Куда полетит беспилотник без пилота

Aug 14, 2014 16:44



БПЛА "Фантом Рэй"

Количество беспилотников в армиях наиболее развитых стран мира, включая и нашу, между прочим, растет бурными темпами. Оснащение войск беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) это тренд последних десятилетий, и в ближайшие десятилетия вряд ли он перестанет быть актуальным.

Оно и не удивительно. Главное преимущество БПЛА - это, как следует из названия, отсутствие человека на борту. Данный факт открывает перед такими машинами безграничные боевые и тактические возможности. Пилот, каким бы он безбашенным, отважным, идеологически и, возможно, наркотически промотивированным ни был, все равно не хочет умирать, а железке и ее оператору, находящемуся в сотнях километров от фронта, все равно.

С чего же началась беспилотная авиация и чего от нее ждать в обозримом будущем. Давайте посмотрим.



Чарльз Кеттеринг, изобретатель беспилотников, собственной персоной

Идея создания БПЛА принадлежит американскому военному инженеру из Огайо Чарльзу Кеттерингу. Вдохновленный первым полетом братьев Уилбера и Орвилла Райтов в декабре 1903-го года, он через семь лет в 1910-м предложил идею беспилотного самолета, способного превращаться в авиабомбу. Пожалуй, это и можно назвать началом беспилотной ударной авиации.



Самолет Кеттеринга готовится к вылету на полигоне в Дейтоне, Огайо

Идея Кеттеринга была довольно простой и предполагала то, что самолет, начиненный взрывчаткой, способен лететь по прямой без пилота некоторое время, а потом сбросить крылья и превратиться в бомбу, пикирующую радикально вниз, прямо на неприятеля. В 1914-м году, с началом Первой Мировой, Кеттеринг даже получил заказ от армии США на изготовление прототипа своей вундервафли, и построил его, но в боях эти штуки не участвовали, потому что война к тому времени уже закончилась. Правда, БПЛА Кеттеринга все равно были приняты на вооружение, а 45 выпущенных самолетов поставили в резерв, на пропадать же добру.



Полноразмерный макет "Жука" Кеттеринга в музее ВВС США

Самолеты эти представляли собой конструкцию из дерева и папье-маше, оснащенную 40-сильным четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Равномерность полета обеспечивалась гироскопом и альтиметром. Называлось все это "Kettering Aerial Torpedo", Воздушная торпеда Кеттеринга, более известная как Kettering Bug, "Жук Кеттеринга".

Доработка и совершенствование конструкции "Жука" длились на протяжение всех 1920-х, однако, в начале 30-х финансирование было прекращено. Причина - аппарат признали дорогостоящим и малоэффективным по сравнению с традиционными видами боеприпасов. Кроме того, в 1933 году в Великобритании создали радиоуправляемый беспилотный аппарат, который, по мнению американского руководства, превосходил технологически изобретение Кеттеринга и был более выгодным.



Queen Bee

Ну как выгодным... "Queen Bee" (или по нашему "Пчеломатка"), разработанный на базе биплана Fairy Queen и управляемый по радио с корабля, до 1935-го года не умел возвращаться к месту запуска, поэтому повторное использование летательного аппарата было невозможным. Стоил он, между тем дороже "Жука", поэтому экономический профит в данном случае сомнителен. Однако, после 35-го Queen Bee с потолком в 5 км и максимальной скоростью в 170 км/ч таки "научили" возвращаться к месту старта, и это уже стало революцией в области БПЛА. Использовалась "Пчеломатка" Королевским флотом и ВВС вплоть до 1947 года.



Tiger Moth

Конструкция самолета все это время дорабатывалась, и в итоге аппарат доэволюционировал до de Havilland DH 82 Tiger Moth и использовался британскими военными в качестве воздушной цели - пилоты отрабатывали на них приемы ведения воздушного боя. В США с 1940-х для обучения летчиков применялись радио-самолеты Radioshare OQ-2.



ПСН

Советский Союз старался не отставать от империалистического мира в плане вооружения, поэтому у нас так же велись разработки БПЛА. В 1935-1938 годах на заводе № 23 в Ленинграде разрабатывался проект телеуправляемого планера-торпедоносца ПСН (планер специального назначения). Планер представлял собой небольшую летающую лодку, вооруженную одной торпедой или бомбой. Наведение осуществлялось инфракрасной системой или по телевидению. К цели такие планеры должен был доставлять самолет-носитель ТБ-3. В 40-м году работы по этому проекту закрыли.



ТБ-3

Развитие получил другой проект, связанный с автопилотированием. На бомбардировщике ТБ-3 обкатывали технологию управления летательным аппаратом без участия человека. Поначалу дела шли не очень хорошо. Так в 33-м году испытания закончились тем, что живому пилоту все же пришлось браться за штурвал и вынимать самолет из пике. Однако, в начале 1941-го года самолёт ТБ-3 "Бомба" конструкции Р.Г. Чачикяна успешно прошел государственные испытания. Два образца ТБ-3 были переданы для использования в боевых действиях. В 1941-м СССР несколько раз применял тяжелые бомбардировщики ТБ-3 с радиоуправлением в качестве беспилотников. Так за шесть лет Советский Союз смог почти полностью ликвидировать отставание от Запада в области строения БПЛА.



