Сада - дверь в Удмуртию!

Jul 24, 2016 19:57

Ровно пять лет назад я начал путешествовать по глубинке Удмуртии
Поездка в с. Сада Ярского района открыла мне дверь в Удмуртскую глубинку, именно в ту, которая с детства меня привлекала.
Истоки моего длинного пути в эти места начались, когда мне было 2-3 года. В это время с семьей мы ездили из п. Песковка Омутнинского района на мамину родину в Фаленки через  Глазов. Удивительно,но я тогда уже запомнил удмуртские пейзажи и плохие дороги, по которым мы ехали,что в дальнейшем оставалось в моих воспоминаниях.
Затем мы на поезде ездили в Фаленки, и однажды, проезжая д. Сада, я увидел вдали заброшенную церковь,которая привлекла мое внимание.Каждый раз, проезжая на поезде по Удмуртии и смотря на нее из окна вагона, я не мог ей налюбоваться. Кроме того,  часто рассматривал в различных атласах автодорог карту Удмуртии и удивлялся ее политико-административному делению,а именно факту, что во многих местах районными центрами являлись села.
В 2009 году меня заинтересовало состояние автотрассы Киров-Глазов, которая проходит частично по Сибирскому тракту(через с. Елово)
В 2010 году на сайте panoramio.com смотрел фотографии северной Удмуртии и одновременно решил поставить перед собой цель постепенно объездить "край Родниковый".
Выезжать в экспедиции по Удмуртскому краю я начал с 14 мая 2011 года. Первым местом посещения стал Глазов, а 24 июля поехал в с. Сада, о чем я расскажу более подробно.
Сада - это дверь в Удмуртию. Если ехать на поезде, то это первая остановка на территории УР. То же самое, если ехать на машине по трассе через Фаленки


Карта


Спутниковая карта
Вторая половина июля, воскресный день, тридцатиградусная жара, что может быть круче и экстремальнее?
Взяв с собой фотоаппарат, топографический атлас Удмуртии и немного еды.
Выезжаю в 06:30 из Кирова на тогда еще существовавшей балезинской электричке. Три часа прошли незаметно,но это лишь часть пути. От железной дороги до церкви мне прошлось пройти примерно пять километров.
Итак, поехали!
Вышел с электрички и оказался в поле


Основная природа здесь луга


По тропинке направляюсь к храму. Путь проходит через д. Нижняя Сада


Подхожу к окраине деревни,а посередине фотографии из-за лесной полосы видно купол церкви


Деревенский пейзаж


На улицах спокойно, тихо,безлюдно. В 2010 году здесь проживало 23 человека


Участь Сады - это участь большинства русских деревень: разруха, запустение





Местами попадались ухоженные дома с посаженными огородами


В некоторых домах даже есть спутниковые тарелки и трактор! Цивилизация, однако, есть


Иду дальше


Большинство снимков вызывают грусть на душе,но ничего не сделать


Приходится фотографировать все подряд, ибо фотографии, сделанные во время экспедции, главная цель поездки


Обойдя Нижнюю Саду, вдруг я вышел не туда, куда мне надо, а мне в противоположную сторону


Здесь же снимаю окраину деревни и бегом направляюсь в западную сторону


По одной из зарастающих травой улиц я вышел в поле


Выйдя сюда, я почувствовал в душе небольшую радость. Стог сена и звук трактора дал знать о том,что в деревне еще занимаются сельским хозяйством


Отсюда видно издали железную дорогу и мост через реку Сада


Окраина деревни Нижняя Сада.


По тропинке я направился на восток. Хочу сказать, что на самом деле Сада - это не одна деревня, а четыре. Факт тот, что на территории Удмуртии находится три деревни с таким названием: Нижняя Сада, Сада и Удмуртская Сада,правда, последняя находится дальше все трех и там я не побывал. А вот Русская Сада - это уже Фаленский район, Кировская область.


Удивило появление трактора на данном направлении(дорога в Яр)


На самом деле эта "полевка" - дорога Фаленки-Яр, но сейчас здесь проехать трудно даже в летнюю погоду,  однако по пути проехала иномарка с высокой подвеской, значит, еще минимальное движение все же есть, только  ездят ли здесь из Удмуртии в Кировскую область и наоборот? Примерно в 2004 году ходили слухи, что эту дорогу реконструируют, положат асфальт, обновят мосты, но слух есть слух, а путь выгодный не используется. Ведь дорога Фаленки-Яр через Саду короче на 15-20 километров, чем через Елово, но нет никому дела до этой полевой трассы...


Факт, но по такой колее все же ездят машины


Пройдя проблемный участок, сворачиваю по тропинке направо и выхожу в Саду. Главная Сада оставила у меня более яркое впечатление. Здесь большинство домов еще жилые,
а у некоторых домов стояли легковые автомобили.


