Краудсорсинг проект "Моя библиотека".

Jan 30, 2016 23:38

В октябре 2015 года проходил Краудсорсинг - проект «Моя библиотека».




Цель проекта: совместно с жителями города разработать идеи по улучшению городских библиотек и формированию новых трендов их развития.
В ходе проекта участники предлагали идеи по следующим направлениям:
Комфортность пребывания;
Уровень сервиса;
Дополнительные услуги;
Дополнительные активности;
Клиентоориентированность библиотек.

http://crowd.mos.ru/archive/.

В этом проекте участвовала и я, чтобы труд совсем не пропадал даром, выкладываю свою модель, предложенную на проекте. Предложения подавались отдельно, в разных отделах, здесь вы видите собранный воедино материал. Также в тексте используется глоссарий, предложенный организаторами проекта, некоторые термины которого, например, «дополнительные активности» чужды мне, но правила обязывают.

Комплексная система «Центр Книги».
«Что делать? Как жить? Почему так происходит? И что теперь…?»

Таких вопросов в нашей жизни было или будет, или «опять будет»  много. У кого мы просим помощи? У родителей, друзей, духовника и … ищем ответ сами. Не о всем хочется рассказать маме или подруге, вообще не хочется рассказывать, просто хочется понять, осмыслить, обсудить в молчаливом внутреннем диалоге, для себя, ведь и жизнь твоя. Но ты не первый, кто встретился с теми же проблемами, похожими проблемами, прохожей радостью или непохожем ни на чье горем.

И много лет до тебя люди жили, решали, думали. Как узнать о чем они думали? Как узнать решения, к которому пришли другие? Как оценить свои мысли и решения, с чем сравнить, где получить опыт, накопленный веками?

В книге, в любом написанном источнике информации. Будь то Библия или статья…
Вот, что такое книга для человека, человечества, для всех. Именно поэтому крайне важно для нас людей, для каждого человека относиться с уважением к книге.

В них, этих «носителях информации» все человечество, вся культура. А не будет культуры - не будет человека, останется только животное, хорошее или плохое, но животное, которое не творит и не размышляет.

Так нужны ли нам книги? Нужны ли нам библиотеки? Нужно ли нам читать и уважать книгу? Ответьте себе сами…

Смысл моего предложения «Центр Книги» (Книги с Большой буквы).

Информацию, знания можно просто «получить». Но для того, чтобы действительно понять все, что ты узнал, надо информацию ПРИСВОИТЬ. Пропустить через себя, рассмотреть с разных сторон, «пощупать и попробовать на вкус».

Представьте себе яблоко. О яблоке рассказали, яблоко показали, яблоко  увидел издалека, яблоко увидел вблизи, посмотрел слева и справа, взял в руки, пощупал, понюхал, попробовал, нашел похожие яблоки и т.д. В итоге понял, что же это такое «яблоко» и рассказал о них другим. Знания, как это яблоко, надо постичь, оценить и передать другим.

С помощью книг, информации человек осваивает все то, что было до него. Присваивает с помощью разных видов искусства знания поколений и поколений людей, которые жили до него в этом мире. И тогда он становится настоящим Человеком, который имеет внутри себя весь опыт человечества, всю историю развития во всем многообразии. Осваивает культуру.

Но мало сказать и понять, поставить цель деятельности. Надо и найти средства для достижения цели. Вот вся система библиотек и является одним из средств освоения культуры, средством воспитания Человека.

А для того, чтобы присвоение знаний было более полным, разносторонним, всесторонним надо позвать на помощь и другие виды искусства, которые позволят не только получить знания (книга, статья, лекция и т.д.), но и услышать (музыка и т.д.), увидеть (живопись и т.д.), попробовать (театр и т.д.), передать (дискуссия и т.д.).

И для достижения поставленной цели необходимо создать комплексную среду, которую я назвала «Центр Книги».

В данной модели не указаны те базовые компоненты, которые известны все (основной функционал библиотеки). Акцент сделан на дополнениях к основе, которая важна, как фундамент.

1.                Предложение «Библиотекарь - лоцман»

Начиная с распространением книги контроль за содержанием и распростране­нием информации в Российской империи, потом в СССР осуществляли государствен­ные органы. И только в конце 20 века уровень контроля значительно снизился, прак­тически отменился. Это с одной стороны привело к увеличению доступной информа­ции (печатная, электронная, Интернет и т.д.), но с другой стороны ее количество и ка­чество стало настолько огромным, что обычный рядовой читатель не в состоянии разобраться в том, что ему читать.

