Зима, Ямал, бескрайняя тундра, солнце и зимники.
В
первой части я рассказал о единственной дороге на полуостров, о суровых условиях в которых приходится выживать здесь.
Но наша цель еще дальше - мыс Харасавей, берег Карского моря.
И мы продолжаем двигаться вперед.
До Бованенково остается совсем немного.
Дует пронзительный ветер.
Иногда по колее можно ехать аж 20 км/ч.
Где-то здесь к нам из ниоткуда приезжают ненцы.
Впечатление производят удручающее, просят хотя бы 500 рублей, "очень надо".
Порой далеко в тундре появляются островки жизни.
Диспетчерская ж/д и по совместительству пост дорожников.
Жизнь налаживается.
Здесь уже зимник чистят.
Подходят к концу наши 570 литров солярки.
Но мир не без добрых людей.
В тундре солярку можно купить от 5 до 10 рублей за литр, против 25 в Салехарде. И при этом отменного качества.
В Бованенково нам и вовсе удалось договориться на 300 литров бесплатно.
С топливом здесь всё серьезно, здесь - это жизнь.
А бензина тут нет. Совсем.
Всё чаще появляется встречка.
Сначала такая.
А потом из-под вывески "Острожно, Белазы!" вот такая.
Caterpillar, вахтовики называют его гоблином.
Вокруг - Бованенково. Одно из крупнейших месторождений газа в мире.
Оказывается, это не один поселок. Их тут десятки. Большие и маленькие.
Повсюду машины снуют туда-сюда круглосуточно. Говорят, здесь работает около 5 тысяч единиц техники.
Целая сеть дорог прекрасного качества, как будто и не было 500 км голой тундры до этого.
Мы даже умудрились заблудиться здесь.
И все делают одно дело - готовят инфраструктуру для добычи газоконденсата.
Строят аэропорт, дома, ж/д, подготавливают скважины.
Пуск всего хозяйства планируется в 2012 году.
Но нам дальше, на море, на мыс Харасавей.
Темнеет в тундре красиво.
Встаем прямо на прозрачном льду какого-то озера.
Их на Ямале сотни и все проморожены до дна.
Ну и закат, его я не могу не показать.
Утром нас снова встречает живность, на этот раз парочка деловитых песцов.
Снова зимник, на этот раз Бованенково-Харасавей, всего 106 км.
Стоит плакат "обслуживается...", на деле же просто воткнули вешки в тундру и всё.
Ж/д и здесь оттягивает трафик на себя, движения почти нет.
И вот мы на берегу.
Здесь куча металлолома и вдали лед Карского моря.
Плавучие краны стоят на своей ледовой стоянке.
Вот он, мыс Харасавей.
Где-то там, впереди, Новая Земля.
Повсюду техника в снегу, вагончики.
И никого нет, только три человека охраны.
А это собственно порт Харасавей.
Причал, склады.
Неподалеку лежит вертолет и несколько антенн ПВО, когда-то здесь стояла военная часть.
Вертолет упал на взлете в 1986 году, да так и остался лежать вмороженным в вечную мерзлоту.
71°11,062' - самая северная точка нашей поездки. Севернее колесами можно добраться только в Тикси, да и то всего на 50 км.
Делаем отчетное фото и домой.
Теперь я был и здесь.
Дорога домой была непростой, попали в пургу.
Заметать стало еще в цивилизации.
И через несколько часов уже ничего не было видно. Ветер 20 м/с, при температуре -25.
Дорогу замело. Всё движение замерло.
Так и простояли мы в тундре двое суток.
А потом был снова зимник...
... небольшие посты дорожников...
... серьезные переметы, которые (о, удача) пробили до нас ...
... снова мосты ...
... следы человека в бесконечности ...
... и всё, цивилизация.
Ледовая переправа через Обь Лабытнанги-Салехард.
Земля.
Эмоции переполняют до сих пор.
Многого не опишешь, не объяснишь. Да и нужно ли?
Как же хочется обратно, на Север, в тундру...
И я буду там снова. Обязательно буду.
Некоторые фотографии в этом отчете сделаны
frederick-taer.
Также рекомендую небольшое, но познавательное видео от
ashotog:
Click to view
Трек поездки можно посмотреть
здесь.Другие мои отчеты водятся
тут.