Довольно часто мне задают одни и те же вопросы: кто мы, как всё начиналось, по какому принципу отбираются люди и пр.
Думал написать как-нибудь что-то вроде вопросов и ответов, но тут
Русское географическое общество попросило написать о себе развёрнуто, что я сейчас и попытаюсь сделать.
В совсем недавнем времени, буквально лет 7 назад, я не интересовался путешествиями в принципе.
В это трудно поверить, но это так.
Даже в студенчестве никуда не тянуло, в 90-е как-то думалось только о том как заработать себе на хлеб.
Собственно я и не был нигде к тому времени, может быть только Питер, да Н.Новгород - и всё. Даже моря к 25-ти годам не видел ни разу.
Но в 2004 году происходят события, которые буквально переворачивают мою жизнь - я еду в Индию.
Из морозной и унылой Москвы я попал в другой мир, на другую планету. С тех пор именно это ощущения я и буду искать в своих поездках.
Потом были два года и 30 стран мира. За это время я истратил полностью два загранпаспорта. Всасывал в себя как пылесос.
Южная Африка, Австралия, Япония - хотелось забраться как можно дальше.
Но оказалось, что самые глухие и впечатляющие места именно здесь в нашей стране, в России, особенно Север.
Природа всегда влекла больше всего. Города, жильё - только по необходимости.
Чем больше вокруг девственных пейзажей, чем больше расстояние до ближайшего человеческого поселения, тем ярче ощущение единения с природой.
Помню, даже на Audi A4 умудрялся по лесам ездить :)
5 лет назад появился первый внедорожник, горизонт сразу расширился. Потом ещё немного машину подготовил и пошло-поехало.
Сначала Подмосковье, потом стандартная Карелия, Кольский и пр.
За эти годы я много где был, много с кем поездил, получил некоторый опыт, так сказать.
В настоящее время костяк команды - два человека. Соответственно это я и
ashotog.
ashotog пришёл к этому немного по-другому, он много ходил в пешие походы по тайге и горам. Байкал, Сахалин, Алтай и пр.
Как-то я позвал его с собой пассажиром в экспедицию на Кольский. Ему понравилось, и через какое-то время он купил себе Nissan Patrol.
С тех пор ездим почти всегда вместе. Со временем нашли надежных штурманов, так и сформировалась команда.
Остальные люди хоть и совсем не случайные, но меняются с определенной периодичностью.
Могу сказать, что собрать настоящую команду - это довольное сложное дело.
Ведь мы ездим не по Золотому Кольцу или, скажем, вокруг Ладожского озера.
Условия часто экстремальные, начиная от мороза, до полной автономки в течение нескольких недель.
Психологическая совместимость, соответствующий опыт, знание техники - всё это имеет большое значение. Но самое главное - "скатанность" с остальными участниками.
Важно притереться, понимать друг друга с полуслова, иметь общие цели, задачи и интересы. Всё это не приходит ни с первой, ни со второй поездкой.
Если что-то в экспедиции пойдёт не так, то при отсутствии взаимопонимания могут быть плачевные последствия. Такой опыт тоже есть.
Поэтому мы крайне редко берем кого-то со стороны.
За пять лет удалось поездить совершенно разным количеством машин - от одной до двадцати.
На сегодня оптимальным считаю три экипажа.
Два из них - это костяк, о нём выше. Третья машина менялась, но сейчас нашли человека, который разделяет все наши убеждения и интересы, обладает схожими возможностями.
Таким образом, команда, к которой я шёл 5 лет, сформирована и уже опробована в нескольких серьёзных вылазках.
Подготовка каждой экспедиции занимает много времени, это большая работа. От полугода до месяца. Тщательная подготовка - залог успешного прохождения задуманного маршрута.
Чаще всего мы ездим в места, по которым информации либо крайне мало, либо просто нет - приходится искать, изучать всевозможные карты, созваниваться с регионами, собирать всё по крупинке: есть ли дороги, какого качества, какой рельеф, где можно заправиться (часто заправок просто нет или они ведомственные), на что обращать внимание на маршруте, какие сложности, ньюансы и пр.
Много приходится работать с картами, с различными людьми в администрациях, местными жителями, МЧС, пограничниками и т.д. и т.п.
Иногда маршрут попадает под ведомственные территории, пограничные зоны, заповедники - приходится оформлять сложные пропуска.
Чаще всего разработку идеи и подготовку всего этого я беру на себя, люблю всё держать под контролем.
Остальные помогают по мере возможностей, кто-то по технической части, кто-то по организационной.
Мы давно уже дружим семьями помимо экспедиций, поэтому наше маленькое хобби уже можно назвать общим делом :)
Подготовка техники - это отдельная большая тема. Опыт многих поездок приходит на пользу, конечно, тут без него никуда.
Но всегда узнаешь что-то новенькое в самый неподходящий момент :)
Часто подход к технике бывает творческим, что-то делаем впервые в своем роде. В этой связи машины готовим сразу в нескольких сервисах.
В ближайшее время я планирую написать небольшую заметку о том, как организован багаж в машине - как оказалось, многие не совсем умеют паковать свои вещи. ;)
Сейчас пришли к унификации - ездим на трёх одинаковых Nissan Patrol. Это значительно упрощает вопрос с запчастями, сейчас мы возим с собой порядка 60-ти наименований.
Кроме того, есть общее понимание на что обратить внимание, скажем, при
полярной подготовке - с одинаковыми машинами это проще.
Ожидания от поездок? Основное ожидание - хочу побывать на другой планете, в другом мире.
И каждый раз это удаётся. Глухие места Ямала, Казахстана, Монголии, Забайкалья - это совсем иные миры по сравнению с тем, что мы привыкли видеть дома или в Интернете.
Мечты и конкретные планы на самом деле вполне совпадают на сегодня.
Зимой - это закрыть все возможные выходы к Северному-Ледовитому. Сейчас осталась только Якутия и Чукотка.
Ну а летом - однозначно пустыня Гоби, Тибет, Магадан, Сахалин.
Всё это большие проекты - времени на подготовку и реализацию уйдёт не один год, чему я собственно очень рад.