Доклад на II съезде Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) 12 июля 2015 года.
ФГОС «неразвития».
http://r-v-s.su/statia/foto-reportazh-so-vtorogo-sezda-rvs Новый закон № 273 - ФЗ «Об образовании» рассматривает дошкольное образование как первый уровень образования.
Раз есть официальный уровень образования, то педагогам надо понимать, какой результат образования должен быть на выходе с дошкольного уровня, надо понимать, как достичь этого результата, какими средствами, методами, с помощью каких технологий и т.д.
Должен быть эталон, норма - СТАНДАРТ! Он же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования - ФГОС ДО.
Приказом Министерства образования РФ этот стандарт и был утвержден. С января 2014 года вся страна строит свою образовательную деятельность в детских садах или, как теперь называются они после «слива» их в одно целое со школой, дошкольных отделениях в соответствии с этим стандартом.
Разработка стандарта велась рабочей группой под руководством директора Федерального института развития образования Асмолова А. Г.
В советской педагогике образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание неотделимы друг от друга.
Учитель - носитель культурно-исторического человеческого опыта и организатор процесса передачи социального опыта от поколения к поколению. Именно в обучении происходит развитие. Ребенок - объект педагогики и это означает то, что ребенка учат тому, «что же такое - хорошо, а что такое - плохо?»
ФГОС созданы на основе личностно-ориентированной модели воспитания, в которой ребенок выступает субъектом педагогики. В данном случае ребенок сам выбирает то, как ему развиваться (и обучаться ли?) и его выбор в приоритете.
В чем же суть стандарта? Вы думаете, не получится передать в двух словах? Получится! Суть Стандарта - «нестандартность»! Одно слово. Или, в двух словах: «Отсутствие стандарта!».
Объясняю, ведь в голове не укладывается такое нелогичное словосочетание.
Есть ребенок, даже не один, много разных детей. Они живут, и их жизнь с 2 месяцев до 8 лет в соответствии со стандартом называется детством.
Детство у всех разное, уникальное, индивидуальное, различное - а ключевое слово из стандартов, детство самоценное! Ценно само по себе.
Так вот, проживание этого периода времени так, как получится у ребенка, и есть уникальный фактор развития!
Цитата:
«1.4. Основные принципы дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития».
Вот живет ребенок, просто так и не надо ему мешать, потому что это - диктатура, авторитарность, психологическое давление и ломка индивидуальности!
И в этом самом в себе проживании детства ребенок уникально и неповторимо разовьется при главном условии: если никто не будет на него хоть как-то воздействовать, любое воздействие: воспитание, обучение - зло, коверкающее траекторию личностно-индивидуального развития ребенка.
Для реализации этого стандарта у себя в саду я должна взять книгу, сесть читать ее перед детьми. Так читать, чтобы детям захотелось спросить, что же я читаю. Или могу спросить: «Может почитать вам, дети?»
10 человек придут и будут слушать, а 2 - петь, а 3 - играть в машинки.
Вспоминая принципы ФГОС, цитирую:
«2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»,
я понимаю, что детей нельзя «принуждать прекратить мешать», ведь тем самым будет нарушена уникальность индивидуального процесса развития личности.
Ведь если я призову детей делать все вместе - это воспитание коллективности, а коллективность - противоположность индивидуальности, если я запрещу шуметь, чтобы не мешать другим - это авторитарный подход и ограничение прав детей, психологическое давление, что противоречит вышеизложенным принципам, не учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка (статья 1 ФГОС, общие положения). А также все это идет вразрез со статьей 1, пункт, в соответствии с которым один из основных принципов:
"2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей"
И само то, что я прививаю детям нормы и правила поведения в обществе - нарушение, так как я тем самым свожу детей к единому стандарту, к единой норме, а должна привести к стандарту нестандартности!
Где же тогда образование, спросите вы?
А образование - это неагрессивная, пассивная, услужливая образовательная среда.
И педагог, воспитатель - часть этой среды.
Цитата: «2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».
У меня в детском саду, в котором я работаю, бывает среда тихая и спокойная: мебель, стоящая вдоль стен, конструкторы, мячи, бумага, карандаши и многие другие части предметно-развивающей среды.
