Click to view
"Ку! Кин-дза-дза" - лажа полная. Где-то на уровне "Утомлённые солнцем-2". Я вообще не могу понять зачем это потребовалось снимать и неужели сам Данелия и его команда видят в этом мультфильме хоть какой-то (кроме гонорара) позитив.
Но речь в посте пойдёт про новую книгу Пелевина - "Batman Apollo".
По сравнению с предыдущей книгой "S.N.U.F.F." - сабж просто гениален. После этой книжки даже не хочется пойти руки помыть с мылом.
Трое братьев близнецов - гомики. Престарелый бородатый вампир делает минет молодому вампиру Раме. Пелевин без голубых - как "мортал комбат" без крови.
Английский язык. Пелевин без понтов английским - как "Единая Россия" без поддержки народа.
Но в целом уровень очень умеренный - читать можно. Ладно хоть шутил в этот раз меньше обычного.
"Бэтман Аполло" местами даже интересно читать. Мне хотелось вернуться к этой книжке временами и читать её не только в электричке. Иногда даже было интересно что там дальше.
Основное, что запоминается в книжке: глухая беспросветная лютая тотальная вселенская циничная чёрная тоска. Всё говно, кроме мочи. Эти четыре слова наиболее точно передают краткое содержание сабжа.
В чём угодно можно найти негатив. Раньше Пелевин это делал талантливо. По крайней мере мне хотелось защищаться, я внутренне начинал с Пелевиным спорить, я не хотел соглашаться с его убийственно-безнадёжно-циничным взглядом на вещи. Теперь мне совершенно не хочется с ним спорить и его беспросветно циничные телеги вызывают уже не внутренний протест, а зевоту. Или я повзрослел или Пелевин уже не тОрт.
Как-то так принято считать, что самый циничный и низменный взгляд на вещи - он же самый мудрый. Если ты хоть во что-нибудь веришь или просто радуешься жизни - ты глуп. Мудрый человек тотально несчастен и его циничная пустота непрерывно пожирает сама себя причиняя пустотоносцу адские страдания.
Но если раньше цинизм Пелевина бил в яблочко и "изобличал суть вещей", то теперь по-моему остался только старческий гундёж. Да, Виктор Олегович, да, все мы тут ужасно страшно страдаем, всё вокруг страшная протухшая хуйня, которой на самом деле нет, но Вы только не воняйте больше, ладно?
Вот лежит грязное вонючее пьяное нечто у метро и вдруг кааак начнёт орать:
-Да, блядь, всю страну разворовали, все бабы бляди, всё хуйня, бляяяяяяяяяяяя!!!!!!!!!!!!!!
Обойдёшь этого вонючего обоссаного орущего бомжа и подумаешь брезгливо куда милиция смотрит и почему его не забирают.
Вот по-моему Пелевин в литературе от настоящего интеллектуала всё ближе и ближе подходит к образу вонючего бомжа возле метро. Бомж возле метро точно так же как и Пелевин знает, что всё говно, кроме мочи. И лузерская чёрная энергетика у них одинаковая.
Вообще это важная мысль, можно вынести её за рамки этого поста. Даже великие люди могут дойти до уровня бомжа у метро. Как Саруман в "Lord of the Rings". Не раз наблюдал такое "падение Великих" в реале.
Но, вернёмся к книге.
Говорят, книга про Протест. Всё мимо. Он взял "актуальный тренд" и попытался что-то про него сказать, но ИМХО у него ничего не получилось. Единственная интересная мысль про Протест и я её уже озвучивал в журнале: что если в 80-ые боролись за 100 сортов колбасы и общество потребления, то за что борятся сегодня непонятно. Чувство собственного достоинства? Мода на Протест, гламурные бляди и Протест - ну вяло всё это, скучно, сухо, вымученно. Не срывает покровы, Виктор Олегыч. Незачёт.
Монологи самого Бетмена про страдания от шутеров - совсем незачёт. Кино смотрим и страдаем. В игрушки играем и страдаем. Ню-ню. Видимо огромное количество людей просто внушили себе, что они счастливы. Самообман, тассскать. Очень ловкий самообман. И только мудрец Пелевин прозрел истину, что всем на самом-то деле оказывается очень хуёво. Что-то как-то совсем уже тухло.
