В день, когда выносили приговор украинской карательнице Савченко, в Киеве решили устроить очередную «перемогу» - похоронить тело, якобы принадлежащее Георгию Гонгадзе. Отправить в последний путь этого странного «героя Украины» решили лишь через полтора десятилетия после его загадочного исчезновения.
В этой истории с самого начала было много детективного. Отец Гонгадзе - режиссер и диссидент из Тбилиси, мать львовянка. Родители расстались, когда Георгий (родные и друзья звали его Гия) был мальцом и жил в основном в новой семье отца. Во время грузино-абхазского конфликта то ли воевал, то ли был в зоне боев в качестве репортера. Осколком Георгию Гонгадзе раздробило там руку - деталь немаловажная для понимания всего дальнейшего.
В середине 90-х Гонгадзе, авантюрист по натуре, оказался на Украине, подвизался в качестве стрингера в разных изданиях и телекомпаниях Львова и Киева. С треском был изгнан за взятки с государственного телевидения. Прибился к американским грантам - на них вместе с Аленой Притулой он организовал сайт «Украинская правда», ресурс для распространения компромата на политиков и общественных деятелей. Эту «правду» на Украине сразу же обозвали «сливным бачком». Разместить в «бачке» можно было всё, что угодно и против кого угодно. Только - деньги вперед. Выдающихся успехов Гия на лоне журналистики не достиг, зато в делах амурных прославился, истории о любовных похождениях киевского грузина с удовольствием рассказывали друг другу местные журналисты.
Однажды в сентябре 2000-го Гия задержался до рассвета у Алены Притулы, но домой не дошел. Факт, который сейчас тщательно скрывает официальная украинская пропаганда: буквально на следующий день у здания администрации Кучмы появились протестующие в фирменных футболках с профилем Гии и фабричной надписью по-английски: «Найдите Гонгадзе». Среди протестующих была Притула, ставшая со временем главным редактором и хозяйкой «Украинской правды», а затем гражданкой США.
Уже в те дни глава администрации Кучмы Владимир Литвин обратил внимание на деталь: футболки с профилем Гонгадзе появились быстрее, чем заявление в правоохранительные органы о его очередной неожиданной пропаже. Одновременно на Западе развернули мощнейшую пропагандистскую кампанию против Леонида Кучмы, обвинив его в преследованиях СМИ. Заодно действовавшего президента объявили заказчиком убийства журналиста, место нахождения которого тогда было неизвестно.
Имя Гонгадзе немедленно превратили в знамя борьбы «за свободу слова», а самого его выставили чуть ли не главным борцом против тиранического режима Кучмы, хотя тогдашний украинский президент до поры до времени о существовании этого журналиста даже не подозревал. Некие люди стали предлагать известным украинским политикам приобрести записи, сделанные в кабинете Леонида Кучмы. На них якобы лично глава государства обсуждает с приближенными, как избавиться от журналиста Гонгадзе. Обвинение выглядело столь нелепым, что лидер Компартии Украины Петр Симоненко, отказавшись от «подарка», презрительно высказался об этом публично.
Кое-кто признавался, что впервые узнал о пленках от сотрудников представительства «Радио "Свобода"» в Киеве и американских дипломатов. О каких-то записях говорили несколько месяцев, но огласил их содержание многолетний противник Кучмы, проигравший ему выборы 1999 года, председатель социалистической партии Александр Мороз. Вместе со своим тогдашним заместителем (а ныне, кстати говоря, руководителем парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» в Раде) Юрием Луценко собрали пресс-конференцию, на которой продемонстрировали аудиозапись. С этого начался «кассетный скандал», стоивший власти Кучме, фактически давший старт «оранжевой революции» и последующим трагическим событиям. На пленке голоса, похожие на голоса Кучмы, Литвина и министра внутренних дел Юрия Кравченко, обсуждали, как уничтожить независимого журналиста Гонгадзе.
Спустя несколько недель в Таращанском лесу, аккурат на территории избирательного округа Александра Мороза, обнаружили слегка присыпанное землей обезглавленное тело. И тут же мировые СМИ, как по команде, раструбили о найденном теле Гонгадзе. В течение нескольких лет украинские и американские эксперты пытались доказать, что это Гонгадзе и никто другой. Россиян к расследованию не допустили. Особую активность проявляла Мирослава Петришин-Гонгадзе, вторая супруга Георгия. Однако мать журналиста, истовая католичка Леся Корчак категорически отрицала принадлежность обезображенного трупа ее сыну. Более того, вспомнили о ранении Гонгадзе - на обнаруженном в лесу теле руки как раз были целёхоньки, никаких следов ранений на них и в помине не было. До конца своих дней мать Гонгадзе так и не согласилась похоронить эти останки под именем сына.
