Ямал, часть вторая.

Mar 25, 2010 08:35

Зима, Ямал, бескрайняя тундра, солнце и зимники.
В первой части я рассказал о единственной дороге на полуостров, о суровых условиях в которых приходится выживать здесь.
Но наша цель еще дальше - мыс Харасавей, берег Карского моря.
И мы продолжаем двигаться вперед.



До Бованенково остается совсем немного.
Дует пронзительный ветер.
Иногда по колее можно ехать аж 20 км/ч.



Где-то здесь к нам из ниоткуда приезжают ненцы.
Впечатление производят удручающее, просят хотя бы 500 рублей, "очень надо".



Порой далеко в тундре появляются островки жизни.



Диспетчерская ж/д и по совместительству пост дорожников.



Жизнь налаживается.
Здесь уже зимник чистят.



Подходят к концу наши 570 литров солярки.
Но мир не без добрых людей.
В тундре солярку можно купить от 5 до 10 рублей за литр, против 25 в Салехарде. И при этом отменного качества.
В Бованенково нам и вовсе удалось договориться на 300 литров бесплатно.
С топливом здесь всё серьезно, здесь - это жизнь.
А бензина тут нет. Совсем.



Всё чаще появляется встречка.
Сначала такая.



А потом из-под вывески "Острожно, Белазы!" вот такая.
Caterpillar, вахтовики называют его гоблином.



Вокруг - Бованенково. Одно из крупнейших месторождений газа в мире.
Оказывается, это не один поселок. Их тут десятки. Большие и маленькие.
Повсюду машины снуют туда-сюда круглосуточно. Говорят, здесь работает около 5 тысяч единиц техники.
Целая сеть дорог прекрасного качества, как будто и не было 500 км голой тундры до этого.
Мы даже умудрились заблудиться здесь.



И все делают одно дело - готовят инфраструктуру для добычи газоконденсата.
Строят аэропорт, дома, ж/д, подготавливают скважины.
Пуск всего хозяйства планируется в 2012 году.



Но нам дальше, на море, на мыс Харасавей.
Темнеет в тундре красиво.



Встаем прямо на прозрачном льду какого-то озера.
Их на Ямале сотни и все проморожены до дна.



Ну и закат, его я не могу не показать.



Утром нас снова встречает живность, на этот раз парочка деловитых песцов.



Снова зимник, на этот раз Бованенково-Харасавей, всего 106 км.
Стоит плакат "обслуживается...", на деле же просто воткнули вешки в тундру и всё.
Ж/д и здесь оттягивает трафик на себя, движения почти нет.



И вот мы на берегу.
Здесь куча металлолома и вдали лед Карского моря.



Плавучие краны стоят на своей ледовой стоянке.



Вот он, мыс Харасавей.
Где-то там, впереди, Новая Земля.

Повсюду техника в снегу, вагончики.
И никого нет, только три человека охраны.



А это собственно порт Харасавей.
Причал, склады.



Неподалеку лежит вертолет и несколько антенн ПВО, когда-то здесь стояла военная часть.



Вертолет упал на взлете в 1986 году, да так и остался лежать вмороженным в вечную мерзлоту.



71°11,062' - самая северная точка нашей поездки. Севернее колесами можно добраться только в Тикси, да и то всего на 50 км.
Делаем отчетное фото и домой.
Теперь я был и здесь.



Дорога домой была непростой, попали в пургу.
Заметать стало еще в цивилизации.
И через несколько часов уже ничего не было видно. Ветер 20 м/с, при температуре -25.
Дорогу замело. Всё движение замерло.
Так и простояли мы в тундре двое суток.



А потом был снова зимник...



... небольшие посты дорожников...



... серьезные переметы, которые (о, удача) пробили до нас ...



... снова мосты ...



... следы человека в бесконечности ...



... и всё, цивилизация.
Ледовая переправа через Обь Лабытнанги-Салехард.
Земля.



Эмоции переполняют до сих пор.
Многого не опишешь, не объяснишь. Да и нужно ли?
Как же хочется обратно, на Север, в тундру...
И я буду там снова. Обязательно буду.



Некоторые фотографии в этом отчете сделаны frederick-taer.
Также рекомендую небольшое, но познавательное видео от ashotog:

image Click to view



Трек поездки можно посмотреть здесь.
Другие мои отчеты водятся тут.

Ямало-Ненецкий АО, путешествия, off-road

Previous post Next post
Up