Отдельно доставил момент, что и в сексе нет ничего, ради чего им стоило бы заниматься. Нет таких моментов от которых душа бы замирала или как он там сказал-то...? Ыыыыы. Не попадалось ему женщин правильных. Или он вообще вовсе не женщинами интересуется, как сильно похоже из его книг.
Кстати, про женщин. Совершенно их писать не умеет и Софи такая же Гера, как Гера такая же Анка и так далее. И молодые неуверенные лузеры в качестве главных героев у него всегда одинаковые. Чем Рама отличается от Петра Пустоты?
И ещё Пелевин просто писать не умеет. Текст косноязычный. Кстати странно, в этот раз обошлось без зависити к Бунину, Достоевскому, Толстому и Набокову. Обычно он хотя бы раз за книжку кому-нибудь из них завидует. Оседлал свои комплексы?
В "Бэтмен Аполло" слишком сложный мир. Все эти лимбы и вампонавигаторы - ИМХО слишком наворочено. Он раньше писал прозрачнее. И кстати, все опыты с лимбо на самом деле до такой степени напоминают астрал, что Виктор Олегович вынужден был в начале отдельно обозначить, что речь НЕ про астрал. И дальше уже всю книгу спокойно описывать астральные опыты.
Отсутствуют яркие персонажи. Озирис? Эниль? Про лузера и конченного дебила Раму читать противно. Пелевинская Женщина (Анка, Гера, Хлой или как там её, Софи) мне не нравится. А в книге должны быть яркие герои, чтобы читать было интересно.
Про смерть очень красивый завораживающий момент, что люди не знают, что они умерли. Но увы, я это до Пелевина уже читал в "Тибетской книге мёртвых". А сами гонки по лимбо - классно содраны с "Inception".
hard problem - старые добрые баяны, которые тоже пересказ своим языком восточных истин. Ну да, ну да. Не скажу, что как-то особо поэтично он объяснял это в этот раз, но читать не противно.
Рассуждения про счастье и несчастье - лузеры его целевая аудитория? Как-то совсем печально. Я ещё про счастье человека читал у Абрахама Маслоу, там более содержательно.
Но есть в книге и милые моменты. Например мне понравилось про то, как Иштар Борисовна создала себе Пугачёву и отдельно понравилось, что Пелевин не стал это разжёвывать, как он делает в последнее время. Хоть что-то оставил красивым полунамёком.
Так же в книге обсуждаются три серьёзные темы.
1.) Тайный Чёрный Путь.
2.) Русские всё равно православные.
3.) Остановиться за миг до того, как "ум Бэ" превратил всё в фарс.
Про ТЧП объяснить затрудняюсь, но перед этим вопросом становятся все дзэнские практики.
Участвовать в этой суете и вырабатывать М-5 - это глупо. Но сидеть лицом к стенке остановив внутренний диалог - сильно ли умнее?
Это хорошая, серьёзная тема. Путь Дракулы/Озириса и путь Бетмена. Впрочем, Пелевин не дал здесь никакого ответа, просто обозначил достаточно серьёзный момент.
Понравилось, что русский всю жизнь практикующий буддизм всё равно попадает в христианский ад. Глубинная прошивка. Сколько бы русский не убеждал себя, что он атеист или буддист или коммунист - всё равно попадает он в обычный православный ад, ибо русский всегда был и всегда будет православным, как бы он при жизни не сходил с ума. Красиво. Много к чему применимо. Люди прожив по 20 лет за границей во сне всё равно всегда оказываются "дома", то есть в России. Много таких моментов.
Про то, что мудрость - это ограничение ума, а не ответ на все вопросы - тоже хорошо. Пытаешься что-то понять и вроде бы ухватываешься за мысль, но останавливаешься за мгновение до того, как "ум Бэ" превратит это в фарс - годно.
В целом имеем не слишком противную книгу на один раз, полную старческого разочарованного брюжжяния, которую временами даже интересно читать.