В августе 2005 года Виктор Ющенко одним из первых своих указов присвоил Георгию Гонгадзе звание «героя Украины». Но вот что удивительно: вручать награду было некому. Мать от нее категорически отказалась, объяснив: ничего героического ее Гия не совершал. А жена, юрист из Львова Мирослава Петришин-Гонгадзе, странным образом вплыла… в США в качестве сотрудницы «Голоса Америки». Туда же, за океан, вывезли бывшего офицера госохраны Николая Мельниченко. Это он якобы прятал диктофон под диваном в кабинете Кучмы. Причем в Прагу беглого майора привезли тайно, в багажнике дипломатической машины с номерами американского посольства. Тогда же появилась версия: никто Гонгадзе не убивал, его вывезли, подобно Мельниченко, живет где-то в Америке, припеваючи. Версию так и не опровергли.
С назначением Виктора Ющенко на президентский пост в Киеве из мало кому известного репортера начали лепить образ знаменитого журналиста, героического борца за идеалы добра и справедливости. В сквере на улице Красноармейской, невдалеке от дворца «Украина» возвели ему на скорую руку величественный памятник, начали называть по всей стране именем Гонгадзе улицы, проспекты, школы. Новой «незалэжной» Украине, той, которая «не Россия», потребовались свои герои. Одного поэта Шевченко уже не хватало. К нему добавили кое-как гетмана-предателя Мазепу, фашистского прихвостня Бандеру, эсэсовца Шухевича… В этом ряду имя современника, молодого журналиста, погибшего в борьбе с «антинародным режимом», пришлось очень кстати. А Мирослава Петришин-Гонгадзе тем временем все более укреплялась за океаном. Нынче она - одна из главных советников по Украине у Джо Байдена, главного куратора проекта «The Ukraine». Важный пост. А 21 марта 2016 года сия дама вдруг оказалась в Киеве, чтобы получить из рук Порошенко «золотую звезду героя» Гонгадзе. Процветает в Америке и боевая подруга Гии Алена Притула. Женщины дружат, часто встречаются.
Вполне голливудский сценарий. Очень американский.
Удивительно, но никто сегодня в украинских СМИ в этом сценарии не усомнился, никто не вспомнил о нестыковках «кассетного скандала», о последующем резком изменении вектора развития Украины. Никто не связал «кассетный скандал» с началом западной гуманитарной оккупации Украины, с отрывом республики от России, от общего культурно-исторического пространства.
Словно написанные под копирку звучат сегодня с экранов обвинения в адрес России во всех украинских бедах. «Страна-агрессор», «мордор», «ватники», «российско-террористические войска», «оккупация Крыма и Севастополя» - вот лишь самые безобидные характеристики России и россиян. Несколько вечеров просмотра телепрограмм на разных каналах Украины порой приводят в уныние, а порой вызывают ярость. Любое инакомыслие из украинских СМИ вычищено с корнем. Они превратились в кривое зеркало, отражающее изуродованную действительность «незалэжной». Многие журналисты, не согласные со всем, что происходит, исчезли или арестованы, обвинены в сепаратизме, названы «агентами кремлевских спецслужб». Давно запрещены трансляции российских телеканалов, распространение газет и журналов на русском языке. Накануне «похорон Гонгадзе» в этот чёрный список добавили «Кухню ТВ», «Детский мир», «Шансон», «Матч» - всего почти полтора десятка развлекательных каналов.
Началась эта вакханалия не сегодня. И даже не в день удивительного исчезновения «героя Украины» Гии Гонгадзе. Всё это началось ещё при Кравчуке. Одним из своих первых указов в августе 1991 года он ликвидировал представительство Агентства печати «Новости», а здание на Крещатике передал «незалежной агенции новин» (УНИАН), сейчас - одному из главных рупоров укропропаганды, принадлежащему Коломойскому.
Параллельно уничтожалась система государственного вещания. Из двух общенациональных телеканалов один передали скандально известной ныне «Студии 1+1». К слову, в течение десятилетий эта компания использует государственную передающую технику, помещения на Сырце, не платя за это в бюджет ни копейки. Именно она выпускает ныне самые лживые, гнусные антироссийские поделки. Принадлежит «Студия 1+1»… всё тому же непотопляемому Коломойскому.
В годы правления Кучмы «откусили» время в прайм-тайм и от госканала УТ-1, отдали частной компании «Эра», хозяин которой - другой местный богатей. А более всего от медийного пирога досталось президентскому зятю Виктору Пинчуку, ставшему при Кучме олигархом. Ему, одному из близких друзей Порошенко, выделили самые популярные эфирные частоты, за копейки отдали несколько многоэтажных зданий в центре Киева для организации медиахолдинга. Сегодня в холдинг входят телеканалы СТБ, ICTV, Новый и другие, общенациональная газета «Факты и комментарии», ФМ-радиостанции.
