Без мыла в ж... или сколько мы уже платим за ОПК?

Jun 02, 2010 16:41

Я продолжаю знакомить старых и новых друзей с обстановкой на невидимом фронте борьбы за светское образование наших детей. Как человек, отработавший в школе почти 20 лет (то есть лишённый каких-либо иллюзий относительно неё), я предпочитаю смотреть на вещи с точки зрения финансирования. Методические тонкости - дело специалистов, а вот отчёт о расходовании бюджетных денег  вправе потребовать каждый налогоплательщик. Тема этого поста - сколько мы уже платим за ОПК в образовании?

На первый взгляд, вопрос задан преждевременно. Модуль "Основы православной культуры" в составе нового школьного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с апреля введён в 19 регионах России, только в одной параллели начальных классов и в объёме одного часа в неделю для тех учащихся, которые выбрали именно этот модуль. Сколько часов ОДНКНР будет в базисном плане средней школы, пока не известно - план ещё не опубликован. Как будет поделено финансирование между шестью модулями курса - тоже непонятно.

Что ж, скоро будут ясны и эти статьи расходов. Но фокус в том, что за ОПК мы давно уже платим, из года в год всё больше и больше. Потому что из бюджета финансируется не только БУП и не только через собственно школу.

Мы уже платим за православие в школах больше, чем предполагает новый БУП.

Для иллюстрации этого тезиса проанализируем заметку о преподавании ОПК в Ростовской области, опубликованную 11 мая сего года на сайте Интерфакс-Россия.  http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=144196

Областной министр общего и профессионального образования Игорь Гуськов с цифрами в руках рассказывает о позитивном, по его мнению, опыте преподавания ОПК, которое якобы добровольно выбирают для преподавания школы и добровольно посещают ученики. Сейчас мы оценим, сколько стоит это удовольствие неверующим налогоплательщикам.

В шестом абзаце заметки написано, что "число средних школ, в которых будут преподаваться основы православной культуры, с первого сентября нынешнего года может возрасти до 500", а в девятом - что "для обучения учащихся основам православия уже подготовлено около тысячи преподавателей".  То есть новоиспечённых специалистов приходится в среднем по два на школу. Это позволяет оценить масштабы "добровольности" - ведь необходимость в двух специалистах одной квалификации возникает в школе при наличии нагрузки более полутора ставок (ставка составляет 18 часов в неделю). Для сравнения отметим, что в сельской школе, где обычно по одному классу в параллели, нагрузка учителя физики составляет 10 часов в неделю. Даже если преподаватели ОПК совмещают преподавание других предметов, за занятия ОПК бюджет области УЖЕ выкладывает суммы, сравнимые с расходами на ту же физику.

Оценим теперь средства, необходимые на переподготовку тысячи педагогов по новой специализации. 1000 педагогов - это 40 учебных групп. Недельный (минимальный) курс переподготовки - это 30 учебных часов - итого к оплате 1200 часов преподавателя-методиста. Предположив, что методист в провинции получает примерно столько, сколько учитель в Москве (250 руб за академический час), получаем (минимум) 300 тысяч рублей только зарплаты преподавателя системы повышения квалификации. К этому следует добавить расходы на подготовку самих учебных курсов, на издание методической литературы, на общежитие для педагогов из отдалённых районов, на транспорт для остальных, на оплату замещения педагогов, обучающихся в рабочее время (40 учебных групп невозможно пропустить через систему повышения квалификации в течение каникул). Итого, по самой скромной оценке, подготовка учителей ОПК только в Ростовской области обошлась налогоплательщикам чуть ли не в миллион рублей,  - это при том, что ОПК в базисный план школ региона не входит.

Да-да, не входит. Отчёт министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова комментируется также и на сайте "Газета.Ru" - http://www.gazeta.ru/education/2010/05/12_n_3366713.shtml . В этой заметке подчёркнуто, что регион не входит в число тех 19, где с апреля модуль ОПК преподаётся в составе нового предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Зато вот уже шесть лет в Ростовской области идёт эксперимент с преподаванием ОПК (без альтернатив типа светской этики) "на добровольной основе". То есть ОПК в школах региона имеют статус элективного курса, предмета по выбору либо кружка.

На первый взгляд кажется, что всё честно. Спрос рождает предложение: есть ученики, желающие изучать ОПК, поэтому организована подготовка педагогов по востребованной специальности и работа учителей оплачивается на общих основаниях. Если неверующих на эти занятия не загоняют, то вроде бы их права не нарушены. Увы, это не так. Потому что муниципальные школы живут по законам плановой экономики. Число оплачиваемых из бюджета часов элективных курсов, предметов по выбору и кружковых занятий строго ограничено и зависит от числа учащихся. (А с введением новых правил финансирования бюджетных учреждений будет только уменьшаться). То есть ОПК преподаётся ВМЕСТО других возможных вариантов. Вместо астрономического кружка, физического практикума, подготовки к ЕГЭ. Вместо театральной студии или спортивной секции. Поэтому за эксперимент в Ростовской области неверующие заплатили дважды: один раз в виде оплаты занятий ОПК, которые их дети не посещают, второй раз - в виде платы репетиторам или оплаты занятий во внебюджетных учреждениях дополнительного образования.

