Гулмурод Халимов по прозвищу «аль-Таджики», двадцать лет прослуживший в таджикской милиции и дослужившийся до погон полковника и должности командира республиканского ОМОН.

Директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Худоберди Холикназаров допускает вероятность, что в Сирии сражалось или сражается примерно 500 граждан Таджикистана. Но говорит он о том, что подавляющее большинство таджиков едет в Сирию не из Таджикистана, а из России. Именно здесь происходит вербовка «добровольцев», которые потом переправляются в Турцию. И это очень похоже на правду. Еще несколько лет назад в СМИ регулярно сообщалось о рейдах полиции и ФСБ по местам массового скопления иммигрантов. Там находили экстремистскую литературу, порой и оружие.

Опять Ферганская долина

Непосредственным исполнителем взрыва в метро Санкт-Петербурга и «смертником» правоохранители называют 22-летнего Акбаржона Джалилова, уроженца г. Ош в Кыргызстане. С киргизского юга родом и главный подозреваемый в организации теракта - Аброр Азимов. Он тоже родился в Ошской области Кыргызстана, потом перебрался в Россию, где получил официальную регистрацию в городе Муроме Владимирской области, а работать устроился в кафе на Минском шоссе.

Юг Кыргызстана - особый регион. Это часть Ферганской долины, всегда считавшейся главным оплотом радикального фундаментализма в Средней Азии. В свою очередь, Ошская область - это цитадель фундаменталистов в Кыргызстане. Значительную часть населения Оша и окрестностей составляют этнические узбеки. Они в целом более религиозны, а киргизы с юга страны - более религиозны в массе своей, чем их северные соплеменники. Это обусловлено историческими особенностями развития Южного Кыргызстана, находившегося под культурным влиянием соседних регионов Узбекистана, где тоже всегда были очень сильны религиозно-фундаменталистские настроения.

Аждар Куртов из Института политических исследований считает, что в Ошской области в последние годы распространился радикальный ислам, а предпосылками стали большая консервативность населения и более традиционный образ жизни. Как бы там ни было, но, в конце концов, молодые радикалы стали проникать и в Россию - в числе прочих трудовых иммигрантов. Кстати, совсем недавно президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, отвечая московскому мэру Сергею Собянину, подчеркивал, что мигранты из этой страны - самые законопослушные.

Облавы на экстремистов идут по всей России

Стоит отметить, что за двадцать шесть лет суверенного существования среднеазиатских республик в них успело родиться и вырасти целое поколение молодых людей, которые уже воспитывались в отрыве от российской культуры, русского языка, которые впитывали совершенно другие ценности и установки, а самое главное - жили в условиях постоянного социально-экономического кризиса.

О том, что пребывание в России огромного количества нелегальных иммигрантов очень опасно, годами говорили и общественные деятели, и высокопоставленные сотрудники силовых ведомств - ФМС и МВД. Но взрыв в Санкт-Петербурге заставил российских силовиков напрячь максимум усилий. Сразу же после теракта были задержаны первые восемь подозреваемых. Представитель Следственного комитета Светлана Петренко назвала их имена - это Сейфулла Хакимов, Ибрагибжон Ерматов, Дилмурод Муидинов, Бахрам Ергашев, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Шохиста Каримова и Содик Ортиков.

Впрочем, адвокат того же 39-летнего Содика Ортикова, пятнадцать лет назад приехавшего в Россию из родного Курган-Тюбе (Таджикистан) утверждает, что его подопечный не имеет никакого отношения к теракту. Но суд уже предъявил мужчине официальное обвинение. Вместе с поваром Ортиковым арестовали и работавшую в том же кафе зеленщицей Шохисту Каримову - 46-летнюю уроженку Узбекистана.

Во Владимирской области спецназовцы ФСБ ликвидировали двух граждан одной из стран Средней Азии - молодых людей 1991 и 1987 гг. рождения, которые, по сообщениям органов безопасности, находились на связи у вербовщиков международной террористической организации и готовили теракты на территории России. В целом ряде регионов прошли облавы на нелегальных мигрантов, во время которых, по данным силовиков, были задержаны предполагаемые экстремисты, кое-где изъяты литература и даже оружие. В Твери, наоборот, вскрыли деятельность преступной группы, легализовавшей более полутора тысяч (!) иностранцев, незаконно находившихся в России. Задержали террористов из числа мигрантов и в Калининграде.

Все эти события, безусловно, заставляют многих задаться вопросом о необходимости изменения миграционной политики страны как одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности. Но Россия, стремясь сохранить политическое и экономическое влияние в Средней Азии, на этот шаг не идет. Более того, принято не очень понятное решение об амнистии, которое, кстати, предусматривало и снятие запрета на въезд для ранее выдворенных из России лиц, привлекавшихся к ответственности за неоднократные правонарушения.

Конечно, большинство приезжих - честные труженики. Но, как отметил сам директор ФСБ РФ Александр Бортников, именно в рядах трудовых иммигрантов и под видом трудовых иммигрантов в Россию и приезжают террористы. Достаточно проникновения даже нескольких сотен радикалов, чтобы принести очень много горя жителям страны всех национальностей и вероисповеданий, в том числе и своим соплеменникам. И чтобы этого не случилось, Россия должна принимать самые жесткие меры в отношении террористов и экстремистов, а также их сообщников - взяточников и коррупционеров, ставящих регистрацию на поток.

Илья Полонский
via


политика, террористы

Previous post Next post
Up