Доклад об итогах обследования ССР Абхазии по национальному вопросу (1929 г.). Часть I.

Dec 30, 2012 19:49

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Оригинал архивного документа «Доклад об итогах обследования ССР Абхазии по национальному вопросу» находится в Государственном архиве Российской Федерации (ф. 3316, оп. 64, д. 775). Доклад по итогам командировки в Абхазию был составлен весной 1929 года в г. Баку азербайджанским партийным (?) работником Сеидом Кадыровым на имя некоего тов. Ибрагимова. Обследование Абхазии по национальному вопросу было произведено С. Кадыровым по поручению закавказского отдела Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б), которую в тот период возглавлял С. Орджоникидзе. Доклад проходил под грифом «совершенно секретно». Документ состоит из 12 разделов и приложения.
Здесь я буду публиковать (в нескольких постах) наиболее интересные, на мой взгляд, выдержки. Более подробно можно скачать здесь.


Абхазия долгое время угнеталась царским правительством, а затем - меньш. правительством Грузии. До того как царское правительство наложило свою лапу на абх. край, многие абхазцы в кол-ве около 150000 семей, переселились в Турцию и Грецию, превратившись в «махаджиров», т.е. беженцев.

После революции, когда меньшевики взяли власть, абхазцы продолжали весьти борьбу, уже против политики меньшевистского правительства, за самостоятельность своей нации. В этой борьбе принимала участие глав. образом привеллигированная зажиточная часть абхазцев, стремившаяся к нац. обособлению. С началом советизации в Закавказье, когда Кр. Армия вступила в Азербайджан и Грузию, абхазцами была оказана большая поддержка наступающим с севера частям Кр. Армии в деле скорейшей ликвидации меньшевистского правительства. В этой борьбе, образованная часть населения Абхазии руководствовалась не столько лозунгами социальной революции и диктатуры пролетариата, сколько национальным освобождением. Ещё в то время в партию пошла не беднота и трудовая часть крестьянства, а значительное кол-во кулаков, бывших князей, людей получивших воспитание в духовных школах, давно стремившихся быть хозяевами своего края.

Если в первые годы советизации Абхазии, а в особенности в эпоху военного коммунизма, эта группа партийцев являлась опорой для укрепления сов. власти, то сейчас она по своей социальной сущности не способна к проведению четкой линии нашей партии. Это проявляется в пассивности, снисходительном отношении к борьбе против кулачества и социально-чуждых элементов, в особенности среди абхазцев.

Кроме того, больше чем где либо в другом месте, со стороны абх. руководящих работников замечается мирное сожительство с классовыми врагами, князьями, дворянами, и др. социально-чуждым элементом. Это проявляется при чистке сов. аппарата, когда встречаются со стороны руковод. работников большие препятствия для очистки от чуждых элементов хоз., кооперативных и др. аппаратов; проявляется и в вопросе о высылке князей в форме всевозможных тормозов, а иногда прямой защиты отдельных князей, подлежащих выселению (за 8 лет ни один князь не выселен, многие же из них выдвинуты на ответств. работы в советские, кооперативные организации и т.д.); проявляется в явном нежелании замечать расслоение деревни, в одинаковом отношении ко всем соц. группам и т.д. и т.п.

Все это положение приводило и приводит к тому, что отдельные работники не абхазцы, пытавшиеся проводить четкую линию нашей партии, снимались или как склочники, или как «не умеющие работать в абх. условиях»

Родственные связи

"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Первое, что бросается в глаза новому человеку, это сильно развитые среди абхазцев родственные связи и родственные чувства. Эти родственные чувства распространены не только среди темных и отсталых слоев крестьянства, но даже среди самих руководящих работников. Благодаря этим родственным чувствам многое делается в противовес линии нашей партии.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">

"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">

"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Ничто иное, как чувство родственности привело к тому, что самокритика в Абхазии не нашла себе почвы.

Положение женщины-абхазки.