Прокомментирую ещё один абзац заметки. Он не связан с финансированием, зато наглядно иллюстрирует, какого рода подтасовки бывают в официальной отчётности. "Опыт данного предмета позитивен, что подтверждается снижением на 25% детской преступности и ростом на 30% качества образования", - заявляет министр. Полноте, господин Гуськов. Активная пропаганда православия в Ростовской области идёт в рамках "возрождения традиций казачества". А главная казачья традиция в области воспитания - порка. Учитывая наличие в руках воспитателей такого эффективного (и работающего независимо от вероисповедания) инструмента, как ремень, мы скорее удивимся, что достигнутые результаты в области воспитания и образования столь невелики.

Ещё один канал финансирования православия в образовании помимо БУПа - оплата различных околоучебных мероприятий. Например, олимпиад и конкурсов религиозной тематики.

Как только "Основы духовно-нравственной культуры народов России" получат статус полноправного школьного предмета,  обязательно встанет вопрос о проведении Всероссийской олимпиады школьников по этому предмету. Кстати, так называемая "Общероссийская олимпиада по основам православной культуры" в прошедшем учебном году состоялась уже во второй раз. И проводится она при поддержке в том числе и Министерства образования РФ, и российского совета олимпиад школьников. И похожа олимпиада на Всероссийские  - и Положение аналогичное, и регламент такой же, и даже льготы в вуз предусмотрены, причём не только на теологию и религиоведение, но и на историю. См. сайт олимпиады - http://pravolimp.ru/

Напомню, что в настоящее время Всероссийская олимпиада проводится по 22 учебным предметам - см. официальный сайт http://rosolymp.ru/index.php . Школьный, муниципальный и региональный этапы олимпиады по ОПК, если верить Положению, бюджетное финансирование уже получили, в том числе в виде городских и региональных "целевых программ".  Осталась сущая ерунда - пробить бюджетное финансирование финального этапа.

А вот со статусом Всероссийской олимпиады у батюшек будут проблемы. Школьный предмет называется "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и к православию, таким образом, не сводится. То есть батюшкам придётся делиться статусом с муллами,  раввинами, ламами и учителями светской этики. Поэтому батюшки, вероятно, пойдут другим путём.

К примеру, у нас в Московской области в этом году провели отдельную олимпиаду по факультативному курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Её учредителями (и спонсорами) выступили областное министерство образования и областной университет http://olimp.mgou.ru/spir , и собрала она 74 участника  (а региональная олимпиада по истории, к примеру,  -  всего 58, с чего бы это?). Я проверила - задания олимпиады касаются исключительно православия, хотя в названии олимпиады этого слова нет. То ли не поладили местные инициативные батюшки с батюшками-организаторами олимпиады, описанной в предыдущем абзаце, то ли на практике отрабатывают один из способов оставить другие духовные культуры и светскую этику за рамками олимпиадного расписания и финансирования.

Заметим, что расходы на собственно олимпиаду - это верхушка айсберга; подготовка участников предполагает финансирование постоянно работающих факультативов и кружков. И финансируются факультативы и кружки  в школах и учреждениях дополнительного образования из бюджета.

Мы уже платим за православие в дополнительном образовании.

Уж коли программы по модулю либо факультативу ОПК в муниципальных школах одобрены властями, то в дополнительном образовании православие тем более имеет все возможности для развития. И тоже за счёт других направлений.

Не буду ходить далеко за примерами. Возьмём Дворец детского творчества Железнодорожного, где я три года проработала по совместительству.  ( http://ddtzd.ru/ ) В составе учреждения особо выделен духовно-нравственный отдел, в нём 32 учебные группы работают по восьми программам  - есть и духовное краеведение, и православная культура в двух вариантах, и традиционные истоки чего-то там, а также хор и театр (явно не светские - светские в другом отделе). Работа моего собственного (астрономического) кружка в этом году была приостановлена по формальному поводу; в текущем расписании я нашла всего два технических кружка (радиоспорт и сайтостроение) и один естественно-научный (экологический). Заметим, что в нашем городе колоссальный дефицит дополнительного образования; посещение кружков, секций и студий в негосударственных учреждениях стоит минимум тысячу в месяц за два часа в неделю, а в среднем две-три тысячи. Основной проблемой является нехватка помещений; но для православия нашлось и место в бюджетном учреждении, и бюджетное же финансирование.

Мы уже платим за православие в высшем и послевузовском образовании.

Пост всё же об образовании школьном, так что про вузы отметим конспективно. Специальность 020500 "теология" (квалификация "теолог" и "преподаватель") утверждена приказом Министерства образования РФ от 2 марта 2000 года № 686. Кафедры теологии появились в ряде госудаственных вузов. По специальности "религиоведение", например, набирают учащихся многие педвузы. Речь идёт о бесплатном образовании на бюджетных местах.

В апреле этого года была предпринята попытка создать совет по теологии при Высшей аттестационной комисии, то есть разрешить присуждать теологам учёные степени "государственного образца". Вроде бы попытка не удалась - на сайте ВАК я не нашла упоминания об этом новшестве. Но, боюсь, это вопрос времени.

Не хочется заканчивать пост на этой грустной ноте. Поэтому в завершение - немного юмора и сатиры.

Призовём веру на помощь в сдаче ЕГЭ -  http://newsru.com/russia/01jun2010/exams.html

ЕГЭ по основам религии - http://lleo.aha.ru/dnevnik/2009/07/29.html

ЕГЭ по ОПК - http://sapojnik.livejournal.com/226976.html?thread=7331488

НЕТ легитимизации религии в образовании!

Previous post Next post
Up