А бывает среда более многомерная, она перемещается в пространстве, производит звуки, воздействует на другие объекты неодушевленной среды (картинки переставляет, игрушки новые на видное место ставит, может воды в таз налить для экспериментов или песочка насыпать, к примеру) - вот педагог, воспитатель и есть эта среда.
Многофункциональная, удобная и обязательно комфортная. Радостная, как вышколенный метрдотель, улыбчивая и услужливая.
Создатель ФГОС ДО Асмолов А. Г. призывает воспитателей, ссылаясь в своих высказываниях на Фребеля, как человека давшего название «детский сад», быть садовницами, ухаживающими за красиво и самоценно растущими детьми.
А суть ухода - полив и рыхление, да еще не надо загораживать солнце, а то «искривятся цветочки».
Свое детище - ФГОСы дошкольного образования Асмолов А. Г. характеризует так: «Пойди туда, не знаю, куда и возьми то, не знаю, что».
А школам, которые должны будут принять такой продукт развития, говорит: «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна подготовиться к ребенку!».
И вот так, бесцельно, бессмысленно, не понимая, зачем и для чего это надо, растет, но не развивается в детском саду ребенок. Потребляет, пережевывает услужливо предложенную ему самую разнообразную, самую высокотехнологичную, самую интерактивную, самую добротную среду. Высококвалифицированную и неагрессивную.
Хотя каждый педагог знает, что никогда ребенок не пойдет без авторитетного руководства учителя, воспитателя вверх, восхождение - это преодоление, труд.
Все его развитие будет направлено только на линейное обогащение средств потребления и все.
И вырастет из маленького поросеночка большой, апатичный, слабый, безвольный потребитель.
Период дошкольного детства очень важен для формирования будущего человека.
Психологи, физиологи, педагоги признают особую значимость детства. В детстве, а часто можно услышать «до 5 лет», закладывается та основа, ядро человека, которое будет в нем всегда, всю жизнь.
Родился человечек и первые, кто его окружает, кого он познает - его семья. Мама, от которой ребенок вообще до 3х лет себя не отделяет, как продолжение мамы - папа, бабушка и дедушка, братья и сестры. Они закладывают самую глубинную основу, базисное доверие миру, они передают семейные традиции, с молоком матери ребенок впитывает свою идентичность, свою принадлежность к роду.
3 года. Ребенок первый раз обнаруживает, что он - самостоятельная единица. Он наконец-таки обрел свое «Я», понял, что он существует. Вспомните, как дети до 3х лет говорят о себе: «Маша принесла хлеб», «Петя хочет кашу». Это происходит из-за того, что они себя не видят отдельно от тех, кто про них говорит. И вот в 3 года ребенок говорит: «Я проснулся!».
Это «Я» означает то, что ребенок поворачивается к социуму, следующему за семьей кругу общения. И следующий слой, следующая оболочка ядра человека, те особенности общих для него людей, характеристики народа, к которому ребенок принадлежит, запишутся именно в этот, дошкольный период детства.
А где взять эти особенности, эти традиции, если вокруг тебя только такие же «цветочки» и неактивная среда? Где взять знания, о том, как тебе жить в этом обществе людей, этой стране? Что любить? Что ненавидеть?
Здесь на помощь приходит традиционная система образования, система, учащая в борьбе и преодолении постигнуть мир, формирующая Человека Творца.
Рядом с ребенком появляется первый авторитет, наставник, учитель, педагог, воспитатель. Наставник, как человек, который передает весь накопленный культурно-исторический опыт (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические нормы) от старших поколений к младшим.
Воспитатель, который пока в игре, трудовой и коллективной деятельности, в творчестве и общении, на занятиях и праздниках воспитывает нравственность, мораль, волю, формирует умения, как на пути преодоления простейших потребностей достичь навыка нравственной жизни, навыка постоянного развития. Воспитывает «привычку быть человеком»!
А ФГОС неразвития, созданные современными последователями педологии, хотя эти подходы уже были запрещены в 1936 году из-за того, что внедрение на практике педологических принципов ведет к сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств, растят, как в саду цветочки, квалифицированных потребителей.
Антон Семенович Макаренко
«Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».
Кульчицкая Анна, РВС.