У бонапартистов тоже был свой гимн, и сейчас мы о нём расскажем.
В 1804 году, став императором, Маленький капрал (он же Корсиканское чудовище, Людоед, Узурпатор и, конечно же, Его Императорское Величество) столкнулся с тем, что Марсельеза, при всей её популярности, чересчур революционна. Запрещать её он, конечно же, не стал, но в качестве гимна Империи выбрал «Походную песню» («Le Chant du Départ»).
К тому моменту «Походная песня» уже имела десятилетнюю славную историю. Её слова сочинил в 1794 году Жозеф Шенье, якобинец, один из депутатов, голосовавших за казнь Людовика XVI, а музыку - Этьен-Николя Меюль, организатор Музыкального института, преобразованного впоследствии в Парижскую консерваторию.
Изначально «Походная песня» называлась «Гимн свободе», но Робеспьер лично дал ей нынешнее название. Песня мгновенно завоевала популярность в войсках - её даже называли сестрой «Марсельезы»!
Одной из её особенностей является то, что каждый из куплетов исполнялся от лица различных персонажей: депутат, мать, старики, ребенок, жена, молодая девушка, военные.
Куплет, исполняемый от лица ребёнка, посвящён двум юным героям революции - Жозефу Бара и Агриколю Виала. Говорят, что и Бара, и Виала стали прототипами для Гавроша - как знать…
Президент Франции Жискар д'Эстен (президентский срок 1974-1981) распоряжался исполнять «Походную песню» на официальных торжествах вместе с «Марсельезой».
Песня до сих пор входит в репертуар французской армии.
Click to view