проф. Преображенский, как символ мещанства

Aug 15, 2012 12:10



Немногие знают, что прообразом профессора Преображенского (м.булгаков, "собачье сердце") был французский хирург российского происхождения шо это за зверь такой диковинный? Сергей Абрамович Воронов, который посвятил свою научную жизнь исследованиям в области омоложения путем трансплантации тестикул. его первая официальная трансплантация с участием homosapiens произошла 12 июня 1920 года и включала собой пересадку тонких срезов яичек шимпанзе и бабуинов в мошонку пациента.
К началу 30-х метод приобрел большую популярность среди обеспеченных слоёв населения, как во Франции, так и за её пределами. чтобы покрыть постоянно растущий спрос, для получения материала для операций воронов даже открыл собственный обезьяний питомник. однако многие из тех хирургов, которые раньше стоя аплодировали воронову, теперь с не меньшим пафосом стали его критиковать и высмеивать. например, его знаменитый английский коллега Дэвид Хэмильтон написал книгу: «афера: гланды обезьяны», в которой доказывал, что ткань животных непременно будет отвергнута человеческим организмом. все это в итоге заставило Воронова полностью прекратить свою научную деятельность и посвятить себя светской жизни.
Однако дело его понемногу жило. например, тренер футбольного клуба "вулверхэмптон уондерерс" фрэнк бакли принудил своего форварда сделать инъекцию обезьяньих яичек, после чего, что поразительно, он забил 38 голов в 35 играх (eng.). потом тренер "Плимута" заставил пройти подобную процедуру всю команду, правда в этот раз без особых результатов… В 90-х догадки Воронова наукой частично подтвердились, а исследования влияния гормонального фона на старение ведутся и по сей день.


Вот так... что прототип, что литературный персонаж, занимались не общественно-нужными вещами по своему профилю (лечение больных, требующих хирургического вмешательства), а откровенной хуйней, но хуйней очень денежной (пересаживал яйца богатым кобелирующим импотентам и яичники обезьяны стареющим блядям), но при этом не забывая о своем кармане. перечитайте книгу/пересмотрите фильм, может тогда для вас откроется истинная сущность гр. Преображенского - сущность паразитическая и загребущая, и вы перестанете повторять благоглупости про "разруху не в клозетах" и пр. "умные" фразы рефлексирующих интеллигентов. Интересуетесь, откуда у меня столько "яда", к типа "успешным"? Это не яд. Обосную

- И я того же мнения, - добавил Филипп Филиппович и вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло, - ...Мм... Доктор Борменталь, умоляю вас, мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это... Я ваш кровный враг
на всю жизнь. "От севильи до гренады...". Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то
похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились.
- Это плохо? - Жуя, спрашивал Филипп Филиппович. - Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.
- Это бесподобно, - искренно ответил тяпнутый.
- Еще бы... Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок - это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в славянском базаре

А в это время за окном.

А вот, как описывает Петроград января 1918 года снова прибывший из Англии, но находившийся в Петербурге уже с 1913 года, британский агент Брюс Локкарт в своих мемуарах «Британский агент».

«Это был абсолютно другой город. Улицы были в ужасающем состоянии. Снег не убирался уже несколько недель и поездка на санях от Финляндского вокзала до английского посольства была как американские горы, только без всякой безопасности. Люди на улицах выглядели очень несчастными и депрессированными. Лошади были в ужасном состоянии. Их как будто уже недели не кормили. Перед Троицким мостом валялась дохлая лошадь. Она вросла в лёд и очевидно лежала уже давно».

Далее Локкарт так описывает жизнь в Петрограде в начале 1918 года.

«Некоторое время после революции настоящую опасность в городе представляли не большевики, а бандиты и анархисты. Они захватили лучшие дома в городе и, вооружённые до зубов, осуществляли действительное управление столицей. Однажды они ограбили самого Моисея Урицкого, раздев его догола, когда тот ехал в ЧК. Ему повезло, что остался живой. После этого случая Урицкий ездил только с охраной и сам держал палец на спусковом крючке. По ночам раздавалась беспорядочная стрельба. Большевики не имели реальной силы, чтобы справиться с этой ситуацией… Троцкий сам охранялся охраной из семисот нью-йоркских «прибалтов».

А вот как описывает жизнь в Петрограде сразу после революции в 1918 году Зинаида Гиппиус в своих дневниках. Эти «Дневники» (Зинаида Гиппиус «Дневники». Изд. Захаров. М. 2002), видимо, самое ценное из всего того, что она написала или порывалась написать:

«10 ноября 1917 года, пятница. Кошмар длится. Сместил Ленин верховного главнокомандующего Духонина. Назначил прапорщика Крыленко (тов. Абрама).