Более того, появилась в свободном доступе и книги, статьи, печатные издания в целом и т.д., которые содержат негативную информацию, вредоносную, наносящую вред здоровью и развитию несовершеннолетних граждан, например. Есть даже Феде­ральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от инфор­мации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который описывает, какая ин­формация наносит вред ребенку.

Помимо вредной информации, от которой нужно защищать, есть огромное ко­личество просто разнообразной информации, которую невозможно без специального образования, без специальных умений систематизировать, да что систематизировать, просто ознакомиться с ней.

Мало с информацией ознакомиться, поделить, ее еще нужно и оценить с точки зрения воспитания, нравственности, морали, особенностей душевного состояния чело­века, возраста и т.д. Все мы сталкивались в жизни с тем, что именно в произведениях мы ищем ответ на многие вопросы, которые нас волнуют. И волнуют именно сейчас, в данную минуту, в данном возрасте.

Подросток, который первый раз влюбился; женщина, которая рассталась с му­жем; человек, задумавшийся о смысле жизни; ребенок, которому надо понять, что та­кое хорошо и плохо и т.д.

Кто поможет, направит, составит лоцманскую карту? Библиотекарь. И это не просто бездушный навигатор, систематизатор и сортировщик (что тоже очень важная и нужная функция, базовая и крайне необходимая), это наставник и проводник, кото­рый знает своих читателей, общается с ними, обсуждает книги, контролирует испол­нение законодательства РФ, прокладывает дальнейший путь ознакомления с инфор­мацией.



2. Доступность и разнообразие «Центр Книги 1».
Важны и уникальны все формы информации.
1.    Книги:
- печатные издания разных лет:
·   академические издания 20 века - высокий уровень качества подачи мате­риала (полнота собраний, наличие сопроводительных статей, ссы­лок, вступительных статей, примечаний) и качество издания (бумага, шрифт, иллюстрации).
·   современные издания (расширение кругозора, ознакомление с новин­ками, современные направления иллюстрирования, подачи материала и т.д.
   - электронные книги (доступность и для работы с текстом, и удаленная)
2. Периодические издания (массовые, популярные, академические, научные, уз­коспециализированные, специализированные, районные, федеральные, регио­нальные и т.д.) в электронном виде и печатном.
3. Информация в сети Интернет.

Предложение № 1.
Максимальная оцифровка изданий для того, чтобы предотвратить невос­полнимую потерю уникальных изданий при списывании книг, пришедших в негодность.
Максимальное сохранение печатного фонда, экспертная оценка перед спи­санием.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 2».

Предложение № 2.
Пополнение современными изданиями,  экспертная оценка для разделения по критериям: ввести в фонды в электронном виде или ввести в бумажном виде. Оценивать должны по возрасту (ребенку важно держать в руках, важен шрифт, иллюстрация и т.д.), востребованности (классическая литература нужна боль­шему количеству людей, чем специализированные статьи и журналы).

Доступность и разнообразие «Центр Книги 3».

Предложение № 3.
Периодические издания систематизированы и доступны общей сети биб­лиотек в электронном виде. Систематизация
· по возрасту (0+, 8+,12+ и т.д.),
· социальной группе (студенты, пенсионеры, семьи с детьми, дети, взрос­лое работающее население),
· темам (политика, кулинария, путешествия, новости и т.д.),
· по политическому устройству страны (регион, муниципалитет, феде­ральный уровень и т.д.),
· по странам

Доступны газеты и журналы в читальном зале в печатном варианте по списку, составленному по запросу посетителей библиотеки. Для его составления можно использовать анкетирование как в бумажном варианте, так и удаленно, в электронном.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 4».

Предложение № 4.
Общий электронный каталог для всех библиофондов,  возможность заказа книги, возможность удаленной консультации библиотекаря, информация о том, в каком виде и где есть издание, предварительная подборка литературы.

Доступность и разнообразие «Центр Книги 5».

