Вопросы о начале терапии: О страхе перед зависимостью от аналитика

Dec 24, 2007 21:53


Итак, приступим.
И начнем мы с вопроса, который всегда задают окружающие, узнав, что ты психоаналитик: «А правда ли, что психоаналитики специально «подсаживают» своих клиентов на зависимость от психоанализа (и аналитика)?»

Всегда отвечаю - «Правда!» Но ровно в той мере, в какой вы подсаживаетесь на парикмахера, у которого стрижетесь, или на стоматолога, ремонтирующего вашу челюсть. Правда заключается в том, что  человек, у которого проблемы, всегда зависим от того, кто эти проблемы может решить. Ко мне нередко на консультацию попадают люди которые ведут себя примерно так: «я вам принес макет своей челюсти - вы покажите что надо делать - я дома сам сделаю». Противоположную сторону представляют клиенты, которые хотят чтоб я взмахнула волшебной палочкой (загипнотизировала их, дала особо точную интерпретацию или совет, провела тестирование ит.д.) и все их проблемы исчезнут сами собой. И те и другие, таким образом, борются с пресловутой «зависимостью».

Известный венгерский аналитик Шандор Ференци однажды заметил, что, строго говоря, существуют только два вида психотерапии: магия и психоанализ.

Первую можно найти среди практики любой из многочисленных сегодня терапевтических школ. Ориентация на «запрос» клиента, краткосрочность, а также роль непререкаемого авторитета терапевта (или напротив, его «человечность» и эмпатийность), отсутствие интереса к происходящему между терапевтом и клиентом, позволяет терапевту быть тем "волшебником", кто предлагает клиенту "быстрое решение ВСЕХ проблем", некую волшебную палочку или таблетку и на которого так приятно свалить ответственность за свою жизнь. А не получится свалить на этого - всегда можно поискать другого. Благо количество предложений на этом рынке всегда соответствует количеству желающих получить этот "волшебный пендель".

Вторая, не только признавая факт наличия зависимости, но использую её, обучает клиента разделять сферы своей и чужой ответственности, и принимать последствия собственных выборов. А также видеть себя в зеркале собственных переживаний, фантазий, чувств и «невозможных» действий. (Посредством исследования всего перечисленного, чаще всего проявляемого в переносе). Аналитик не знает, захочет ли клиент воспользоваться приобретенными знаниями для тихого семейного счастья или направит их на карьерные или иные достижения, но на завершающей стадии анализа его, как и клиента не покидает уверенность, Что клиент , помимо способности создавать себе проблемы, приобретает и инструмент для их решения.
 

психоанализ

Next post
Up