Абхазцы очень гостеприимный народ. Однако, все тяготы этого гостеприимства падают на долю женщин. Если в семью абхазца приходит гость, то жена хозяина дома не имеет права сидеть в присутствии гостя, кушать совместно с гостем и ее роль ограничивается обязанностью стоять около стола, подавать еду, разливать вино, словом всячески прислуживать гостю, все время стоя на ногах, если даже гость сидит целую ночь напролет за столом. Этот стародавний и отживший себя обычай сохраняется и до настоящего времени.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Особенно сохранились дикие брачные обычаи. Брак может быть заключен или тогда, когда девушку похищают, или если она сама убегает. Больше того, девушка будет опозорена на всю жизнь если она убежит через дверь, она должна обязательно убежать через окно. После такого брака «с препятствиями» муж не имеет права в течение года показываться в доме родителей жены. Только по истечении года устраивается вечер примирения, преподносят друг другу подарки и тем самым «заключают мир». При своих родителях мужчина, не имеет права разговаривать со своей женой, если у него есть ребенок, он не имеет права приласкать его: эти обычаи развиты не только среди темных и отсталых слоев крестьянства, но и среди руководящих работников. Абхазец, укравший курицу или барана, считается презренным, но если он угонит красивого коня, да еще сумеет это сделать в романтичной обстановке, то его слава разнесется по всей Абхазии. Его будут поздравлять и прославлять не только односельчане, но даже и в др. деревнях. К счастливым родителям такого «героя-сына» будут приезжать целые делегации с поздравлениями.

Похороны.

В Абхазии нет общественных кладбищ, умершего хоронят во дворе. Т.о., в каждом дворе имеется свое собственное кладбище. Помимо большой опасности в смысле распространения заразы, на почве этого обычая - сохранившегося до сих пор происходят столкновения национального порядка.

У одного отв. работника Абхазии, женатого на грузинке, недавно умер ребенок. Ребенка воспитывала не только родная мать, но и ее родители - грузины. Из деревни приехали родители этого отв. работника с требованием отдать им прах ребенка для погребения во дворе. Мать ребенка и ее родители грузины воспротивились этому. Отв. работник, вместо того, чтобы разъяснить своим старым родителям, что обычай этот старый, что нужно хоронить ребенка по желанию матери, вместо этого привел секретаря обкома партии к матери ребенка, чтобы уговорить согласиться, чтобы труп ребенка отвести в деревню к родителям отца. Под нажимом секретаря обкома и др. руководящих отв. работников после откровенных угроз вырвали у матери согласие, чтобы ее ребенка похоронить в деревне во дворе родителей мужа. Секретарь обкома, вместо того, чтобы бороться с дикими обычаями, сам, вместе с др. отв. работниками способствовал и потакал распространению и упрочению их (к нашему стыду этот отв. работник, - отец ребенка, в настоящее время является Заведующим Орготделом обкома партии. Как можно требовать от такого Заворготдела партии идеологически выдержанного воспитания партийных и трудящихся масс, когда он сам поощряет такие безобразия, иногда приводящие к нац. антагонизму).

Кровная месть.

Обычай кровной мести в прежние времена был чрезвычайно широко распространен среди абхазцев, в настоящее время почти совершенно исчез, в результате введения в уголовный кодекс специального пункта. Все таки кровная месть сохраняет свою силу в некоторых отдаленных селах. Кровная месть в Абхазии отличается от кровной мести того же Азербайджана тем, что абхазцы и в этом случае соблюдают внешний блеск и театральность. Например, абхазец своего кровного врага никогда не пристрелит из-за угла, или не вонзит нож в его спину, он с ним будет биться и сводить свои счеты только лицом к лицу. Бывает, что абхазец, имеющий двух кровных врагов, спасаясь от одного, попадает в дом второго своего врага, в этих случаях его второй враг не только не убивает, но, наоборот, помогает спастись от первого врага. Перечисляя некоторые из этих бытовых пережитков, я имею ввиду не повторение того, что нам всем известно, а хотел сказать, что эти моменты в известной мере влияли на работу по поднятию культ. уровня трудящихся масс Абхазии, - сказать, что эти остатки влияют отрицательно на правильное проведение мероприятий партии и сов. власти, что при всем этом должной борьбы с дикими обычаями со стороны абх. организации до сих пор нет.

история, Абхазия

Previous post Next post
Up