«24 января 1918 года, среда. Погромы, убийства грабежи, сегодня особенно на Вознесенском, продолжаются без перерыва. Убитых скидывают в Мойку, в канал, или складывают как поленицы дров».

«17 марта 1918 года, суббота. Вчера на минуту кольнуло известие о звероподобном разгроме Михайловского и Тригорского - имений Пушкина. Но ведь уничтожили и усадьбу Тургенева. Осквернили могилу Льва Толстого. А в Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, школьников кадетского корпуса, думая, что это и есть, объявленные вне закона «кадеты». . Мы здесь живём сами по себе. Кто цел - случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, «по районным советам…

«18 мая 1918 года, пятница. Скажу кратко: давят, душат, бьют, расстреливают, грабят, деревню взяли в колья, рабочих в железо. Трудовую интеллигенцию лишили хлеба совершенно: каждый день курсистки, конторщики, старые и молодые падают десятками на улице и умирают тут же, сама видела…

14 октября 1918 года, воскресенье. В Гороховой (ВЧК) «чрезвычайке» орудуют женщины (Стасова, Яковлева), а потому - царствует особенная, - упрямая и тупая, - жестокость. Отсюда и система заложников и всё остальное. Пища иссякает. Масла нет и по 40 рублей фунт. Говядина была уже 18 рублей. Едят только красноармейцы. Газет не читаю, - там одни декреты».

«22 октября 1918 года, понедельник. Обеими руками держу себя чтобы не стать юдофобкой. Столько евреев, что диктаторы, конечно, они… (улицы) переименовали. То улица «Нахамкинсона», то улица «Слуцкого», и других неизвестных большевистских жидов».

«28 октября, воскресенье. Да ведь мы все - умираем от голода, многие опухли - страшны до неузнаваемости. Точно голод в Индии. Не только мы, интеллигенция, - в таком положении и рабочие: ведь нельзя с семьёй жить на 450 рублей в месяц, когда кусок мяса (если добудешь) стоит 200 рублей. Я это пишу и знаю, что мне потом не поверят. Но я честным словом заверяю - мы умираем с голоду. Умирают все (кроме комиссаров, их присных и жуликов)».

«2 декабря 1918 года, воскресенье. В прошлом году у нас было масло, молоко - вообще что-то было (например, магазины, лавки и т.д.). Теперь чёрная мука - 800р., каждое яйцо - 5-6 р., чай - 100р., (всё, если случайно достанешь)…Наше «сегодня» - это не только ни в какой мере революция. Это самое обыкновенное кладбище».

«15 декабря, суббота». На Садовой - вывеска: «Собачье мясо, 2р.50к. фунт». Под вывеской длинный хвост. Мышь стоит 2 р.».



Мышей, блядь, мышей, люди покупали, чтобы с голоду не сдохнуть! А в это время это кошерное "мировое светило",
спец по пересадкам яиц и собачьих гипофизов, рассуждает о пользе горячих закусок под водочку, когда люди просто реально дохнут от голоду и от холода в непротопленных жилищах, и когда его коллеги, не такие, конечно "светила", а просто честные врачи, спасают жизни тех, кого еще можно спасти.

Подают это "светило", как выдающегося ученого, но то, чем он занимался, именуется "частной практикой". А, наука... Можно сказать так: проф нехило зарабатывал на пересадке яиц, времени свободного много оставалось, можно было позволить себе и "науку", чисто так, "для проверки своих теорий". Херовое тут в следующем: талантливый писатель, использует свой свой талант, чтобы вбить нам всем установку, используя карикатурный образ "шарикова": ВЕСЬ НАРОД-БЫДЛО. Т.е, Шариков, не частность, а собирательный образ нас всех. Это причуда? Нет! Это - позиция. Есть б-го избранные профессоры, и есть все остальные - гои (быдло, скот, животные) Тут все очень выверено до мелочей: вот доктор, которого он от чего-то там спас, и который ему теперь морально обязан, кто он? Он - Борменталь. Не Иванов, не Петренко-Борменталь! Почему так, что положительный герой имеет фамилию Борменталь ? Это случайно? Нет! Все продумано, Булгаков, отнюдь не дурак, и его персонажи все четко выверены. Суть всей книги можно выразить фразой: гои, ваше место у параши, и, как там было? "... эти "певуны" должны заниматься тем делом, которое они умеют-чистить конюшни" (не помню точно, как в оригинале-поправьте, но суть такова) Собственно, именно из-за этого, так распиарила сеё чтиво, а автора возвела в статус иконы, либерастическая кошерная демшиза 70-ых, кою принято именовать "советской твогческой интеллигенцией".

