В сентябре месяце перечень производителей надрессорных балок пополнился новым участником - казахстанское предприятие АО Востокмашзавод из Усть-Каменогорска получило право на производство надрессорной балки.
По-своему знаковое событие, ведь до этого момента на территории Республики Казахстан никогда не существовало производства крупного вагонного литья, которое относится к самым ответственным с точки зрения исполнения составляющим грузового вагона, а также самым дорогим по цене. Расширение круга производителей балок и рам на пространстве ЕЭП хочется только приветствовать - ведь мы лишились (и возможно в ближайшем будущем продолжим лишаться) украинских поставщиков вагонов и комплектующих к ним. Наши отношения с Украиной будут только ухудшаться, так как самостоятельного руководства в этой стране нет, а есть лишь набор людей, представляющих интерес американских элит. Последняя известная речь Путина В.В. в Сочи на Валдайском форуме не оставляет нам шансов на нормализацию отношений с США, значит, противостояние с этой супердержавой продолжиться до последнего украинца. Нет, есть конечно, вероятность вразумления украинцев и прихода к власти ориентированного на Россию правительства, но этот закономерный процесс будет длиться долго - полное падение в пропасть, войны, эпидемии, афганистанизации украинского общества, продолжение гражданской войны на территории подконтрольной властям (за еду и тепло), вразумление после истребления всех безумных, покаяние, смирение, разочарование в американских добродетелях и их адептах, а затем долгожданное обращение к забытому братскому народу - русским. Это с годик точно надо будет подождать, а за это время остатки украинской железнодорожной промышленности, ориентированные на Россию-матушку могут просто сгинуть с лица земли, либо будут полностью ограничены в поставках товаров на таможенную территорию Евразийского союза. При таком положении дел мы не можем не желать прихода на рынок новых производителей, в частности, боковых рам и надрессорных балок, способных заменить своими объемами, выпавший Кременчугский сталелитейный завод.
Но похоже на Казахстан в этом вопросе надеяться не придется. С одной стороны, в этом государстве существует здоровое стремление к независимости в промышленном плане, импортозамещению, созданию сложных производств. В подтверждении этого желания мы видим появление электровозо- и тепловозостроительных заводов. С другой, мы понимаем, что в Казахстане очень сильна другая тенденция. Как бы это мягко сказать - традиционная черта, не изжитая попытками построение цивилизованного бизнеса и правового государства. Да, я о коррупции. И если мы возьмем стоимость тех самых надрессорных балок по данным журнала Промышленные грузы, то увидим, что она составляет целых 112 500 рублей. Это выше, чем у всех иных российских производителей в два раза.
Похожая картина и с производством вагонов в Казахстане - они всегда дороже на заводах этой страны, чем в России и в Белоруссии. Отечественный бизнес создать можно, но это будет существенно дороже, чем покупать это у соседей. А все потому, что коррупционная составляющая в РК неизбежно больше, чем в России и это сразу сказывается на конечной стоимости, производимой в РК продукции. Это черта всей экономики Казахстана, не даром казахстанские производители так боятся неограниченного прихода конкурентов из Белоруссии и России, способных предложить более низкие цены на свои товары. Кому интересно, почитайте -
http://www.iarex.ru/articles/38003.html Железнодорожное машиностроение, как мы видим, не является исключением из общего тренда - его продукция обречена быть дороже российских аналогов. И если государство Казахстан не будет прикладывать максимум финансово-административных усилий для защиты своих предприятий железнодорожного машиностроения от конкурентов из России и Белоруссии (причем защита может носить скрытый характер в виде всевозможных налоговых преференций и субсидий), то Казахстан никогда не сможет выйти на российский рынок и может потерять свои мощности. Лично я считаю, что самой лучшей перспективой для бизнеса Казахстана является создание режима наибольшего благоприятствования для российских компаний, которые, пусть и завоюют рынок этой страны, но дислоцироваться будут в Казахстане с сопутствующими последствиями - рабочие места, уплата налогов в бюджет РК и прочее. Но это все глобально. А если вернуться к реальности сегодняшнего дня, то я не могу понять, какая перспектива выживания предприятий, производящих на падающем рынке более дорогую, чем у конкурентов продукцию? Это можно объяснить чем угодно, то только не логикой, и не бизнесом.