Модель «Фау-1» в музее Пенемюнде

Вторая мировая война сильно ускорила разработки в области беспилотной авиации. США создали радиоуправляемые БПЛА на базе самолета B-17. Эти машины пытались использовать для нанесения ударов по базам немецких подводных лодок.

Германия, разумеется, вела разработку нескольких радиоуправляемых типов беспилотников на протяжение всей войны. Это были бомбы Henschel Hs 293, Fritz X, Ракеты Enzian и радиоуправляемый самолет с большим количеством взрывчатого вещества на борту. Однако настоящий прорыв был совершен в 1941-м году, когда немецкие инженеры Роберт Луссер и Фритц Госслау разработали самолет V-1 Vergeltungswaffe 1, позднее известный как Fi-103 или Фау-1. Этот самолет стал первым в мире прототипом крылатой ракеты. Управление аппаратом осуществлялось автопилотом, который удерживал машину на заданном курсе и высоте. В 1944-м Фау впервые использовали против Великобритании - при бомбардировке Лондона.



После войны разработки БПЛА продолжались. В 1955-м году американцы успешно запустили в небо "Firebee" XQ-2. Это был, кстати, один из первых беспилотников с реактивным двигателем. Использовался он для сбора разведданных и наблюдения за радиокоммуникациями.

Собственно ударных беспилотников не создавалось с конца Второй мировой до 2000-х годов. Практически все модели применялись для разведки, да и сейчас эта функция является приоритетной для беспилотников.

D-21 на спине М-21

Вот ещё один пример, БПЛА D-21. Запуск данного аппарата производился с борта носителя, самолета М-21 "Блэкберд". Эта программа была секретной более 40 лет. Подобные летательные аппараты использовались с 1969-й по 1971-й год для наблюдения за ядерным полигоном Лоп-Нур в Китае. Занятно, что программу закрыли после столкновения беспилотника с самолетом-носителем.



Можно так же вспомнить MQ Predator. Этот БПЛА получил возможность нести на себе вооружение и поражать цели. На вооружении ВВС США состоят 125 беспилотников такого типа, и еще 6 - на вооружении ВВС Италии. "Хищник" применялся в Боснии, Ираке и Афганистане. Сейчас его постепенно снимают с вооружения.



Вспомним так же и RQ-170 Sentinel. Довольно свежая разработка американского сумрачного военного гения. 2009 год. Он получил прозвище "Кандагарский зверь", и был впервые применен во время операции "Несокрушимая Свобода" в Афганистане. Так же он применялся и в Пакистане.



Но хватит об Америке. У нас тоже есть свои современные БПЛА, и их много. Например, одна из последних беспилотных разработок КБ Туполева - Ту-300 "Коршун". Он планировался в двух вариантах - разведывательном и ударном. Достоверно неизвестно были ли доведены работы по этому проекту до конца или нет. Военная тайна.



"Скат" и его вооружение

Следует упомянуть и боевой БПЛА "Скат" корпорации "МиГ". На авиасалоне МАКС-2007 этот аппарат произвел настоящую сенсацию. На фоне прочих беспилотников малых размеров, которых было подавляющее большинство, внушительных габаритов ударный "Скат" впечатлял. Он может брать на борт около двух тонн вооружения, среди которого противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг, так что машина эта с суровым нравом и острыми клыками.



Ещё один наш беспилотник, способный поражать движущиеся и неподвижные цели - это "Дань-БАРУК" казанского КБ "Сокол". Этот БПЛА, который считается одним из наиболее перспективных проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки и ведения воздушного боя. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.



В данный момент разработка БПЛА одно из важнейших направлений в авиастроении крупнейших стран. Россия не исключение, о чем свидетельствует тот факт, что Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех и Уральский завод гражданской авиации подписали соглашение о сотрудничестве по созданию новейших типов беспилотных летательных аппаратов.

Сотрудничество предполагает создание и внедрение комплексных проектов бортов БПЛА (пилотажная система, топливная система, кабельная и т.д.) для перспективных и находящихся в эксплуатации беспилотников, современных базовых и критических технологий отработки в пилотные проекты по созданию комплексов БРЭО БПЛА с учетом отечественных и международных требований по аэронавигации, эргономике и сертификации.



RQ-4 Global Hawk

Пока что беспилотная авиация не вытеснила традиционную и не вытеснит на протяжении ещё нескольких десятков лет точно, однако, темпы разработки БПЛА в данное время сравнимы с темпами 1940-х годов. Правда, тогда процесс подстегивала война, а сейчас необходимость ее избежать... Ведь когда ты знаешь, что в ангаре твоего оппонента стоит убойная техника, не знающая страха, связываться не очень охота, правда?

самолеты, история

Previous post Next post
Up