Дальше не мое, но я полностью солидарен с автором. Выдержки оттуда

Но полезно задуматься о реальной общественной пользе, приносимой персонажами повести. Шариков почти буквально следует сентенции профессора, что пролетарий должен заняться чисткой сараев, и поступает на службу в <очистку>. А Преображенский, проституируя великую профессию врача, не лечит людей, не спасает умирающих, но <возвращает молодость> впавшим в эротический маразм нэпманам, а заодно оказывает такие же услуги советским сановникам. Плоды его <научной> деятельности тоже известны, он и сам признает ее бессмысленность. Так что без Преображенского (как хирурга, так и ученого) Москва обойдется, без Шарикова - нет.
Моральный облик Преображенского ясен: это не ученый и не интеллигент, а мещанин. Он эгоцентричен, спесив, капризен, груб, беспринципен, духовно ограничен (его интеллектуальная жизнь исчерпывается поездками на <Аиду> ко II акту!), равнодушен к ближнему и к общественным интересам. Плохо разбирается в социальных и даже бытовых вопросах, но обожает всех поучать. Внимателен к своим правам, но с чужими не считается. Преображенский - фарисей: он витийствует: <На преступление не идите никогда. Доживите до старости с чистыми руками>, а сам не только совершает преступление в финале (что еще можно было бы принять за <самооборону>), но и замышляет его (<Ей-богу, я, кажется, решусь>). Он лицемер и приспособленец: проклинает новую власть, но очень уютно при ней устроился, имеет высокое покровительство. В профессии он безответствен и корыстен: не изучил ее досконально, не знает возможных последствий, но извлекает из нее барыш, <омолаживая> пациентов и потакая человеческим порокам. Проницательный и циничный пес называет его <делягой>, а его <квартирку> похабной.
Следует добавить еще две детали. Как истинный мещанин, для решения социальных проблем он предпочитает грубую силу, репрессии: <Городовой! Это и только это! И совершенно неважно - будет ли он с бляхой или же в красном кепи (!) Поставить городового рядом с каждым человеком (!) и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан> - хотя совсем недавно разглагольствовал о том, что террор <им> не поможет! Браво, профессор!

От себя добавлю, что профессор у себя в квартире поёт. Он за другими такого права не признаёт.

Имитируя <культурный флер> и преемственную связь с классической русской литературой, повесть Булгакова на деле предавала ее традиции. Русская литература основывалась на милосердии, гражданственности, патриотизме, отвергала стяжательство и себялюбие, она воспитывала и духовно поднимала народ, а не презирала его. Эта классика была обременительна для советских мещан, и они предпочли заменить ее таким <продолжателем>.
В булгаковском творчестве мещанам импонируют фарисейство, моральная эластичность персонажей, реабилитация приспособленчества (о, как наши режиссеры любят ставить <Кабалу святош>!), союза с любой властью и силой, вплоть до сатанинской. В этом смысле симптоматичен opus magnum Булгакова <Мастер и Маргарита>, где воплощается заветная мечта всех мещан и пседоинтеллигентов: получить максимум удовольствия от флирта с <князем мира сего> и сохраниться для вечного блаженства в мире ином.

И ещё о фильме "Собачье сердце" :

В реальности 1980-х гг. фильм формировал специфические для того времени идеологемы. Советская, т.е. <народная>, власть - это власть швондеров и шариковых, <недочеловеков> и дегенератов. Эта гениальная идея подавалась на фоне глумливого обыгрывания в <перестроечных> СМИ строки <Интернационала> <Кто был ничем, тот станет всем>, перевирания слов Ленина <Мы и кухарку научим управлять государством> (Е. Евтушенко с обыкновенным для него остроумием даже придумал <диктатуру кухариата>) и т.п. Именно <недочеловеки> виноваты в <застое>, т.е. экономической разрухе. <Народовластие> скомпрометировало себя (хотя в СССР оно было лишь декоративным). Фильм подводил зрителей к почти протестантской мысли о предопределенном разделении людей на избранных (<буржуев>) и отверженных (<пролетариев>). <Пролетарий> должен заниматься <чисткой сараев - прямым своим делом> - и уступить лидерство интеллигенции - <аристократии духа>, которая будет править обществом по законам Разума. (Реализацией этой неопросвещенческой утопии стало гайдаровское правительство, состоявшее из профессоров и академиков и заслужившее презрительное наименование <правительства младших научных сотрудников>. Результаты его деятельности общеизвестны.)

Up