Предложение № 5.
К сожалению, в данный момент и учась, и работая, сталкиваюсь с тем, что для того, чтобы получить необходимую информацию, надо ехать в Ленинку, т.к. нет в районных библиотеках нужного издания, нет всех изданий в одном месте и т.д.
Необходимо создать информационное пространство, например, «библиомир», рубри­катор, который позволит создать списки для себя, под запрос потребителя услуг биб­лиотеки. Самое важное - нужна возможность в он-лайн режиме получить консульта­цию специалиста - библиотекаря. Важно согласовать время получения книг, место возможной работы с информацией, стоимость дополнительных услуг по копированию и т.д. - спланировать свое время и время библиотекаря.

· Адресность услуги и обратная связь с читателем.
· Связь по электронной почте с читателями библиотеки, адресная своевременная рас­сылка о мероприятиях, напоминания.
· Возможность проконсультироваться с библиотекарем удаленно о том, что читать, об­судить новинки.
· Возможность обсудить интересующую тему с библиотекарем и составить подбор воз­можных книг по этой теме с соответствии с возрастом и т.д.
· Работа с потенциальными читателями в блогосфере для привлечения на мероприятия библиотеки.
· Ориентация на социальные группы населения.
· Система работы, ориентированная на читателя, работа по профилю. Всем понятно, что для того, чтобы удовлетворить запрос студента нужно одно, для того, чтобы помочь семье - другое.

Необходимо районные библиотеки сделать работающими по профилю:

1.                Семейная библиотека:

·  график работы - обязательно работа в выходные (зато понедельник и втор­ник, например, могут быть нерабочими). Часть дней в неделю работа начинается раньше - ориентирован график на мам с дошкольниками, ко­торые могут прийти в первой половине дня. В оставшиеся дни - вторая по­ловина дня, чтобы могли прийти после работы всей семьей. В дни школь­ных каникул - особый график работы.

· Подборка мероприятий, дополнительных активностей и т.д. в соответ­ствии с запросом семьи, составление мероприятий по работе читателем на основе мнения читателя, выяснение запроса и отклик на него.

2.                Детская библиотека:

·  график работы с учетом учебного процесса (утром дети учатся, есть кани­кулы).

· подбор мероприятий в соответствии с возрастом и программой (для этого необходимо тесное взаимодействие со школой, обсуждение совместного плана работы)

·  подбор материала по классам в соответствии с программой школ именно своего района (ведь школы бывают разные, с углубленным изучением, гимназии, лицеи, с медицинским профилем, биологическим и т.д.).

· составление комплексных списков, позволяющих работать над проектами (Федеральные государственные образовательные стандарты), куда вклю­чен не только список литературы, но и мероприятия по данной теме.

· помощь в осуществлении реализации продукта проекта для школьников и трансляция опыта (Один школьник, класс, группа школьников работали над проектом «Пушкин А. С.», продукт проекта - литературно-музыкаль­ный  вечер. Помимо показа в школе, этот вечер можно провести и в биб­лиотеке, которая помогала в работе, находится в курсе событий. На него придут уже не только родители школьников, сами школьники, но и другие посетители библиотеки. А также можно пригласить школьников другой школы, наладить взаимодействие).

3.                Взрослая библиотека делится по 3м направлениям:

· студенты,
· пенсионеры,
· работающее население.

Учет потребностей данных групп должен быть выражен в графике работы (пен­сионеры - утро и день, работающие взрослые - свободные вечера и выходной, сту­денты - вторая половина дня, вечер), можно разделить по дням недели (день для сту­дентов с таким-то графиком и т.д.), тем самым оптимизировав нагрузку на библиотекарей без изменения продолжительности рабочего времени.

·  Обязательный подбор по темам.
· Обязательное наличие цифровой базы.
· Взаимодействие с колледжами и вузами района.
·  Взаимодействие с колледжами и вузами города по профилям, объединение баз данных.
· Взаимодействие с комитетами (ветераны, профсоюзы и т.д.) и другими обще­ственными организациями.

Предложение № 6.
Информационная поддержка.

Крайне необходима информационная поддержка библиотеки по  направлениям:
· социальная реклама на уровне государства (популяризация чтения для всех масс населения) с использование государственного ресурса (СМИ и т.д.);
· информационная поддержка пользователей (адресная рассылка, ведение сайта, ра­бота в блогосфере);
· привлечение читателей
- размещение плакатов в подъездах (доска объявлений), домах культуры, досу­говых центрах, поликлиниках;
- размещение информации в школе (плакаты)
- размещение информации на сайтах госучреждений (школы, муниципалитеты, управы, поликлиники и т.д.);
· создание единого центра - информатора (сайт) с перечнем доступных мероприя­тий в библиотеках г. Москвы (например, по ссылке с ПГУ. МОС).