Вот я и вышел к церкви

Вознесенская церковь (1829 - 1940, 1948 - 1959, 1992 …)
Приход в с. Сада открыт в 1767 г. Вятской духовной консисторией 14 марта 1768г. выдана храмозданная грамота №442 на строительство церкви. Деревянная церковь с двумя приделами построена в 1769 г. Первым освящен придел 8 ноября 1769 г. во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен на имя Покрова Пресвятой Богородицы 29 января 1780г. Второй придел освящен во имя Святого Василия Великого 29 января 1791г. Все эти престолы нарушены 8 ноября 1829 г. и церковь разобрана.
В 1822 г. вместо ветхой деревянной церкви начато строительство каменного храма. Завершено строительство в 1829 г. Каменная церковь построена на средства прихожан с двумя приделами.
Первым освящен правый придел теплой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы 9 ноября 1829 г., левый придел освящен во имя Святого Василия Великого 30 сентября 1833г. Холодный храм освящен 11 ноября 1839г. во имя Вознесения Господне. В 1879 г. холодная церковь расширена двумя боковыми приделами: на правой стороне один освящен в честь Святого Великомученика Пантелеймона, на левой стороне, хотя и поставлен иконостас, но к 1913 г. еще не был освящен.
В 1906г. теплая церковь разобрана и упразднены оба престола - Покровский и Васильевский. Но теплая церковь была построена вновь и расширена, причем на северной стороне сооружен новый пещерный храм с одним престолом и освящен 3 ноября 1908г. в честь Святых Мучеников Феодора и Лавра.
В 1831 г. в состав прихода входили: с. Сада, деревни: Князевская, Юсовская, Болохинская, Вотскосадинская, Ожгярская, Сибирская, Тарасовская, Юдчинская, Русскосадинская, Мильчаковская, Нижесадинская, Лумпинская, Бачумовская, Юберовская, Шобоковская; починки: Мильчаковский, Вверх-Мильчаковский, Вновьзаведенный, Ушаковский, Горбуновский, Сибирский, Малый Лумпач, Зверевский, Комаровский, Нижесадинский, Корепановский, Верх-Садинский, Верхтымпальский и поч. при мельнице Бачумовской.
В 1851 г. в селе построена кладбищенская часовня, 9 апреля 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1893 г. открыта церковно-приходская школа.
Вознесенская церковь в 1940 г. прекратила свою деятельность. В апреле 1948 г. религиозная община была зарегистрирована вновь. Здание церкви и имущество передано верующим.
В начале 1953 г. вновь прекратила свою деятельность, возобновила ее в 1955 г. В 1959 г. здание передано для нужд детского дома. Решением Ярского райисполкома от 14/XI 1975 г. здание церкви взято под охрану государства, как памятник истории и культуры 19 века.

Начинаю ее фоторафировать.
Вдруг из-за спины слышу голос местного жителя
- Кто такой? К родственникам приехал что ли?
- Нет, говорю я, Я путешественник из Кирова!! Приехал сюда, чтоб сфотографировать церковь и местную природу.
- Как попал-то сюда?
- На электричке - говорю ему в ответ
Мужик улыбнулся и с пониманием отнесся к моей деятельности. Да и путешественников здесь не так часто встретишь. Хотя на самом деле бывает, что сюда приезжают люди из других мест.
Продолжаю фотографировать храм


Боковая часть церкви


Купола


Решаю зайти внутрь и продолжить фотосъемку там. Но вот у бокового входа пришлось побороться с крапивой. Здесь все заросло.


Огромная церковь разрушается, везде кирпичи, остатки проводов, металла. Во многих храмах сейчас такая картина,но где-то идет восстановление церквей. Люди стараются вернуть утраченное. На 24 июля 2011 года даже в Ярском районе в селе Укан была восстановлена церковь Христа спасителя (в 2009 году)


Изнутри не осталось ничего ценного: ни икон, ни фресок. Хотя второе я ожидал здесь увидеть, но ошибся


Иду в центральная часть храма. Скорее всего в этой части проходили службы, здесь же находился иконостас и алтарь


А это главный вход и выход из церкви


Иду дальше. Оказываюсь в одной из престольной части


Здесь находится печка - единственное, что сохранилось из старинного имущества


Напротив ее видно приколоченые советские плакаты с непонятной надписью


Иду обратно в центральную часть церкви




Собственной персоны


Наверху я увидел лестницу на колокольню. Рисковать я не стал, но если честно, наверх подняться очень хотелось


Отсняв изнутри самое важное, потихоньку спускаюсь вниз и направляюсь на выход


На выходе из церкви я все же увидел иконы, которые, судя по всему, установили местные жители. Вероятно, им храм дорог, но нет возможностей восстановить его,да и проживало в Саде 18 человек (по данным на 2010 год)


Фото церкви


А это дорога, по которой я добрался сюда (в сторону Яра)


