Ранее в статье
Тайна одной фотографии мы рассказывали о том, как был обнаружен снимок с первой игуменьей распооженного в городе Нижнем Тагиле Скорбященского женского монастыря Марией (Крузе). Также был поставлен вопрос: кто же изображен на другой фотографии. Долгое время считалось, что это и есть фотография игуменьи Марии. Сегодня поиск можно считать завершенным, а тайну раскрытой.
Первая игуменья Скорбященского женского монастыря Мария (Крузе)
Неизвестная игуменья неизвестного монастыря
Мы задали вопрос: кто же изображен на фотоснимке из архива тагильского краеведа И. Т. Коверды, если это не игумения Скорбященской обители Мария? Было сделано предположение, что это была гостья нижнетагильского монастыря, ведь в Екатеринбургской и Ирбитской епархии было несколько женских обителей: Покровская Верхотурская, Красносельская Введенская, Каслинская Казанско-Богородицкая, Каменская Преображенская, Колчеданская Покровская, Верхтеченская Свято-Троицкая. Зона поиска сузилась, но как вести его дальше, было не вполне понятно. Господь прислал ответ совершенно неожиданно.
Общеизвестны портреты дореволюционных настоятельниц некоторых монастырей.
Игумения Каслинского монастыря Мария
Игумения Ново-Тихвинского монастыря Магдалина
Игумения Алексеевского монастыря Таисия
Игумения Верхотурского монастыря Таисия
Настоятельница Сербишинской женской общины Валерия
?
Продолжая исследование по истории нашей обители, нам приходится встречаться с разными людьми и работать в архивах Свердловской области. Так состоялась очередная встреча с вдовой Ивана Трофимовича Коверды Людмилой Николаевной, которая сообщила, что разбирая бумаги своего супруга, она обнаружила листок, на котором незнакомой ей рукой была сделана надпись: «Игумения Милита (имя было написано не вполне разборчиво) и послушница Агния Николаевна». Других фотографий монахинь в архиве И. Т. Коверды не было. Так начался поиск людей, имена которых оказались обозначены в этой записке. И в Государственном архиве Свердловской области нам улыбнулась удача.
В начале ХХ века благочинный монастырей Екатеринбургской и Ирбитской епархии архимандрит Ксенофонт (Медведев) вел учет монашествующих и послушников всех мужских и женских обителей. Так были сделаны послужные ведомости братии и сестер епархии в 1908, 1912 и 1913 годах. В переписи Колчеданского Покровского женского монастыря от 1908 года можно найти запись о игуменьи с редким греческим именем Мегетия, которое переводится на русский язык как «величественная».
В ведомости приведен весь ее послужной список. 60-летняя настоятельница Колчеданской женской обители - в миру Мария Яковлевна Миронова - происходила из крестьян, обучалась в Ново-Тихвинском женском монастыре, где проходила послушание с 1859 года, то есть с 10 - 11 лет. В истории нашего монастыря тоже немало примеров, когда девочки, попав в стены обители в юном возрасте, получали здесь образование, обучались рукоделию и уже в сознательном возрасте принимали решение о принятии монашеских обетов. Мария Миронова приняла постриг в Екатеринбургском монастыре в 1892 году. На протяжении многих лет - с 1859 по 1896 годы - она проходила послушание рукодельницы по золотошвейному производству. В 1896 году Указом Екатеринбургской Духовной Консистории ей было поручено заведование Каслинским женским общежитием. Через два года - 5 июня 1898 года - монахиня Мегетия была определена настоятельницей Покровской женской общины, которая находилась в селе Колчедан, в 65 верстах от города Камышлова, на левом берегу реки Исети. Здесь так же, как и в Нижнетагильском заводе, по инициативе крестьянки Татианы Титовой в 1850 году возникла женская община. Высочайшим Указом она была утверждена в 1865 году.
Колчеданский_монастырь
11 октября 1901 года женская община, возглавляемая монахиней Мегетией, по указу Священного Синода была переименована в монастырь, а 14 ноября этого же года его настоятельница была возведена в сан игумении епископом Екатеринбургским и Ирбитским Иринеем. 6 мая 1905 года матушка Мегетия получила благословенную грамоту от Священного Синода, а 6 июня 1906 года была награждена золотым наперсным крестом[2]. В 1914 году игумения была освобождена от своего послушания по болезни.
Колчеданский монастырь. Фото С. Прокудина-Горского. 1901 г.
Кто же изображен рядом с матушкой Мегетией на тагильской фотографии? В ведомости среди 174 монашествующих и послушниц Колчеданской обители есть только одна сестра с именем и отчеством из записки в архиве тагильского краеведа. Такая тщательность записей письмоводительницы Покровского монастыря помогла установить истину, так как, например, в нашей обители в ведомость записывались только имена монахинь (фамилии некоторых удалось восстановить по другим историческим документам), имена и фамилии инокинь и послушниц. Под № 84 названа 23-летняя послушница Агния Николаевна Аксенова, тоже обучавшаяся в Ново-Тихвинском монастыре и причисленная к нему по увольнении из сельского общества в 1899 году. В селе Колчедан она несла послушание регента[3].
В многостраничной тетради с несколькими сотнями имен сестер Екатеринбургской епархии больше не встретились редкие женские имена Мегетия (или Мелетия) и Агния. Так в нашем расследовании была поставлена точка. Не было ответа только на один вопрос: как попала эта отлично сохранившаяся историческая фотография в Нижнетагильский завод? По утверждению Людмилы Николаевны Коверды, ее мужу снимок передали на хранение родственники Агнии Николаевны. Ивану Трофимовичу тагильчане доверили немало документов, связанных с церковной историей нашего города. Возможно, когда-нибудь они займут достойное место в музее церковной истории Нижнего Тагила в Скорбященском монастыре.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
[1] Книга имеется в библиотеке Скорбященского женского монастыря
[2] ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 688. Л. 271 об. - 272.
[3] Там же, Л. 281 об. - 282.
Подготовлено по материалам сайта Скорбященского женского монастыря.