Меня не совсем корректно процитировали в СМИ по поводу создания нового НП вагоностроителей. Правильный ответ был такой:
Вопрос: В чем причина создания новой НКО российских машиностроителей? (Имеется в виду «Объединение предприятий сталелитейной промышленности» (НП «ОПСП»), учреждение которого было анонсировано ТВСЗ и Трансмашхолдингом несколько дней назад в Сочи).
Ответ: У нас пока слишком мало данных, чтобы судить об истинных мотивах создателей новой общественной организации.
Скорее всего, причина создания данной структуры, как бы сказать, политическая. У нас ведь уже есть и НП ОПЖТ и НП ОВС - зачем создавать еще и третье объедение отечественных вагоностроителей?
Объяснить это все можно только расколом в стане вагоностроителей. По сути, объединение вагоностроителей НП ОВС является «детищем» Уралвагонзавода. И основное право голоса, как мы можем судить, было в этом НП именно у Уралвагонзавода.
Видимо с таким положением дел были согласны не все члены НП ОВС. Кроме того, мы не могли не заметить набирающего силу конфликта между Уралвагонзаводом и Тихвинским вагоностроительным заводом. Продукция последнего была признана инновационной, а полувагоны УралВагонЗавода таковыми признаны не были, что повлекло мощнейшее недовольство руководства нижнетагильского предприятия. Обработка общественного мнения на предмет несправедливости шла и в прессе, а в коридорах власти, по-видимому, велась борьба за распространение режима наибольшего благоприятствования и на вагоны
УралВагонЗавода. Кроме того, по выданным сертификатам видно, что ряд предприятий, находящихся ранее на «канонической» территории УралВагонЗавода, такие как Новокузнецкий вагоностроительный завод, получили сертификаты на производство вагонов на инновационной тележки Barber именно от ТВСЗ. Таким образом, налицо мощнейшая борьба за рынок между двумя заводами, ранее ведущими совместные действия по запрету продления сроков службы вагонов и удалению с российского рынка украинских вагоностроителей. По-видимому, УВЗ и ТВСЗ стало некомфортно в рамках одного некоммерческого партнерства, вот ТВСЗ пришлось учредить свою организацию, чтобы не зависеть более от УВЗ.
Что касается перспектив новой общественной организации, то тут все будет зависеть от мудрости владельцев ТВСЗ - если вхождение в состав НП ОПСП будет сопровождаться выдачей на льготных условиях сертификата на тележку Barber, то все члены НП ОВС переметнутся в НП ОПСП и УралВагонЗавод, оставшись в гордом одиночестве, будет вынужден закрыть НП ОВС, потеряв возможность официального общения с органами госвласти. Хочу сказать, что если дело пойдет так дальше, то УВЗ нужно будет сосредотачиваться только на производстве военной техники, благо ситуация к этому располагает.
Что касается перспектив перехода на инновационные модели вагонов в случае развертывания деятельности НП ОПСП, хочу отметить следующее. Если на базе данного партнерства будет создано полноценное конструкторское бюро, испытательный центр, лаборатории и экспертные организации, то тогда НП ОПСП сможет квалифицированно развивать качество подвижного состава. Если же вложений в производственную и научную инфраструктуру партнерства сделано не будет, это приведет к тому, что данное партнерство будет осуществлять только лоббистские функции.