Предложение № 7.
Wi-Fi
Крайне необходимо для возможности работы со своим переносным устройством (поз­волит оптимизировать расход средств библиотеки на закупку оборудования, явно де­шевле покупки техники и обслуживания ее).

Автоматы с кофе, шоколадками и т.д.
Необходимо выделить отдельную от читального зала и фондов зону для того, чтобы можно было утолить голод. Больше всего подходит для этого фойе библиотек, в кото­ром нужно поставить автоматы с кофе, шоколадками и т.д. (нет необходимости рас­ширять штат и нет проблем с Роспотребнадзором), оборудовать зону со столом, креслом (стулом).
Комплексность.

Возможность:
· ксерокопия,
· сканирование,
· покупка электронного или бумажного варианта (взаимосвязь с интернет - магази­нами, библиотека - пункт выдачи),
· брошюровка,
· ламинирование.

Предложение № 8.
Рабочее место.
Оборудовать рабочее место перегородками перед лицом, и минимальными перегород­ками по бокам, оснастить индивидуальным источником света. Позволяет сохранить рабочую атмосферу. Пример - Библиотека им. Ленина.

Предложение № 9.
Культурный фронт. Многогранное освоение культуры.
Создать систему клубов (на общественных началах силами посетителей библиотеки, общественных организаций), позволяющих осваивать культурное наследие с различ­ных сторон.
Библиотекарь выступает первичным организатором и помощником, биб­лиотека - материальная база, ведущие клубов - участники проекта. В дальнейшем роль библиотекаря сводится к его основному функционалу - помощник - лоцман.
Подходит для всех возрастов и всех социальных групп населения, соответствует ФГОС (проектная деятельность).
Структура примерная (описывается действующая сейчас модель, созданная силами общественников). https://vk.com/kultszao

·                   Литературный клуб.
·                   Музыкальный клуб.
·                   Театральный клуб.
·                   Киноклуб.

Система работы.

Выбирается тема. Например «Культура и искусство в античные времена».
Далее в каждом клубе разрабатывается мероприятие, посвященное данной теме.
Например, в литературном клубе это чтение и обсуждение «Иллиады» Гомера, в кино­клубе - просмотр и обсуждение соответствующего фильма, в музыкальном - прослу­шивание и обсуждение музыки, в театральном - постановка и обсуждение спектакля.

Мероприятия клуба проходят на 4 - 5 площадках в разных районах округа. Повторя­ются раз в 2 недели (например). Получается, что в одном районе раз в две недели проходят по очереди все клубы (смотрите информацию в прикрепленном календаре). Это решает проблему территориальной доступности и позволяет людям в случае про­пуска интересующего мероприятия посетить его в другом месте.

Материальные затраты. Нет.

Решение проблемы доступности для всех.

Театральный клуб действует в формате «Театр без зрителей». Раздаются сценарии и по ним, с листа читается и разыгрывается произведение. Участвуют все присутствую­щие (можно быть картиной или стулом, но нельзя быть оценивающим во время спек­такля зрителем). Это позволяет снять психологическое напряжение, вызванное стесни­тельностью людей и принять участие всем без предварительной подготовки. Как вари­ант развития - постоянно действующие, увлекшиеся участники собираются дополни­тельно и отдельно ставят спектакль в другом формате (элемент развития).

Музыкальный клуб - или прослушивание в записи произведений. Нам в действующем «Культурном фронте»  удалось привлечь талантливых студентов музыкальных училищ, которые на бесплатной основе (и с радостью) участвуют в музыкальных ве­черах.

Особенности и польза.
Каждый клуб подразумевает обязательное обсуждение, общение, доступность для всех без предварительной подготовки. Возможно участие детей, взрослых, взаимодействие со школой и т.д.

Развитие.
Расширение тематических клубов. Даже здесь на портале вопрос:  «Что бы вы еще хо­тели  видеть в таком проекте?», показал заинтересованность людей и были получены предложения:
·                   дискуссионный клуб;
·                   краеведческий клуб;
·                   исторический клуб
и т.д.



Кульчицкая Анна, РВС.

#библиотека, #краудсорсинг, #книга

Previous post Next post
Up