Из статистического отчета МПС России за 2000 год следует - по техническим неисправностям от поездов было отцеплено 187 800 грузовых вагонов, что на 36 200 случаев меньше, чем в 1999 году. Хорошее время было, честное и настоящее.
Сейчас отцепки вагонов в пути следования относят к особой разновидности текущего ремонта - ТР-2 (в 2000 году такого деления не было). В ТР-2 в 2013 году было отцеплено 562 062 грузовых вагонов, т.е. больше, чем в 2000 году на 374 262 случаев. Увеличение почти в три раза. Просто сумасшедший рост! Что изменилось за эти годы? Да, парк вагонов увеличился: в 2000 году он составлял 800 000 единиц, а в 2013 составил - 1 200 000 единиц. Но при этом парк вагонов и обновился. Средний возраст парка в 2000 году был 16,5 лет, а в 2013 году он составил уже 15,2 лет. Чем парк моложе, тем меньше отцепок - об этой аксиоме любят постоянно говорить вагоностроители. Кратный рост отцепок в ТОР, произошедший за последние 12 лет можно объяснить просто - РЖД стало делать бизнес на текущем ремонте. Если раньше парк принадлежал в основном МПС, и смысла фиктивно отцеплять и чинить вагоны не было, то сейчас на фиктивных отцепках можно очень неплохо зарабатывать (что видимо и происходит). Процедура отцепки вагонов в текущий ремонт очень располагает к злоупотреблением - сам признаю неисправным, сам чиню и сам признаю исправным. Хороший бизнес. Противодействия со стороны добрых владельцев подвижного состава никакого. Возмущаются потихоньку, но ссориться с РЖД по-настоящему боятся («худой мир лучше завсегда доброй ссоры»). Сравнение данных по ремонтам еще раз подтверждает наши предложения утверждение о многочисленных приписках к текущему ремонту.