Напоследок снова фотографирую церковь сбоку. Купол в к крупном масштабе


Торцевая часть. На ее фоне находится могила. Возможно, здесь похоронен кто-то из духовенства. Узнать об этом пока мне не удалось


Храм заброшен, но по своему красив


Второй купол


Снова торцевая часть церкви




Сфотографировав церковь, я решил проверить состояние дороги между Садой и Русской Садой, которые расположены на границе Удмуртии и Кировской области, а заодно побывать в Русской Саде. По грунтовке я направился прямо


Церковь осталось позади


А далее природа, которая расположена вдоль дороги


Собственно дорога, по которой я шел, и есть та трасса, соединяющая два региона,но здесь почти никто не ездит, так как данный участок является самым проблемным


Зимой в 2016 г. от знакомого, который родом с д. Бачумово, узнал, что по этой дороге он ездит из Кирова домой. Только поздней весной и осенью тут действительно не проехать


р. Сада


Вдали видно купола храма




Снова р. Сада


Мост. В начале 90 годов он был деревянным. Сейчас это бетонные плиты


Здесь находится граница Удмуртии и Кировской области


Территориально я вернулся в родной регион


д. Русская Сада


В нескольких метрах от меня поздади осталась Удмуртия


А сейчас  я в Русской Саде


Здесь много ухоженных домов


Но на улице безлюдно


Окраина д. Русская Сада.


Прямо уходит грунтовка на Фаленки. У меня была идея пройти пешком до Фаленок,но в жару +35-40 градусов  решил не рисковать, да и автостопом добраться крайне трудно. Расстояние до райцентра составляет примерно 16 километров. Возвращаюсь обратно. По пути обедаю черемухой, которая здесь растет везде и в большом количестве


Один из домов, который был неплохо ухоженным
Время подходило к 11-30. До электрички еще два часа. Обратно идти через церковь мне не хотелось Решаю попробовать пройти по полю напролом, но попытка оказалось неудачной. Иду обратно в деревню спросить дорогу у местных жителей. Удача от меня не отвернулась, на пути мне попалась бабушка, которая представилась Раисой. Я спросил ее, как мне напрямую выйти к железной дороге. Она направлялась туда же, так как поехала в Фаленки за продуктами. Ведь магазинов здесь нет. Ближайший находится в Бачумово, но идти туда пешком более 5 километров тяжело, проще съездить в Фаленки. Она раньше работала на железной дороге и имеет бесплатный проезд на электричках.
Рассказываю о себе, что являюсь начинающим фотографом-путешественником, что давно хотел приехать сюда в Саду. Узнаю, как живут здесь люди. Она ответила, что в Русской Саде еще жители, но значительная часть домов принадлежат глазовчанам, которые здесь держат огород, а также здесь житель Фаленок имеет пасеку.
Церковь была главной достопримечательностью,  - продолжила она. Сюда приезжали люди из соседних населенных пунктов. Потом церковь закрыли. В ней располагался детский дом и хлебопекарня. Даже после закрытия храма мы сюда приходили. Да и местные жители приходят в храм...


Мы пошли полевыми тропками напрямую


Природа здесь шикарная


Вот вам белый гриб


Деревни остаются позади


И пейзажи тоже


Снова р. Падериха


Менее чем за час вышли на бывшую станцию


Пути в четном направлении. Раньше здесь была станция. Боковые два пути  разобраны примерно в 90-е года


В нечетном направлении. Слева на фото моя собеседница,жительница д. Русская Сада Раиса. Большое ей спасибо за предоставленную информацию и за общение.
В   13:30 пришла электричка Балезино-Киров. Двадцатиминутная езда до ст. Фаленки, там ночевка. на следующий день возвращение в Киров
Вот так вот я открыл дверь в Удмуртию. Ведь путешествие - это не просто хобби, а отдельная работа, целью которой не просто съездить куда-то, а сделать множество ценных фотографий,которые со временем будут иметь большую историческую ценность. В нашей стране много таких сел и деревень,которые в ближайшее время перестанут существовать. Хочется оставить в памяти людей фотографии,воспомининия жителей о тех местах, которые постепенно исчезают с лица Земли.
Многие люди данные экспедиции считают глупостью и пустой тратой денег, но, когда я гуляю по селу или  деревне, общаюсь с местными жителями, я погружаюсь в их мир,в ту эпоху,  которая была до моего рождения, без которой бы не было настоящего. Этим мне интересны путешествия по сельской местности,которые я  успешно продолжаю по настоящее время...

Спустя 5 лет автор снова побывал здесь, о чем рассказал здесь http://numetalboy1990.livejournal.com/69605.html

экспедиция, открывая удмуртию, путешествие, сада, моя удмуртия, удмуртия, железная дорога, церковь, русская сада, православие, нижняя сада, электричка

Previous post Next post
Up