Именно Пинчук внедрил практику приглашения заезжих «звезд». Одним из первых проклюнулся в Киеве протеже Бориса Березовского гражданин Израиля и Италии Шевель Шустер. Савик, как он сам себя называет, сразу же развернул бурную деятельность, за бюджетные средства создал мощную студию-продакшн своего имени, начал активно вмешиваться в политическую жизнь «незалэжной». Почти одновременно на «Интере» обосновался другой гастролер - Евгений Киселёв. Тот самый, который недавно на тусовке российских оппозиционеров в Вильнюсе призвал захватывать в заложники российских дипломатов для последующего обмена на украинских военных преступников.
После государственного переворота 2014-го на канале «Ньюзван», принадлежащем депутату от «Оппозиционного блока» олигарху Вадиму Рабиновичу, вынырнул Матвей Ганапольский с программой «Эхо Украины» (тут же аукается «Эхо Москвы»). Это представители возрастного поколения «звезд», но есть и более молодые.
В обозе Шевеля Шустера прибыл несколько лет назад в Киев некто Мустафа Найем. Поговаривают - сын самого Шустера, человек без роду и племени, родившийся в Афганистане. Там Шевель-Савик воевал против «советских агрессоров», о чем вспоминает с гордостью и удовольствием. Ветераны-афганцы рассказывали, что Шустер был переводчиком в пакистанском Пешаваре, в лагере душманов лично допрашивал пленных советских солдат и офицеров. А Мустафа Найем - один из организаторов «Евромайдана», с трибуны призывавший штурмовать администрацию Януковича и убивать сотрудников «Беркута». Нынче - депутат Верховной рады. Там они заседают вместе с еще одним скандальным «разоблачителем», репортером «Украинской правды» Сергеем Лещенко. Прославился сей тип, учившийся в США, сливом в Интернет многих пикантных подробностей из жизни и деятельности украинских политиков. Осведомленность Лещенко, выкладывавшего в Сеть пикантные фото- и видеоматериалы, поражала настолько, что Кучма когда-то обвинил его в связях с ЦРУ.
В течение многих лет этот Лещенко финансируется одним из ставленников вашингтонского «обкома», создателем экстремисткой организации «Правый сектор» Валентином Наливайченко, завербованным американскими спецслужбами еще в начале 2000-х, как раз в период «кассетного скандала», связанного с именем Гонгадзе. Тот же Наливайченко участвовал в становлении Ирины Геращенко - журналистки-русофоба, ныне депутата Рады, «спецпредставителя Порошенко по вопросам урегулирования на Донбассе». Эта экстравагантная дама прославилась публичными призывами смести с лица земли мятежный регион, вооруженным путем «освободить от оккупации» Крым. С трибуны Рады призывала к походу на Москву. 20 марта Геращенко возглавила «группу поддержки», отправившуюся на оглашение приговора карательнице Савченко. Правда, была остановлена на российской границе, где ей вручили запрет на посещение РФ в ближайшие пять лет.
При разделе медиаресурсов Украины лакомые куски достались всем без исключения местным олигархам. Так, общенациональный телеканал «Интер» принадлежит миллиардеру Дмитрию Фирташу. Не обделил себя и Порошенко. Его «5-й телевизионный канал» - крупное влиятельное СМИ, вещающее на эфирных и спутниковых частотах. Это не только пропагандистский рупор киевского режима, но и успешный бизнес-проект, от которого Порошенко отказываться не собирается. Более того, телекомпания превратилась в школу пропагандистов-русофобов. Из нее вышли, например, пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко, куратор одного из самых грязных антироссийских каналов «Еспресо», член парламентской фракции «Батькивщина» Николай Княжицкий, автор законопроектов о запрете вещания российских телеканалов и объявлении persona non grata российских деятелей культуры Егор Соболев…
Существующая сегодня система украинской пропаганды выстраивалась под руководством американцев на протяжении многих лет. Продюсеры из США (как правило, украинского происхождения) есть во всех крупных телекомпаниях «незалэжной». Именно им принадлежат идеи создания грязных русофобских программ и фильмов не только на украинском, но и на русском языке. Сегодня вся эта лабуда льётся мутным потоком и на «Интере», и на СТБ, и на государственном УТ-1. Молодому поколению вдалбливают в головы: главным врагом украинцев всегда была Россия, а народ «незалэжной» веками боролся с «проклятыми москалями» за свободу и национальную независимость, русские и украинцы - исторические враги.
Марионеточный киевский режим и его заокеанские хозяева остро нуждаются в современных героях. Теперь к их «лику» причислена карательница Савченко, участвовавшая в убийстве российских журналистов. И не случайно театрально-политическое представление с «похоронами героя Украины Гонгадзе» приурочили в Киеве ко дню вынесения ей приговора суда.
Дмитрий АРТЁМОВ
via