Кино снимают для кинотеатров. В кинотеатры ходят школьники и влюблённые парочки. Школьникам нужны трансформеры, Бэтмен и человек-паук. Влюблённые парочки смотрят то, что хочет смотреть девушка, то есть что-то вроде "Сумерек". Обязательно в кино для девочки должен быть красивый главный герой (Леонардо ди Каприо, Джонни Депп, Роберт Паттинсон) и настоящая любовь.
Кино для мальчиков - что-то вроде "Коммандо", где Шварц от пуза лупит из чего-то крупнокалиберного и за фильм убивает 200 человек.
В правильном фильме эти два момента должны сочетаться. Немножко мальчикам, немножко девочкам. Например "Шерлок Холмс: игра теней". В наличии красавчик Роберт Дауни младший, а так же вполне девчачья любовная линия с Ирэн Адлер. В тоже время содержится достаточно стрельбы, мордобоя и шпионских игр - для мальчиков.
Если положить в фильм слишком много "девочкового" и слишком много "мальчикового" - будет аляписто, неинтересно. На мой взгляд переборщили и с тем и с другим во "Властелине колец". Тошнотворно-приторная любовь Арагорна-Арвен и затянутые батальные сцены.
Хороший мастер добавляет в нужном количестве того и другого и на основе этого снимает всё что хочет. Так любая дипломная работа по физике в Советском Союзе должна была начинаться с цитат дедушки Ленина. После того как все формальности соблюдены - можно переходить собственно к физике. Цитаты Ленина во введении не означали, что работа по физике никакая, просто надо было соблюдать приличия. Так само по себе присутствие в фильме крючков для девочек и завлекалок для мальчиков вовсе не означает, что фильм ни о чём. Просто он снят по канонам. Правильное следование канонам (без фанатизма) может дать на выходе очень годный фильм.
Если вдруг в фильме нет ни того, ни другого - перед нами элитарное кино. Например "Сталкер". Где сексуальный главный герой? Где годная любовная линия? Где стрельба, мордобой, погони?
Арт-хаус, авторское кино, "кино не для всех" это как раз такое кино, где нет стандартных голливудских "усилителей вкуса" - любви со смазливым мальчиком и элементов боевика.
Мне такое не нравится.
Я люблю попсовое кино. Вроде того, что снимает Джеймс Кэмерон.
Кэмерон говорил в интервью, что он снимает именно для массового зрителя и ему надо, чтобы его фильм посмотрел миллиард человек. Есть незначительная кучка эстетов, для кого Кэмерон попса и примитив. Они не пойдут смотреть Кэмерона. И слава богу. Кэмерон не заплачет. Он снимает не для них, он снимает для Широкого Зрителя. И вот я - тот самый Широкий Зритель.
"Терминатор 2" - лучший фильм для мальчиков. А "Титаник" - лучший фильм для девочек.
Кэмерон снял два самых кассовых фильма в истории кино, он точно знает чего и сколько надо сыпануть в кино, чтобы было всё как надо :-) Профессионал.
Кого-то может обидеть такой подход. Мол Кэмерон просто знает за какие струнки души подёргать, где подлить сантиментов, а где показать мужественное лицо капитана Бернарда Хилла. Это дешёвый развод на эмоции, мы же не быдло, чтобы это смотреть!
Я склонен называть этот подход не "дешвыём разводом на эмоции", а профессионализмом, мастерством.
В подростковом возрасте у меня было две любимые группы - "АлисА" и "Queen". Я собирал их альбомы (это было ещё до балванок "15 альбомов на одном си-ди!") и заметил, что у "квинов" всё идёт по альбомам очень чётко, а у Кинчева: это с того альбома, а это вот тут на акустике исполнили, а это вообще на альбоме не выходило, зато все любят и знают по концертникам каким-то. Если хочешь узнать все песни "Queen", то просто купи по порядку все их номерные альбомы. Если хочешь узнать все песни Кинчева...эээ.... Все альбомы. Все акустики. Потом квартирные концерты, на которых тоже иногда пелось то, что нигде больше не пелось. Потом всё равно откуда-то будут вылезать песни, которые никогда раньше не попадались на пути, хотя вроде бы специально искал... У меня в итоге был диск с песнями Кинчева которые "ниоткуда" и которые вообще непонятно как ко мне попали. Ещё надо добавить, что на альбомах и концертах конечно же в песнях менялись слова и даже целые куплеты, потому можно было одну песню собирать в той версии, в этой версии...
А разгадка простая: "Queen" это коммерческий проэкт, а Кинчев - вольнотусующийся...мм... ну вы поняли кто. Потому "квины" собирали "Вембли", а Костя Кинчев... ну в общем тоже неплохо собирал "Лужники", да-с. Но когда они писали "Шабаш" Кинчев уже завязал со всеми этими бутлегами/акустиками и в общем шёл по пути "Queen".
Осиливший весь пост читатель может воскликнуть:
-Я чёта не понял как ты вдруг с кино на музыку перепрыгнул, но ты вот про "Сталкера" и Кэмерона писал - ты что же, считаешь фильму Тарковского пошло бы на пользу, если бы вместо Алисы Фрейндлих мы имели сисятсую блондинку, а сам Сталкер был бы брутальным мачо в куртке хаки поверх дырявого бронежилета?
Да, дорогие друзья. Именно так и считаю. Можно было бы весь глубокий смысл фильма "Сталкер" передать в более удобоваримом виде. С блэкджэком и шлюхами. Точно так же фиксировать камеру на травке Зоны и точно так же 7 минут снимать поездку на дрезине, но.... Да, считаю фильму бы пошло на пользу. Форму в которой снят "Сталкер" считаю жирным минусом. Каждый раз годами надо с силами собираться чтобы этот фильм пересмотреть. И у "Игры в бисер" Гессе форма адский минус, хотя содержание - адский плюс.
Вообще лучшие фильмы для меня -
- "Брат",
- "Titanic",
- "Interstate 60" и
- "О чём говорят мужчины".
Вот лучше этих четырёх пока ничего не видел.
Есть идеи, какой бы ещё фильм мог бы встать в этот ряд?:)